Ученые исследовательского центра ЦЕРН в Швейцарии объявили об обнаружении новой субатомарной частицы. Она может быть «бозоном Хиггса» или «частицей Бога», которая, согласно Стандартной модели физики, создала всю массу Вселенной.
Что это за открытие? Каким образом можно оценить эту новость с точки зрения богословия? Как оно влияет на существующие теории возникновения и устройства Вселенной?
Комментирует физик, астроном, доктор философии Юрий Пидопрыгора:
Пока что рано говорить об открытии именно бозона Хиггса. Обнаружена частица-кандидат, но то, что, во-первых, это действительно частица-переносчик «массообразующего» поля и, во-вторых, что свойства ее соответствуют предсказанным теорией еще предстоит долго и кропотливо доказывать. Но даже если это действительно он, это ничего не меняет существенным образом, скорее наоборот, подтверждает давно сложившийся порядок вещей, поскольку бозон Хиггса является частью т. н. «Стандартной модели» в физике элементарных частиц, которая так называется по той простой причине, что уже давно является нормальным, стандартным способом теоретического описания микромира.
Так что пока что все нормально, все status quo. Вот если бы бозон Хиггса не был обнаружен (а шансы на это, повторяю, все еще остаются), тогда было бы гораздо более интересно, поскольку это бы давало зеленый свет альтернативным теориям, «новой физике». В любом случае, так или иначе это интересно преимущественно специалистам.
Что до Богословия, то, конечно, хороший проповедник может подвести богословскую базу под любые явления или события. И это правильно, поскольку абсолютно все в нашем мире свидетельствует о Творце. Поэтому, конечно, и это открытие, в особенности в силу его значительного общественного резонанса, может быть и уже является объектом для определенных богословских рассуждений и спекуляций. Но, по сути, с тем же успехом можно было бы строить богословские рассуждения на изменениях погоды этим летом или на итогах футбольного чемпионата.
Я понимаю, что прилипшее к бозону Хиггса определение «божественной частицы» может вводить многих в заблуждение. Увы, это всего-лишь обычный в современной науке (точнее, в околонаучном пиаре) способ создания яркого ярлыка, привлекающего к себе внимание. С Богословием это связано не намного больше, чем всем известное название обычного насекомого — божьей коровки.
Так что, по большому счету, ощутимым образом это открытие ничего не меняет, ни в науке, ни в Богословии. Но, как всегда, есть масса причин и поводов, по которым найдутся те, кто будет утверждать обратное.