9 апреля в Политехническом музее состоялась дискуссия «Достойная смерть в будущем». В ней приняли участие профессор
Не заболеешь раком – не получишь паллиативную помощь
В России первые хосписы появились в начале девяностых годов, и до сих пор паллиативная помощь оказывается преимущественно
В немецких хосписах и паллиативных отделениях более 90 процентов пациентов – онкологические больные, при этом только 25 процентов из тех, кто умирает в Германии, умирают от рака. Большинство из оставшихся 75 процентов также страдают длительными хроническими заболеваниями – сердечно-сосудистыми, неврологическими, урологическими, деменцией (старческим слабоумием), — и в конце жизни не могут получить паллиативную помощь.
По словам Боразио, в ближайшие десятилетия в промышленно-развитых странах число людей старше 65 лет увеличится втрое и 90 процентов умирающих (а умирают рано или поздно все) будут умирать от хронических заболеваний, в том числе от деменции, которая может длиться больше десяти лет. «Нужна система медицинского обеспечения, учитывающая интересы людей, которые болеют долго», — отметил Боразио.
Больные неонкологическими заболеваниями в Германии не могут получить паллиативную помощь, потому что большинство врачей в этой области некомпетентны. Только два года назад паллиативная медицина стала обязательным предметом в немецких медицинских вузах.
Смерть принадлежит человеку
Анна Сонькина напомнила официальное определение
Такое определение, по мнению Сонькиной, правомерно, но она считает, что прежде всего надо говорить о паллиативной помощи как о помощи, которая борется за качество смерти. «За качество жизни борется вся медицина, а вот качество смерти – наша задача, — объяснила она. — Только паллиативщики пришли и сказали: давайте вернем людям смерть. Смерть, которая с развитием медицины стала принадлежать медикам».
Медицинская составляющая паллиативной помощи – устранение физических страданий. Но помимо этого надо помочь людям подготовиться к смерти. Эту задачу тоже решает паллиативная медицина.
«Самое важное в паллиативной медицине – общение, — считает Жан Доменико Боразио. – Мы должны понять, что хотят пациенты, создать для них пространство, в котором они смогут раскрыть свой потенциал, но не говорить им, что делать в этом пространстве, не решать, что для них хорошо. Тогда пациенты будут умирать не нашей смертью, а своей».
Об этом, напомнил Боразио, писал и великий австрийский поэт Райнер Мария Рильке: «О, Господи, дай каждому из нас свою собственную смерть».
Хрен слаще редьки? Эвтаназия и ассистированное самоубийство
На всех общественных мероприятиях, где обсуждают паллиативную медицину, заходит разговор об эвтаназии. Не стала исключением и дискуссия в Политехническом музее. «В каких странах разрешена эвтаназия и как она осуществляется в Швейцарии?», — спросила одна из женщин в зале. Она также посетовала, что в России этого не дождаться.
«Убийство по требованию – корректное определение слова “эвтаназия” – разрешено в Нидерландах и Бельгии и, возможно, скоро будет разрешено в Люксембурге, — ответил Боразио. – В Швейцарии терпят нечто другое – ассистированное самоубийство. Это когда кто-то ставит стакан с ядом, но стакан вы должны выпить сами».
По мнению профессора из Лозанны, между эвтаназией и ассистированным самоубийством есть большая разница. В Голландии, где разрешена эвтаназия, есть случаи убийства больных, которые об этом не просили. Там, где разрешен только ассистированный суицид, такие случаи неизвестны. И выбирают такую смерть немногие. В Швейцарии из тысячи умирающих только 3-5 человек совершают ассистированный суицид. «Задача паллиативной медицины – сделать так, чтобы никто не выбирал такую смерть», — сказал Боразио.
О том, что при легализации эвтаназия
«Я не дам никому просимого у меня смертельного средства и не покажу пути для подобного замысла», — говорится в клятве Гиппократа.
Этический кодекс Российского врача, принятый в 1994 году Ассоциацией врачей России, начинается со слов: «Руководствуясь клятвой Гиппократа…».
Очевидно, что ассистированное самоубийство – грубое нарушение клятвы Гиппократа. Если даже не сам врач ставит у постели больного стакан с ядом, он этому содействует, то есть показывает путь для подобного замысла. На это корреспондент Правмира указал участникам дискуссии.
Анна Сонькина согласилась, что с точки зрения биоэтики разницы между эвтаназией и ассистированным
Сам Жан Доменико Боразио не содействует самоубийствам, а много лет помогает умирающим, утешает их, облегчает страдания, готовит людей к смерти. Но терпимое отношение такого достойного человека к ассистированному самоубийству как к чему-то, в исключительных случаях допустимому, показывает, как важно сегодня христианам активно участвовать в общественной жизни, в том числе в разработке и принятии законов. От этого во многом зависит, будут ли юридические нормы совпадать с этическими.
Подготовил Леонид Виноградов