— Отец Валериан, наступает Масленица. Одни считают ее абсолютно языческой традицией, другие — частью традиции христианской. И, если вдуматься, правы те и другие. Но как правильно относиться к этой традиции, чтобы извлечь духовную пользу?
— Каждый человек благочестив в меру своего духовного возраста и того, насколько глубоко он воспринимает евангельского Христа и Евангелие. Без этого Масленицу можно превратить просто в набор каких-то традиций, в какой-то праздник, не имеющий никакого отношения к вере и духовности.
Люди входят в пост постепенно. И сырная неделя или Масленица — это когда мы закончили есть мясо и еще неделю едим всякие там блины и молочные продукты. А потом, попросив друг у друга прощения, входим в Великий пост. Но не так, что целую неделю мы занимались не пойми чем, а в последнее воскресенье перед постом решили сожрать все молочное, сыры и блины, а остатки уже не знаем кому отдать.
Христианство, православие — это не о том, чтобы что-то есть или чего-то не есть. Это о Христе.
Для кого-то Масленица — языческий праздник, как был, так и остался, потому что это язычество — в самом человеке. А у кого-то это вызывает благочестивое желание сделать некую пирушку, перед тем как лечь в духовную больницу, откуда неизвестно еще — выйдет или не выйдет. Пирушку перед интенсивной терапией и реанимацией своей души — перед постом. Главное — не доводить до безумия. Это должно быть по-доброму, по-человечески, искренне.
Если на Масленицу ты позовешь за свой стол абсолютно незнакомых тебе людей, это будет христианский поступок или языческий? Конечно, христианский. Вот о чем это! А не о том, чтобы водки нажраться, кулачные бои проводить и чучело какое-то сжигать.
— С началом Масленицы на нас обрушивается лавина виртуальных поздравлений в соцсетях и мессенджерах. Мерцающие открытки с блинами, котиками и примитивными стишками. Например: «С Масленицей, люди! Хрен вам всем на блюде! К хрену — поросеночка, к поросенку — водочка, к водочке — икорка, к икорке — хлеба корка. Хлеб намажьте маслицем, и пусть вам будет счастьице!» Вот как не раздражаться на такое перед постом? И как оградиться?
— Это откровенный «христианский» спам, или спам под православным соусом. Поскольку человек — тварь словесная, нужно попытаться объяснить. Конечно, дураку говорить бесполезно, он все равно не поймет, потому что дурак. А если считаете, что человек может понять, то «обличай премудра», по слову царя Соломона. Можно просто сказать: «Пожалуйста, не шли мне этой чепухи. Не нужно! Эти открыточки загаживают мой телефон и компьютер. В них нет никакого благочестия. Это подмена благочестия. Это глупость, а не благочестие!»
Есть люди, с которыми ты давно знаком, которые тебе почему-то дороги, но они настолько привыкли к таким поздравлениям, что иначе не умеют. Поэтому терпи. Просто терпи.
Наконец, есть категория людей, с которыми лучше поступать как в фильме «Трое в лодке, не считая собаки»: «В сад!» В бан — сразу же и немедленно. Но перед этим спокойно предупреждаешь: «Дорогие мои! Те, кто мне будет присылать все эти праздничные “смешарики” — благочестивые открыточки, слащаво-елейную фофудью и прочие слюни, не обижайтесь, если я вас без предупреждения занесу в черный список. Чтобы вы больше не отвлекали меня очередной глупостью по вайберу».
Зачем это? Хочешь поздравить человека — позвони, встреться, пообщайся от всего сердца.
А не вот эта какая-то отписка. Можно подумать, эту переливающуюся картинку ты сам нарисовал! Вот если сам нарисуешь, тогда и дари — как рисунок маме в первом классе школы. Это нормально. А если ты все это копируешь и репостишь, занимаешься рассылкой спама, то, может быть, с тобою что-то не то? Может, уже интернет стал твоим хозяином, а не ты управляешь им?
В общем, тут нужно действовать по ситуации: либо вразумлять людей, либо терпеть, либо прощаться и не жалеть об этом.