За советом к батюшке
Ежедневно на наш сайт приходит множество вопросов. Публикуем некоторые из вопросов. заданных в августе 2006 года.
Крещен, к сожалению, как полностью отречься от церкви и снять обряд крещения?
Мой муж постоянно протестует против того, что я не ношу брюки. …
Антон, на этот счет в Церкви есть правило — не бравировать своей верой, но и не отрекаться от нее. Как Господь сказал: «Кто исповедает Меня перед людьми — того исповедаю и Я перед Отцем Моим небесным, а кто постыдится Меня перед людьми, того постыжусь и Я». Поэтому страх перед тем, что люди подумают, нужно преодолеть, а иначе из Вашей веры может не получиться ничего дельного. И еще: креститься перед едой при других людях, или нет, это как Вы хотите, но про себя молитву до и после еды лучше бы прочитать. Священник Михаил Немнонов
В славянском тексте: Дивен Бог во святых Своих, бог Израилев, Той даст силу и державу людем Своим.
А в русском: Страшен Ты Боже во святилище Твоем. Бог Израилев — Он дает силу и крепость народу (Своему).
Маргарита, Вы, наверное, слышали, что наш русский текст Библии не является переводом с церковнославянского, и что оба эти текста имеют разную историю. Церковнославянский перевод сделан с греческого оригинала, а русский — с древнееврейского, но так сложилось исторически, что древнееврейские списки, с которых он переводился (т.наз масоретский текст) моложе греческого перевода, на котором основан текст славянский. Кроме того, в те времена, когда переводили на греческий, евреи писали только согласные, а в нынешнем масоретском тексте проставлены и гласные, при чем могли быть допущены и ошибки. С этим и связана разница между славянским и русским переводами ветхозаветных книг.
Однако в данном случае серьезного противоречия нет. В псалме речь идет о победе Бога над Его врагами. В этом смысле Господь и дивен, и страшен. А славянское слово «святые» означает также «святыня, храм» (по словарю Дьяченко).
Как написал один толкователь этого места, «Господь окончательно поразит всех врагов, избавит от их власти Своих верующих». Хотя, конечно, в полной мере это совершится только после конца мира и Страшного Суда. Священник Михаил Немнонов
Здравствуйте! Из Вашего письма не вполне ясно, что же Вы подразумеваете под словом «любовь». Если Вы определяете свое чувство именно так, то надо полагать, что оно не вписывается в рамки понятия «дружба». То есть содержит в себе некий элемент физической привлекательности. Она же предполагает желание телесного сближения. А значит, при попытке перейти к более тесному общению, тем более, совместной жизни неизбежно и нестерпимо усилятся греховные соблазны.
Соблазн по воздействию на человека сродни одержимости. И полагаться на себя в такой ситуации очень опасно и самонадеянно. Вы пишете о невозможности для себя мужеложства и это понятно. Но как Вы в таком случае представляете «любовь» и совместную жизнь с другим молодым человеком?
Если он не разделяет Ваших чувств, то для совместной жизни он наверняка изберет девушку. А если разделяет, то удержаться от греха будет практически невозможно. Настораживает, что со словом «любовь» у Вас стоит радом слово «тоска». Христианская же любовь к ближнему и та Любовь, которая есть Бог, сопряжена с радостью. Тоску вызывает страсть. Именно страсть, на мой взгляд, и поразила Вашу душу. В ней необходимо покаяться. Молитесь об исцелении киево-печерским святым Моисею Угрину и Иоанну Многострадальному. С уважением, священник Михаил Самохин.
Крещен, к сожалению, как полностью отречься от церкви и снять обряд крещения?
Здравствуйте! Даже отречение не снимет с Вас благодати Таинства Крещения. А значит, ответственность на Страшном Суде Вы будете нести именно как христианин, согрешивший Богоотступничеством. Но, в то же время, это означает, что на протяжении всей Вашей земной жизни двери храма будут открыты для Вашего покаяния и возвращения в лоно Церкви. Священник Михаил Самохин.
Любовь – это не эмоция, любовь – это труд и причём весьма тяжкий: в супружеской жизни всегда наступает момент, когда симпатии гаснут (обстоятельства и «проблемность» супруга только оттягивают или приближают этот момент) в этот момент нам решать – пойти по лёгкому пути, превращающему временную слабость в постоянную проблему, или попытаться всё-таки преодолеть себя и научиться жить и побеждать. Первый путь – путь развода, второй – путь терпения. Вам решать, как строить далее свою семейную жизнь, только помните о том, что лёгкий путь – это путь регресса. Мой же личный Вам совет – бросить мысли о разводе: проблема-то в нас самих, а значит от неё не убежишь…
С уважением свящ.Алексий Колосов
Аня, петь на клиросе не обязательно. Но матушке будет тяжело, если она не является глубоко церковным человеком. И батюшке с ней в этом случае тоже будет тяжело. А потому обязательное требование – она должна быть сознательной христианкой вне зависимости от того, за кого выходит замуж, и выходит ли. Священник Михаил Немнонов
Дорогая Ольга! Попробуйте объяснить мужу, что юбка – более целомудренная одежда, и что он должен быть рад тому, что Вы носите целомудренную одежду, не соблазняющую окружающих. Но, если муж категорически настроен, можно ради мира в семье носить и брюки, а в Церковь ходить в юбке.
С уважением, священник Александр Ильяшенко