За советом к батюшке. Ответы на вопросы читателей
Многие читатели обращаются за советом к батюшке. Ответы на эти вопросы Вы можете увидеть в статье на портале Правмир!
Ответы на вопросы читателей, обратившихся за советом к батюшке
Могут ли падшие ангелы каяться и возвращаться к Богу?
Я всегда считала, что если человек православный, значит, ему можно доверять, он живет по заповедям Божьим.В этом году меня постигли сильные разочарования в людях, которые считают себя православными, т. е. выполняют все требуемые ритуалы: посещают храм, молятся, причащаются, паломничают по святым местам и т.д. Мои разочарования произошли от того, что некоторые такие люди в чем-то старались обмануть меня и совершали другие неблаговидные действия. Как мне быть? Я посещаю храм более 27 лет. Раньше я особо ни с кем из верующих не сближалась, поэтому мое разочарование особенно сильно. Лариса
Лариса!
Православие даёт нам возможность спасения, но не делает святыми и «правильными» автоматически: каждый из нас свободен в выборе меры последования Пути Господню, поэтому не спешите огорчаться, а лучше поразмыслите над смыслом библейской фразы «Не надейтесь на князей, на сынов человеческих, в которых нет спасения»(Пс.145,3) – мы и сами не ангелы…С уважением, свящ.Алексий Колосов
Здравствуйте, батюшка! Ответьте, пожалуйста. Всегда ли нужно соглашаться со священником, если он высказывается по разным вопросам, не носящих личностный характер (общество, школа, политика, культура и т. д.). Всегда ли устами батюшки глаголет истина? И как поступать в таких случаях, чтобы себе не нанести духовный вред таким несогласием.(я не имею ввиду отношения духовного отца и его чада). С уважением, раб Божий Николай.
Николай!
Если речь идёт о вероучительных вопросах, то скорее всего священник прав и стоит прислушаться к тому, что он говорит. Если речь идёт о предметах отстранённых, то его сан не является препятствием для дискуссии – не для спора, а именно для дискуссии: если не будет горячности, раздражения и прочих признаков страстности, присущих спору, то и вреда не будет. Однако, если этот священник Ваш духовник, то и здесь надо быть осторожным – трудно быть не только духовным отцом, но и духовным чадом: это обязывает к смиренному послушанию и вниманию.
С уважением
свящ.Алексий Колосов
Здравствуйте! Недавно услышала в одной из программ — г-н Борщевский утверждал, что в православных храмах, в алтаре, в качестве украшения имеется звезда Давида. Так ли это? И что вообще обозначает этот символ? Какое значение он имел в ветхозаветные времена, или его стали использовать иудеи в более поздние времена? С уважением Елена.
Здравствуйте, Елена! Так называемая «Звезда Давида» не является элементом украшения православных алтарей. Непонятна причина приведения данного странного аргумента господином Борщевским в вопросе о преподавании «Основ православной культуры.
Звезда Давида, или точнее Щит Давида – «Маген Давид» представляет собой гексаграмму, составленную из двух равносторонних треугольников. Согласно Еврейской Энциклопедии, Маген Давид служит эмблемой иудаизма. Однако происхождение его неизвестно даже евреям.
Дело в том, что еврейское мировоззрение запрещает изображение чего бы то ни было, в том числе и различных символов. Потому щит или звезда Давида не упоминается ни разу ни в Библии, ни в талмудической литературе. Первое упоминание о Маген Давид относится к середине 12 века, хотя его изображение найдено на одном древнем захоронении в южной Италии, которое относят к третьему веку нашей эры.
Вероятнее всего, по мнению Еврейской Энциклопедии, звезда Давида была заимствована каббалистами (каббалла — мистическое религиозно-философское учение, возникшее в 13 веке среди евреев) у тамплиеров и использовалась первоначально в виде амулета или магического предохранительного средства. Возможно также, что это часть орнамента, употреблявшегося при постройке синагог. Известно, что Карл IV в 1354 году даровал евреям Праги красный флаг с изображением «щита Давида» (гексаграммы) и «печати Соломона» (пентаграммы — пятиконечника, также употреблявшегося как символ евреев). С уважением, священник Михаил Самохин.
Скажите, после победы над дьяволом, тот был сброшен в ад? Откуда, вообще, появилось это место? Бог «отделил» его для дьявола? Говорят, ад-место, где нет Бога, но ведь Он везде?
Если сатана — тварь, почему Бог не уничтожил его сразу, ведь у него нет надежды на исправление, как у людей? 1.О месте обитания злых духов: « В Свщ. Писании оно обычно называется словами «ад», «преисподняя» или «бездна», но есть и другие места, где «водятся» эти духи. Во-первых, «воздух», в Еф. 6, 12 говорится о сатане как о князе, господствующем в воздухе. В Ветхом Завете встречается название «поднебесная». Сатана говорит (Иов. 1, 7), что он обошел всю поднебесную. Эти слова свт. Феофан Затворник толкует следующим образом (Беседа на Послание к Ефесянам):
«Обыкновенный образ перевода и толкования слова «поднебесный» означает, что духи летают в воздухе, и как воздух обнимает нас повсюду, так повсюду окружают нас и духи злобы и непрестанно приступают к нам, как комары в сыром месте». (иер. О. Давыденков. Догматическое богословие).
Об аде, как месте обитания душ усопших мы имеем представление из Ветхого Завета: «Место обитания умерших называлось «шеол», что означало ад, или преисподнюю. Эта преисподняя чаще всего представлялась под видом «страны мрака и тени смертной» и противополагалась небу. В преисподнюю отходили все умершие, даже праведники. О состоянии отошедших в иной мир очень мало имеется сведений в Ветхом Завете. Однако несомненно, что праведники и в преисподней имели утешение надеждой на будущее избавление. «Бог избавит душу мою от власти преисподней» (Пс. 48, 16)». (И. Андреев. «Учение ветхозаветной религии о загробной жизни»).
В Новом Завете об аде говорится в притче о богатом и Лазаре (Лк 16. 19–31), где он определяется как место мучений (тогда как праведному уготовано «лоно Авраамово»). Различие между адом и геенной во многом стирается. В ад попадают отвергнувшие Бога и Мессию (Мф 11. 23; Лк 10. 15). Синонимами ада в Новом Завете также выступают «тьма», «огонь», «бездна». Врата ада не одолеют Церковь (Мф 16. 18), Христос же имеет и ключи от них (Откр 1. 18).
Святитель Игнатий Брянчанинов в « Слове о человеке» пишет: «По падении первого человека и отвержении его Богом, а в нем и всего рода человеческого, все человеки, окончив смертию тела свое земное странствование, нисходили душами в преисподние темницы ада. Ад находится в недрах земли. Там пылает огнь вечный, уготованный диаволу и аггелам его (Мф. 25, 41), которые, следовательно, падением своим предварили сотворение вещественного мира. Там тьма кромешная, там тартар, там скрежет зубов, там червь неусыпающий, там плач без утешения, непрерывающийся и напрасный. Там разнообразные муки по разнообразию грехов; там различные степени мук соответственно различной степени греховности».О создании ада и его изначальном предназначении сведений в Священном Писании нет. В аду отсутствуют любовь Бога и его правление.
Могут ли, вообще, падшие ангелы каяться и возвращаться к Богу?
Свт. Иоанн Златоуст, например, пишет:
«Если кто спросит: «Почему Бог не уничтожил древнего искусителя?» Мы ответим, что это Он сделал не почему-либо иному, как по великой попечительности о нас, ибо если бы лукавый овладевал нами насильно, то тогда бы этот вопрос имел некоторую основательность. Но так как он не имеет такой силы, а может только к себе склонять нас, тогда как мы можем и не склоняться, то для чего ты устраняешь повод заслугам и отвергаешь средства к достижению венцов? Диавол зол для себя, а не для нас, потому что если мы захотим, можем приобрести для себя много и добра, конечно, против его воли. Когда лукавый устрашает и смущает нас, тогда мы вразумляемся, тогда познаем самих себя и тогда с большим усердием прибегаем к Богу».
Не отнимая свободы действия падших духов, Бог, тем не менее, ее ограничивает. Прп. Серафим Саровский говорит: «Будучи по природе ангелами, они (т. е. бесы) обладают необъятым могуществом. Малейший из них мог бы уничтожить землю если бы Божественная благодать не делала бы бессильным их ненависть против Божия творения». Покаяние злых духов и их возвращение к Богу представляются невозможными.
Часто приходится слышать вопрос: может ли Бог создать на земле камень, который Он Сам не смог бы поднять — как ответить?
Бог все что хочет — может, но не все что может — хочет. Это проистекает из открытых нам свойств Его природы. Зачем бы Господу создавать такой камень? Впрочем, некоторые богословы полагают, что правильным ответом на этот вопрос является «человек» ибо Господь, создав человека, даровал ему свободу, которой Сам не ограничивает. С уважением, священник Михаил Самохин.
Расскажите пожалуйста кратко и понятно о образе жизни в монастыре, о пострижении в монахи и об обетах. Заранее Вас благодарю. С уважением Алексей.
Здравствуйте, Алексий.
Постараюсь ответить кратко, и надеюсь понятно. Жизнь в монастыре состоит из двух главных деланий молитвы и труда-послушания. Существует три чина монашества рясофор, малая схима, великая схима. Различаются эти чины степению подвига т.е. степению отвержения от мiра. Предшествует им послушничество-искус, это когда человек испытывает себя, может ли он жить по-монашески или нет. При пострижении человек умирает для мiра, и рождается для спасения. Как правило при постриге монаху нарекается новое имя. При пострижении дает три обета: девства, послушания и нищеты.
С уважением, священник Олег Васин