За советом к батюшке. Ответы на вопросы читателей
Есть небольшое волнение идти в церковь, т.к. не знаю какие молитвы читать и что делать. ..
Не до конца понимаю притчу о добром Самарянине. Все -таки кто является моим ближним?
Очень хочу правильно понять отношение православных христиан к жизни и смерти.
Что означают слова Христа :»Блажен, кто не соблазнится обо Мне» ?
Как нужно относиться к духовной литературе, изданной без благословления?
Как молитва Иисусова может преобразить жизнь человека?
Как нужно относиться к молитвам к Божией Матери, святым?
Почему я должен молиться Деве Марии и Святым ?
Если я некрещеная, сглаз и порча будут с большей силой ко мне цепляться, чем к человеку крещеному?
Здравствуйте, Дмитрий!
Это очень хорошо, что Вы так трепетно относитесь к церковным службам. Но этот трепет не должен мешать Вам посещать богослужения, даже если Вы пока еще ничего не понимаете. Старайтесь потихонечку вникать в смысл происходящего, приобретите литературу, объясняющую смысл и порядок богослужения. Можете поискать статьи по этому поводу и в Интернете. Главное, никогда не останавливайтесь в своем духовном самообразовании. Постоянно стремитесь узнать больше, причем не ради того, чтобы просто узнать, а для того, чтобы жить именно так как учит нас Святая Церковь Христова.
Помогай Вам Бог!
иерей Димитрий Карпенко
С первого раза эти слова Христа могут показаться непонятно жестокими. Для правильного понимания этого отрывка необходимо воспринимать эту цитату в контексте того, что говорил Христос: «Итак всякого, кто исповедает Меня пред людьми, того исповедаю и Я пред Отцем Моим Небесным; а кто отречется от Меня пред людьми, отрекусь от того и Я пред Отцем Моим Небесным. Не думайте, что Я пришел принести мир на землю; не мир пришел Я принести, но меч, ибо Я пришел разделить человека с отцом его, и дочь с матерью ее, и невестку со свекровью ее. И враги человеку — домашние его» (Мф. 10:32-36).
Страшные слова, но эти слова Христа обращены к Его ученикам, апостолам. Господь посылает их на проповедь, говоря им о том, как они должны совершать свое служение и какие препятствия будут у них на пути. И если семейные привязанности становятся препятствием для человека на его пути к Богу, то человек должен сделать выбор: или он остается со своим земными пристрастиями, или его сердце принадлежит вечности. В человеческом сердце место, которое приготовлено для Бога, не должно быть занято никем другим, даже родным человеком.
С уважением,
иерей Димитрий Карпенко
Не до конца понимаю притчу о добром Самарянине. Вс -таки кто является моим ближним?
Наши ближние это, конечно же, и наши непосредственные ближние, наши родные, люди с которыми мы имеем постоянное общение. Но в данном случае речь также идет о тех людях, которым мы можем реально помочь. Каждый человек, пусть даже тебе не знакомый, кому ты имеешь возможность оказать конкретную помощь, является нашим близким. И если мы не делаем этого, то тем самым уподобляемся тому ветхозаветному священнику и левиту, которые, будучи призванные помогать людям по своему нечестию уклонились от этого.
С уважением,
иерей Димитрий Карпенко
Почему тогда мы слышим про смерть, что это — трагедия? Наш Батюшка рассказывал о погибшей семье Протоиерея Андрея, задохнувшуюся при пожаре и сказал, что это трагедия — и про больницу наркологическую — тоже. Но ведь Бог забирает людей тогда, когда они наиболее готовы к этому — почему тогда это трагедия? Трагедия в другом — в том, что люди, виновные в этих смертях совершили грех смертный, но ведь не об этом имеют в виду, когда говорят — трагедия, а о том, что люди погибли…
Я стесняюсь спросить у нашего батюшки, потому что я сама такая грешная, что мне лучше бы молчать всегда, но вдруг я неправильно мыслю? Помогите разобраться. Я очень хочу спасти свою душу — послужить Богу. Спаси Вас Бог.
Вопрос, который Вы задаете сложный, но нужный. Без его понимания сложно до конца разобраться в христианстве.
Жизнь и смерть дарованы нам от Господа, как Он призывает нас в этот мир, также Он призывает обратно. Но смерть человеческая во многом для нас является тайной, сокрытой от нашего понимания до времени нашей собственной кончины. Люди православные не должны бояться смерти, но это не означает, что мы не должны любить эту жизнь, по слову апостола Павла: «Ибо для меня жизнь – Христос, и смерть – приобретение» (Флп. 1:21). Святые мученики не боялись смерти за Христа и очень часто даже добровольно шли на смерть.
Но мученичество, очень тяжелый подвиг и чисто по-человечески мы так и не можем до конца смириться с тем, что тот человек, которого мы знали, общались, любили, вдруг уходит от нас. Где-то в глубине души мы понимаем и веруем, что «Бог же не есть Бог мертвых, но живых, ибо у Него все живы» (Лук. 20:38), но сердце скорбит от разлуки с ближним. Тем более, когда смерть бывает не естественным образом, а в результате какого-нибудь трагического случая.
Прежде чем обожиться, нужно очеловечиться. Прежде чем принять радость Воскресения, нужно реально пережить горе оставленности. Сам Христос плакал у гроба Лазаря (Ин. 11:35), плакали мироносицы, когда спешили ко Гробу Господню, плакали апостолы, ибо поверить в то, что Христос воскрес, и понять что это значит совсем не просто. Поэтому нет ничего зазорного в том, когда мы скорбим от ухода близких нам людей, когда мы видим горе других людей. Слишком легко сказать, что «это Господь призвал, переживать нечего», если наше сердце не отзывается болью на боль другого человека, где уверенность в том, что оно сможет отозваться на призыв Бога?
Помогай Вам Господь!
иерей Димитрий Карпенко
Что означают слова Христа :»Блажен, кто не соблазнится обо Мне» ? с уважением, Анастасия.
Это слова из Евангелия от Матфея. В то время, когда Иоанн Креститель находился в темнице, он послал двоих своих учеников ко Иисусу Христу, с тем, чтобы они спросили Его: Он ли является Мессией или нет?
Собственно это было нужно не самому Иоанну Крестителю, а его ученикам, которые, слыша много о чудесах совершаемых Спасителем не понимали, почему Он открыто не объявляет Себя Мессией. Господь не дает на этот вопрос прямого ответа, потому что у иудеев с именем Мессия были связаны их надежды на земную славу и величие. Тогда Христос, ссылаясь на пророчество пророка Исайи (Ис. 35:5) прибавляет: «Блажен, кто не соблазнится о Мне» (Мф. 11:6), т.е. не усомниться в том, что Я – Мессия, видя Мой уничиженный вид.
Помогай Вам Бог!
иерей Димитрий Карпенко
К такой литературе нужно относиться точно так же, как и к литературе изданной по благословению, т.е. с рассудительностью. Сегодня очень много изданий, которые, прикрываясь благословениями Святейшего Патриарха и архиереев, печатают то, что абсолютно не соответствует православному вероучению, а иногда и просто здравому смыслу. Поэтому, приобретая ту или иную книгу, смотрите, прежде всего, на то, что в ней написано и старайтесь критически это осмыслить. Критически, не значит с осуждением, а значит с рассуждением.
Помогай Господь!
иерей Димитрий Карпенко
Духовного отца у меня нет и не с кем посоветоваться. Как быть, если мне нужна эта молитва, мне хочется творить ее? И еще, прочла такие слова: «Вы увидете, как молитва преобразит все ваше человеческое естество, всю вашу жизнь. В этом особая сила молитвы Иисусовой.» Мне хотелось бы узнать, как молитва Иисусова может преобразить жизнь человека, какое она оказывает на него влияние, это видимо, или такое видимое влияние могут узреть только люди с большим духовным опытом, как проявляется сила молитвы?
Это замечательно, что Вы пытается постигать это «искусство из искусств» Иисусову молитву. Но не ждите от нее внешних проявлений, ведь не для этого же Вы её совершаете, а для постоянного памятования о Боге и прощения своих собственных грехов, в этом же её смысл. Молитва Иисусова действительно меняет человека, потому что через нее он теснейшим образом входит в общение с Богом, но и на этом пути есть свои трудности. К сожалению, очень сложно встретить такого духовного отца, кто был бы опытен в этом деле, что, конечно же, не должно являться поводом к тому, чтобы вовсе бросить это молитвенное делание.
Пока Вы не встретите такого священника старайтесь руководствоваться указаниям Святых Отцов Церкви, а именно, я бы советовал Вам познакомиться с творением святителя Игнатия Брянчанинова «О молитве Иисусовой», в которой святитель замечательнейшим образом говорит о тех трудностях, которые подстерегают новоначальных и цитируя Отцов Церкви дает наставления как нам нужно правильно совершать наш молитвенный подвиг.
Помогай Вам Господь!
иерей Димитрий Карпенко
К молитвам Божией Матери и святым нужно относиться абсолютно спокойно, если Вы хотите быть православным христианином, конечно. Молитвы святым вовсе не противоречат словам Писания: «Ибо един Бог, един и посредник между Богом и человеками, человек Иисус Христос» (Тим. 2:5). Ведь мы просим наших знакомых помолиться о тех-то и тех-то, точно также мы просим святых угодников Божиих, чтобы они помолились о нас и наших близких Христу, потому что только через него мы обретаем все необходимое для нас. Спасение вне Христа и вне Церкви невозможно, поэтому, молясь святым, мы свидетельствуем, что Церковь – это Тело Христово, а все христиане, члены Церкви созидают это Тело. Через нашу молитву святым происходит теснейшее единение нас живущих в м i ре сем с теми, кто уже предстоит у престола Христа Спасителя, потому что только в Нем и через Него возможно наше спасение
То же касается и молитв к Божией Матери, почитание которой исходит непосредственно из слов Самой Пречистой Девы: «ибо отныне будут ублажать Меня все роды» (Лк. 1:48).
Храни Вас Бог, по молитвам Богородицы и всех святых!
иерей Димитрий Карпенко
Молиться Богородице и святым необходимо для того, чтобы быть православным христианином. Потому что та вера, которая есть в Церкви, возникла не вчера и не позавчера, эта именно та вера, которая была у апостолов, их учеников, святых отцов, и именно эта вера до сего дня хранится в Церкви Христовой. И в течении всего этого времени Церковь призывала святых в своих молитвах, прося их о том, чтобы они были нашими предстателями у Бога за нас грешных, потому что все, что необходимо нам для нашего спасения даруется Самим Богом. Точно так же, как мы просим своих близких помолиться за нас, так же мы просим святых быть нашими предстателями у Христа Спасителя. А почитание Девы Марии происходит из её собственных слов сказанных в Евангелии: «ибо отныне будут ублажать Меня все роды» (Лк. 1:48).
Просто читать Святых Отцов мало, нужно еще стараться верить и жить именно так, как верили и жили святые отцы, иначе никакой пользы из этого чтения не будет.
С уважением,
иерей Димитрий Карпенко
Может ли Бог сотворить камень, который он сам не сможет поднять? Не противоречит ли благость Божия Его правосудиям?
Бог все, что хочет — может, но не все, что может — хочет. Это проистекает из открытых нам свойств Его природы. Зачем бы Господу создавать такой камень? Впрочем, некоторые богословы полагают, что правильным ответом на этот вопрос является «человек» ибо Господь, создав человека, даровал ему свободу, которой Сам не ограничивает.
Благость Божия превосходит Его Правосудие. Именно это и составляет основу нашего упования на спасение. Но здесь нужно помнить: «Испытывай себя прежде суда, и во время посещения найдешь милость». (Сир.18,20)
С уважением,
Священник Михаил Самохин
Здравствуйте, Анна!
Да, действительно, человек крещенный находится под особой благодатной Божией защитой. Но важным фактором является то, что человек, а тем более крещенный должен жить по закону Божьему, т.е. исполнять заповеди. А крещенный человек также имеет возможность прибегать к благодатной помощи церковных Таинств, таких, как исповедь, причастие Святых Христовых Тайн, соборование. И конечно же, человеку крещенному и горячо верующему в Бога при соблюдении всего вышеописанного не страшны никакие порчи и сглазы.
Если даже человек некрещен, то Бог, конечно же, слышит его. Но у меня к Вам встречный вопрос: если Вы верите в Бога и Его помощь, то что мешает Вам принять Таинство Святого Крещения? Креститесь и прибегайте к помощи Церкви, и Господь обязательно поможет.
С уважением, свящ. Дионисий Свечников.
Здравствуйте, Анна!
Хотелось бы задать Вам встречный вопрос: а Вы венчаны с Вашим супругом? Если да, то нет проблемы, живите в мире. Если же нет, то для того, чтобы Ваше сожительство не расценивалось как блуд, Вам необходимо зарегистрироваться в ЗАГСе. Так как согласно социальной концепции Русской Православной Церкви от 2000 года брак, зарегистрированный государством, не является блудным сожительством. А если Вы с супругом крещены, то подуиайте и о венчании. Тогда Ваш брак будет освящен Церковью и мыслей о грехвности Вашего совместного проживания у Вас не будет возникать совсем.
С уважением, свящ. Дионисий Свечников