За веру и честь народную
За веру и честь народную
“Гордиться славою своих предков не только можно, но и должно, не уважать оной есть постыдное малодушие, есть первый признак дикости и безнравственности”. Эти слова принадлежат А. С. Пушкину. Слава прежних поколений не только повод для гордости потомков, но и неиссякаемый источник духовных и нравственных сил. Годы Великой Отечественной войны были для нашей Родины годами тяжких испытаний и временем беспримерного героизма народа. 9 мая 45-го года – это не только победа нашего оружия, но и победа народного духа. В чем заключалась духовная мощь нашего народа? Где искать истоки столь массового героизма, стойкости и бесстрашия? С этими и другими вопросами мы обратились к священнику о. Александру Ильяшенко.
— Отец Александр, Вы ведете серьезную научную работу по вопросам отечественной военной истории и одновременно являетесь служителем Русской Православной Церкви. Ваша точка зрения вдвойне интересна, поскольку это точка зрения не просто историка, но и священнослужителя. Тема Великой Отечественной войны сильно замутнена различными мифами. Причем, в советские времена мифы создавались в угоду пропаганде, а в последние годы как грибы после дождя появляются своего рода антимифы, которые подчас принижают и даже оспаривают сам факт нашей победы…
— Подавляющее большинство современных людей, в том числе и военных, считает, что Россия одержала победу в 1945-м году благодаря бесчисленным человеческим жертвам. Спорить с этим невозможно: жертвы действительно очень тяжелые. Но цифры сами по себе ничего не говорят. Интересно сравнить – а сколько потеряла другая сторона? Сегодня существуют достаточно точные данные о потерях в Великой Отечественной войне. Недавно вышел капитальный труд Главного организационно-мобилизационного управления под редакцией генерал-полковника Кривошеева, при работе над которым были подняты данные военкоматов, данные донесений дивизий о понесенных потерях и другие сведения. Там представлены точные цифры о числе погибших военнослужащих. Общее число, безусловно, колоссальное – 11 млн. 200 тыс. солдат и офицеров. Немцы со своей стороны в разных источниках приводят цифру 2 млн. 600 тыс. человек убитыми. Казалось бы, с точки зрения арифметики число убитых с нашей и германской стороны несопоставимы. Но в это число входят только погибшие на поле брани и не входят умершие от ран. Есть и еще одно существенное «но»: в эти данные не входят цифры о потерях их союзников. Не следует забывать, что на стороне фашистской Германии воевала практически вся Европа: Италия, бывшая Австро-Венгрия, включая Чехословакию, Румыния и т. д. Потери Франции, например, на Восточном фронте в два раза превышают ее потери в движении Сопротивления. Если же учесть все потери фашистского блока, то величина потерь будет совсем иной – 8 млн. 650 тыс. Показательна динамика потерь с нашей стороны и со стороны противника. Если взглянуть на статистику ежесуточного числа погибших, то выяснится следующая картина.
В 1941 году у Красной Армии они наивысшие, так как нашим войскам приходилось отступать в очень невыгодных условиях, и крупные части попадали в окружение, в так называемые котлы. В 1942 году потери были значительно меньше, хотя Красной Армии также пришлось отступать, но больших котлов уже не было. В 1943 году шли очень упорные бои, особенно на Курской дуге, но, начиная с этого года и до конца войны, отступать пришлось уже войскам фашистской Германии. В 1944 году советским Верховным командованием были спланирован и проведен ряд блестящих стратегических операций по разгрому и окружению целых групп немецких армий, поэтому потери Красной Армии сравнительно невелики. Но в 1945 году ежесуточные потери опять возросли, потому что возросло упорство германской армии, так как она сражалась уже на своей территории, и немецкие солдаты мужественно и самоотверженно защищали свою родину. К слову, мужество противника нельзя недооценивать – таким образом просто принижается собственная победа. А немцы действительно сражались очень храбро.
За первые два года войны потери фашистского блока составили около 2 млн., следовательно за последующее время соответственно около 6,6 млн. человек. За этот же период потери Красной Армии составили примерно 4,8 млн. человек. Таким образом, в 1943-1945 годах на 10 погибших красноармейцев приходится 14 погибших солдат фашистской армии. Эта простая статистика наглядно и объективно характеризует качество вождения войск и степень бережного отношения к солдатам.
—В чем же все-таки оказалось наше преимущество, если нам удалось одержать победу над таким серьезнейшим противником?
—Немецкие генералы, которые на личном опыте испытали стойкость советских солдат и офицеров, признавали, что “солдатские качества русского воина, особенно его дисциплина, способность действовать не обращая внимания на огонь противника и собственные потери, его стойкость в перенесении лишений и тягот войны, были, вне всякого сомнения, очень высокими.” Так пишет генерал-майор фон Бутлар в книге «Мировая война 1939-1945». Генерал-полковник Лотар Рендулич свидетельствует: “И если, в конце концов, война была все же проиграна, то в этом немецкие вооруженные силы поистине неповинны.” А один из лучших полководцев Вермахта, генерал-фельмаршал Эрих фон Манштейн, дал своим мемуарам красноречивое название “Утраченные победы”. Однако, утраченная победа — это всего лишь поражение, чтобы победу одержать, ее необходимо вырвать у противника, а для этого надо быть умнее, искуснее, храбрее, чем он. Раз мы победили врага, значит, мы превосходили его. Но залог победы крылся отнюдь не в численности армии, как уже было сказано выше, тем более что в первые месяцы войны фашисты оккупировали огромную территорию, которой проживало 70-80 млн. человек. Преимущество нам дало не только личное мужество солдат и всего народа, но и интеллектуальный потенциал русского человека. Мне рассказывал мой друг, профессор, что, к примеру, в войну нашими специалистами были проведены исследования, которые показали, что снаряд в канале ствола испытывает такие нагрузки, которые вполне выдерживает не только сталь, но и чугун. Поэтому корпус снаряда можно производить из чугуна, что обойдется гораздо дешевле. Более того, те производственные процессы, которые необходимы при производстве стали, при производстве чугуна просто не нужны. Оказывается, наибольший расход металла в войну приходился не на танки, орудия и самолеты, а как раз на снаряды. В итоге этих исследований, мы смогли переключить производственные мощности на дополнительное производство техники и одновременно наращивать производство снарядов. Это пример победы интеллекта и колоссального трудолюбия наших людей.
Или другая ситуация. Живет и здравствует генерал-полковник, Герой Советского Союза Иван Петрович Вертелко. Он написал замечательную книжку, которая называется «Служил Советскому Союзу». Во время войны И. Вертенко был совсем мальчишкой, на фронт попал в 43-ем году и воевал до самой победы. Он рассказывает такой эпизод. Поскольку он был крепким и смекалистым парнишкой, то попал в разведку. В 1945 году в Прибалтике шли ожесточенные бои, немцы очень упорно сопротивлялись. Фронт стабилизировался, обе стороны окопались. Между нами и немцами достаточно широкая нейтральная полоса. Населения там нет, поскольку все простреливается, но живность осталась. Естественно, что и в тех и в этих окопах солдатам хочется есть. Конечно, молодой, голодный и отважный солдат, увидев стадо гусей, постарается добыть себе обед, поймав гуся. Это подход городского человека. Но деревенский человек поступит иначе. Наши солдаты подползли к гусям, определили, какая из птиц является вожаком стада, поймали его и привязали к колышку, остальные птицы сгруппировались вокруг него. Наши, тем временем, схоронились в укромном месте. Через некоторое время немцы приползли за гусятинкой, тут их и сгребли. Гитлеровцев, естественно, в штаб, а гусей в котел. Вот простой пример солдатской смекалки, и такого ресурса не было ни у кого, кроме наших.
А в чем отличие православного воина от просто воина, есть какие-то особые черты натуры, психологии?
Это стояние за правду, вера в помощь Божию, самоотверженное, бескорыстное служение своему народу — вот наиболее характерные нравственные черты русского православного воинства. Конечно, и в русской истории были и междоусобные войны, были и проявления жестокости и несправедливости, даже преступления, но как говорил Ф. М. Достоевский, о народе следует судить не по тем глубинам, до которых он опустился, а по тем вершинам, которых он достиг. В русском народе идеалы воинского служения всегда были очень высоки, потому так много святых среди русских князей — воинов.
—Духовная сторона в период Отечественной войны. Очевидно, что помимо всего прочего, наш народ оказался сильнее духовно…
—Это отдельная и очень серьезная тема. Во-первых, следует коснуться такого понятия, как патриотизм. Как известно, первые месяцы войны, которые прошли для Красной Армии под знаменем интернационализма, принесли только поражения. Для большевиков врагом номер один был русский патриотизм, или, как они его называли, «русский шовинизм». В какой-то момент войны в народе всколыхнулся именно русский патриотизм и проснулись лучшие стороны русского духа. Как только это произошло, картина резко изменилась в нашу пользу.
Мне довелось исповедовать и причащать одного замечательного человека, генерал-майора, фронтовика. На мой вопрос, как на фронте он относился к вере, он мне сказал: «Верил… И многие верили». Он показал мне свой нательный крестик, сделанный из латуни. На фронте солдаты-умельцы делали их из стрелянных гильз. С тех пор он, советский офицер, а потом и генерал, этот крестик и носил. Носил всю войну. Прошел славный боевой путь, встречался с американцами на Эльбе и много раз после этого бывал в США как ветеран. Я приложился к его крестику из гильзы как к святыне. Не один он верил на фронте, были и другие. Вера всколыхнула самые лучшие качества русского человека. Поэтому говорить о коммунистической идеологии и роли партии, как о единственной направляющей и вдохновляющей силе мягко говоря не совсем отвечает исторической действительности.
—В последнее время неоднократно говорилось о том, что в критической ситуации для наших войск Сталин и советское руководство негласно обратилось к Русской Православной Церкви за поддержкой и даже существует легенда, что в дни наступления немцев под Москвой чудотворную икону Богородицы погрузили на борт самолета и с ней облетели по периметру столицы…
— С документальными подтверждениями этого факта я не сталикивался. Думаю, что это легенда. Собственно, вера, несмотря на кровавые гонения, продолжала жить в сердцах людей, особенно в деревне. А поскольку Россия все-таки страна, где традиционно преобладает сельское население, то верующих было довольно много. В 20-серийной ленте «Великая Отечественная», которую многие знают, есть, например, такой эпизод. На кадрах военной кинохроники запечатлены колонны советских солдат, которые идут по дороге на фронт. Невдалеке на пригорке стоит старенький, седой, как лунь, священник и осеняет их широким крестом.
Что касается отношения коммунистического руководства, то достаточно известен эпизод, когда будущего патриарха Сергия, будущего патриарха Алексия и митрополита Николая Сталин вызвал в Кремль. Это было в сентябре 1943 года, о чем сохранились воспоминания митрополита Николая. Приглашение имело форму приказа – явиться к Сталину нужно было сегодня или завтра. Священнослужители находились в разных городах, кроме митрополита Сергия, который был в Москве: будущий патриарх Алексий был в тогдашнем Ленинграде, митрополит Николай в каком-то другом городе. К вечеру следующего после приглашения дня они прибыли в Кремль. Сталин был человеком гораздо более сложным, чем кажется и историкам еще предстоит его оценить. Среди прочих своих качеств, он был и гостеприимным хозяином, поэтому в Кремле гостей ждал прекрасный стол. Посреди непринужденной застольной беседы Сталин вдруг обратился с предложением открывать православные приходы, монастыри и учебные заведения по всей стране, в чем священнослужителям готово помочь и правительство. На что собеседники Сталина реагировали довольно вяло. Сталин поинтересовался, почему его предложение не вызывает энтузиазма. «Мы бы с удовольствием, да с кадрами у нас плохо», — последовал ответ. Сталин спросил: «А где же ваши кадры?» Понятно, что ошибиться с ответом было нельзя. Будущий патриарх Алексий человек очень образованный, из аристократической семьи. «Ну как же, товарищ Сталин, наши кадры сначала учатся в духовной семинарии, а потом становятся генеральными секретарями», — ответил он. Сталину ответ понравился, обстановка разрядилась и разговор продолжился столь же непринужденно.
Может быть, какие-то негласные обращения к церкви со стороны руководства и были, но может быть, и нет. Скорее, руководители государства просто поняли, что Православие очень сильно в народе, влияние его благотворно и начали относиться к нему более терпимо.
—Существуют ли свидетельства прямого влияния Православной Церкви на какие-нибудь события Великой Отечественной войны? Я имею в виду то, что у верующих людей принято называть чудесами: например, в бою помогла чудотворная икона и тому подобное…
—Сам ход событий Великой Отечественной войны, и об этом за последнее время неоднократно говорилось, прямо согласуется с православным церковным календарем. Как известно, война началась в воскресный день 22 июня 1941 года. Он оказался промыслительным и совпал с Днем Всех Святых, земле Российской просиявших. Это день, когда мы почитаем всех святых – прославленных и не прославленных, поскольку только Господь ведает, кто свят, а кто нет. Есть святые, деяния и святость которых нам открыты, но есть и такие, о которых мы пока не знаем, но Господь о них ведает. В этот день мы почитаем и тех, кто причислен к лику святых и тех, кто пока к нему не причислен. Как теперь многие пишут, фашизм – это либо проявление прямого сатанизма, либо проявление страшной жестокости, которая по сути очень ему близка. Те мученики, которые первыми приняли удар сатанинской злобы, выстояли. На них этот удар и рассеялся. То есть народ, во главе со своими святыми выдержал первый натиск и их молитвами обрел веру в себя.
Критическое положение под Москвой, когда казалось, что столица потеряна, пришелся на октябрь 41-ого года. 8 октября память преподобного Сергия Радонежского, молитвенника за землю Русскую. 9 октября – Иоанн Богослов. Он почитается покровителем Православия, а поскольку Россия является центром Православия, то Иоанн Богослов является и защитником и покровителем России. 16-18 октября ситуация на фронте была предельно критической и из столицы эвакуировались правительственные учреждения. В эти дни почитается память святителей московских. Наступление немцев завязло и было остановлено. Красная Армия перешла в контрнаступление под Москвой 4-5 декабря. 4 декабря — это праздник Введения во храм Божьей Матери. Россию называют домом Пресвятой Богородицы, наша страна находится под особым покровом Божьей Матери. 6 декабря день святого великого князя Александра Невского, который одержал блестящую победу на льду Чудского озера, и именно над немцами. 13 декабря память Андрея Первозванного, апостола, который прошел по русской земле. И именно зимой 41-ого года немцы потерпели поражение и были отброшены.
Далее 42-й год. Очень трудный год. Германская армия вновь вела наступательные операции. Сталинград оказался окружен и был, практически, в безнадежном положении. Контрнаступление под Сталинградом началось 19 ноября. 21 ноября день архистратига небесных сил бесплотных Михаила. Тоже все получается не случайно. Курская дуга. Сражение началось 5 июля. 6 июля день иконы Владимирской Божьей Матери. В этот день поминается чудесное явление Заступницы рода христианского, когда монголо-татары были готовы захватить Москву, но благодаря заступничеству Богоматери столица была спасена. Закончилось немецкое наступление на Курской дуге 12 июля в день апостолов Петра и Павла.
Таким образом, многие решающие события Великой Отечественной войны совпадают с православным календарем.
Что касается победного 1945 года, то само завершение войны, взятие Берлина, совпали с праздником Пасхи. 6 мая отмечается день Георгия Победоносца, которого на иконах изображают верхом на белом коне. Маршал Жуков, носил имя Георгия и как всем известно, принимал парад Победы на белом коне.
Конечно, к таким параллелям можно относиться как угодно, но они существуют. Не стоит забывать так же о молитвах святых, ведомых нам и неведомых, которые неустанно молились за Россию. Известно, что в годы войны праведник митрополит гор Ливанских Илия Керам молился за землю русскую перед Казанской иконой Божьей Матери. Возносил молитвы за землю русскую и великий святой Серафим Вырицкий и многие другие.
Такие испытания, как война, меняют психологию человека. Под пулями жизнь и выглядит иначе, и ценится по-другому. Были ли случаи, когда участие в военных действиях являлись не просто толчком к более осмысленному отношению к вере, а приводило человека к решению принять сан священника? Значит, подытоживая нашу беседу, православные корни, которые оказались столь сильны в нашем народе, сыграли одну из ключевых ролей в победе над фашизмом?
—Я приведу слова великого русского полководца Михаила Илларионовича Кутузова, которые исчерпывающе отвечают на этот вопрос: “Если Россы всегда будут сражаться за веру своих прародителей и честь народную, то Слава будет вечным их спутником, и горе злодею, покусившемуся на хранимую Богом Святую Русь”.
Беседу вела специальный корреспондент
Э. Михалева