Главная Церковь Люди Церкви Праведники

За Христа пострадавшие в ХХ веке: кровь мучеников — семя Церкви

ХХ век — век тысячелетия крещения Руси, стал в то же время эпохой жестоких гонений на Русскую Православную Церковь. Разрушение и осквернение храмов, поругание святынь, издевательства над верующими и убийства ни в чем неповинных людей — все это явило собой картину крестного пути Христова, которому последовали тысячи православных людей, оружием которых была их вера.

(29.000 имен на 1 января 2007 г.)

«ХХ век — век тысячелетия крещения Руси, стал в то же время эпохой жестоких гонений на Русскую Православную Церковь. Разрушение и осквернение храмов, поругание святынь, издевательства над верующими и убийства ни в чем неповинных людей — все это явило собой картину крестного пути Христова, которому последовали тысячи православных людей, оружием которых была их вера. Среди них архиереи и священники, монашествующие и миряне, люди разных сословий, мужчины, женщины и дети». Более 1600 из них, пострадавшие за Христа, ныне прославлены Русской Православной Церковью. Так Русская Православная Церковь принесла Христу «плод своих голгофских страданий — великий сонм святых мучеников и исповедников Российских ХХ века».

День празднования Собора новых мучеников и исповедников Российских, явленных и не явленных миру, но ведомых Богу, совершается 25 января / 7 февраля, если этот день совпадает с воскресным днем, а если не совпадает, то в ближайшее воскресенье после 25 января / 7 февраля.

Сейчас в каждой епархии продолжается работа по сбору сведений о пострадавших за веру, готовятся материалы для канонизации еще не прославленных святых. Для наиболее полного представления о масштабах гонений обратимся к цифрам. В этом нам поможет уникальная База данных, которая существует в Православном Свято-Тихоновском гуманитарном университете, «За Христа пострадавшие». Сегодня мы предлагаем читателям интервью с ее создателем — заведующим кафедрой информатики Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета профессором Николаем Евгеньевичем Емельяновым.

— Николай Евгеньевич, расскажите, пожалуйста, где и как проводится работа по сбору сведений о пострадавших за веру в ХХ веке?

Сбор сведений о гонениях на Русскую Православную Церковь в ХХ веке ведется в таких крупных центрах, как Синодальная комиссия по канонизации, Фонд «Память мучеников и исповедников Русской Православной Церкви» и Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет.

В Комиссию по канонизации поступают все жития новомучеников, подготовленные в епархиях, они изучаются и либо отправляются на места для доработки, либо выдвигаются на Заседание Священного Синода для проведения канонизации. В собрании Комиссии хранятся жития всех канонизированных святых и тех новомучеников, канонизация которых готовится. Сейчас причислены к лику святых 1596 человек, пострадавших за веру. Комиссия публикует «Жития новомучеников и исповедников Российских ХХ века». К 2006 г. вышло три тома: январь, февраль, март, содержащие около 300 житий, а также «Жития новомучеников и исповедников Российских XX века Московской епархии», составленные под общей редакцией митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия.

Собрание Фонда «Память мучеников и исповедников Русской Православной Церкви» — результат титанического труда игумена Дамаскина (Орловского) по изучению материалов, связанных с новомучениками, исповедниками и подвижниками благочестия ХХ века. Основная направленность деятельности Фонда — « подготовка исчерпывающих биографических материалов, которые могут лечь в основу канонизации » . Вышли семь томов, в которых описано около 900 биографий-житий, Фонд представлен в Интернет ( www.fond.ru) .

В отличие от Комиссии и Фонда, собирающих сведения о подвижниках, которые уже канонизированы, или канонизация которых готовится, в Базе данных Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета собираются сведения обо всех за Христа пострадавших, в том числе и о тех, вопрос о канонизации которых не стоит. Кратко ее можно охарактеризовать как базу данных репрессий по отношению к Русской Православной Церкви в ХХ веке. На основе Базы данных издана монография «За Христа пострадавшие», содержащая более 4000 биографических справок. На 1 января 2007 г. на сайте ПСТГУ ( www.pstbi.ru ) представлено 29000 биографий.

Не могли бы Вы подробнее рассказать об особенностях созданной в ПСТГУ базы данных?

Назначение работы, проводимой в ПСТГУ, естественно, имеет свою специфику.

Во-первых, База данных является не только огромным, не вмещаемым ни в какую книгу, набором сведений агиографического и исторического характера, но также представляет собой инструмент для их научного исследования и обработки. Во-вторых, это мощная информационная система, которая обеспечивает не только быстрый поиск различных сведений о конкретном лице или событии, но и автоматическое составление сложных сводок, графиков, диаграмм для сравнения сведений, полученных из разных источников и т.д. Этот аспект можно назвать научным.

Биографические материалы располагаются в Базе данных по схеме, состоящей из последовательно заполняемых блоков: имя, священный сан, фотографии, дата и место рождения, сведения об образовании, рукоположении, постриге, работе, местах служения и проживания, трудах, наградах, арестах, ссылках, пребывании в заключениях, сведения о кончине, погребении, и об общецерковной или местной канонизации (если она проведена). Как комментарий, к каждому блоку может даваться рассказ о тех или иных ярких эпизодах жизни или обстоятельствах кончины пострадавшего за веру, а иногда и развернутая статья о каком-либо выдающемся церковном деятеле. Кроме того, есть ссылки на документы, публикации, заявителей, то есть — на источники сведений.

В Базе данных более ста реквизитов, они могут повторяться. Есть немало биографий, которые содержат сотни отдельных фактов. Общее количество таких исторических микрофактов в Базе данных миллионы. Микрофакты в истории — это факты из жизни отдельных людей, не только монархов и крупных политических деятелей, но и священников, певчих, сторожей — в нашем исследовании — всех репрессированных за веру православных христиан. Науке ХХ века свойственно такое обращение к природе микро явлений (кванты в физике, понятия микро- и макроэкономики). Обработку такого объема фактов можно произвести только с помощью компьютера.

— Как часто исследователи обращаются к Базе данных «За Христа пострадавшие», можно ли привести какие-нибудь конкретные примеры работы с базой?

База данных используется в научных исследованиях и издательской деятельности ПСТГУ уже около пятнадцати лет. Примеры использования Базы данных можно разбить на группы по применяемым методам: простой поиск по одному критерию, статистические оценки и поиск по нескольким критериям, использование сложного поиска и привлечение других баз данных. Первой большой работой, в которой использовалась База данных «За Христа пострадавшие», была подготовка к изданию в 1993 году Актов Святейшего Патриарха Тихона.

База данных является источником биографических указателей. Так, например, все издания ПСТГУ по истории Русской Православной Церкви ХХ века снабжаются именными указателями, для составления которых используется база данных.

Справочный аппарат в нашей Базе данных примерно по ста реквизитам строится автоматически, что дает особые возможности для выявления исторических закономерностей. База позволяет вывести списки всех людей, проходивших по одному делу; всех, служивших в избранной области, городе, храме; учившихся в конкретном учебном заведении и т.п. Кроме того, можно определить источник каждого факта, отмеченного в базе. Это может быть ссылка на государственные архивы или архив ПСТГУ.

По благословению Его Святейшества Святейшего патриарха Алексия с помощью Базы данных «За Христа пострадавшие» для всех правящих архиереев были оперативно подготовлены списки возможных кандидатов на канонизацию к историческому Архиерейскому Собору 2000 года. Для каждой епархии были написаны специальные программы отбора пострадавших за Христа, служивших или живших в епархии. От многих епископов мы получили письма-благодарности за помощь.

База данных «За Христа пострадавшие» — это источник для создания новой церковной иконографии. К Собору 2000 года наш Университет (в то время — Православный Свято-Тихоновский Богословский институт) получил благословение председателя Синодальной Комиссии по канонизации святых митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия написать икону «Собор Новомучеников и Исповедников Российских ХХ века». Икона была написана в мастерских Университета под руководством ректора протоиерея Владимира Воробьева и декана факультета Церковных художеств протоиерея Александра Салтыкова.

Для создания этой иконы из Базы данных были выбраны около 1000 фотографий, на основе которых были написаны более 100 ликов и разработаны сюжеты клейм. База данных является незаменимым источником, к которому часто обращаются иконописцы. Хочется обратить внимание на икону Священномученика митрополита Казанского Кирилла (Смирнова), написанную в Университете. Эта икона обильно мироточила в первый день празднования памяти священномученика Кирилла 20 ноября 2000 г. Все, молящиеся в тот день в храме, с духовным трепетом вспоминают это событие.

База данных «За Христа пострадавшие» позволяет также выявить общую картину гонений на Русскую Православную Церковь в ХХ веке. На основе сведений, собранных в базе, были построены графики репрессий для оценки статистики гонений.

На представленных рисунках верхняя линия — это график арестов; нижняя линия — график расстрелов. Они дают наглядное представление о соотношении размеров гонений по годам. Для человека с техническим образованием эти графики — пример самовозбуждающейся системы. Такие системы разрушаются, если нет внешнего воздействия. Внешним воздействием, остановившим этот процесс саморазрушения, явилась Великая Отечественная война.

Эти графики строились, когда в Базе данных насчитывалось 3, 10, 20 тысяч пострадавших. Качественно картина волн гонений оставалась неизменной. Волны пропорционально росли вверх. Таким образом, База позволяет произвести оценку общего числа пострадавших за Христа в ХХ веке в России от полумиллиона до миллиона человек и окончательных размеров волн гонений.

Гонения на иерархов Русской Православной Церкви в ХХ веке. Мы располагаем данными о репрессиях, которые были применены к 440 архиереям. Из них 237 архипастырей были расстреляны или замучены в заключении. Но, даже и эти огромные цифры потерь среди православного епископата далеко не являются исчерпывающими, и можно ожидать увеличения этого списка.

Второй график показывает, что репрессии, направленные на иерархов — Высшее Церковное Управление Русской Православной Церкви — имели плановый, регулярный характер. Так, на рисунке видно, что колебания интенсивности репрессий в 1,5 — 2 раза с 1923 года по 1936 год не представляют явно выраженных волн гонений (подобно предыдущему рисунку), а скорее являются одним сплошным непрекращающимся процессом. И поэтому можно сказать, что главный удар богоборческой власти был направлен на иерархов Русской Православной Церкви.

Добровольное изгнанничество. Примером использования сложного ассоциативного поиска по всем полям и реквизитам Базы данных может служить поиск добровольных изгнанниц — тех девушек и женщин, которые поехали за духовными и родными отцами, женихами, мужьями.

Этой цели служит запрос : жена, поехала или нашла в тюрьме или ссылке, мужа (или дочь отца или невеста жениха). В БД подобных биографий более двухсот. Мы знаем далеко не всех, это значит, что добровольных изгнанниц были тысячи.

Священномученик Киприан епископ Карфагенский пишет о «мученичестве сострадания и дел милосердия в мирные времена». Какими же особенно трудными были дела милосердия во времена гонений. « Если день воздаяния и суда застанет нас готовыми, спешащими, бегущими на поприще благотворения, то Господь никак не оставит без награды…Он дарует за добрые дела белый венец, а побеждающих во время гонения …увенчает за страдание венцом багряным » .

Пример человека спешащего, бегущего на поприще благотворения, в те тяжелые годы являет Агриппина Николаевна Истнюк. Она поехала по благословению иеромонаха Симеона (Холмогорова) и своих родителей за своим духовным отцом иеромонахом Павлом (Троицким). Вера Максимовна Сытина спасла в лагере своего жениха Сергея Иосифовича Фуделя. Елизавета Александровна Самарина разделила со своим отцом Александром Дмитриевичем, бывшим оберпрокурором Священного Синода, все трудности суровой ссылки в Якутию. И много других аналогичных женских судеб представлено в БД новомучеников.

Совершенно особенный пример являет биография Николая Евграфовича Пестова. (известного духовного писателя, профессора). Он поехал по этапу за своей арестованной женой Зоей Вениаминовной и спас ее. Она была измучена незнанием того, за что арестована и что с тремя маленькими детьми. Следователи говорила ей, что «муж сидит, дети в детдоме» .

Репрессии в российских университетах. Благодаря Базе данных можно сопоставить проценты пострадавших за Христа среди выпускников и преподавателей девяти университетов России. Полученные результаты можно назвать оценкой воспитательной работы в университетах, как, впрочем, и оценкой разлагающей веру деятельности этих учебных заведений, так как в университеты приходило больше верующих людей, чем их покидало. Данные, полученные делением общего числа пострадавших за веру выпускников университета на число всех окончивших университет в 1880 — 1930-е гг. говорят о том, что самый высокий процент пострадавших дал МГУ (4.5%), СПбГУ (3%), почти столько же у Казанского университета (2,7%). Интересно сравнить оценку, полученную по Базе данных ПСТГУ с результатами работы Комиссии Священного Синода Русской Православной Церкви по канонизации новомучеников и исповедников, куда поступают сведения от правящих архиереев. Результаты сравнения по этим совсем разным критериям оказываются поразительно близкими.

Распределение репрессий по факультетам российских университетов. Если взять отношение пострадавших к числу студентов, то получим следующие проценты по факультетам всех университетов:

историко-филологические — 9%, юридические — 2%, физико-математические — 1,5%, медицинские — 1,5%.

То есть приблизительно каждый одиннадцатый из историков и филологов пострадал, каждый пятидесятый из юристов, примерно каждый семидесятый из математиков, физиков и медиков. Такое заметное различие в числе пострадавших можно объяснить или тем, что верующих историков в процентном отношении было в шесть раз больше, чем верующих математиков, физиков, медиков, или тем, что их, как идеологических работников, особенно преследовали. Вторая причина более вероятна.

В базу данных поступают многие ранее неизвестные факты о пострадавших архиереях. Обратимся к совсем другому источнику информации — картотеке М. Е. Губонина, размещенной на сайте ПСТГУ под названием База данных «Епископы и епархии». Собиратель бесценного церковно-исторического архива и составитель изданного в 1994 г. сборника «Акты Святейшего Патриарха Тихона и позднейшие документы о преемстве высшей церковной власти», М. Е. Губонин до своей кончины в 1971 году тайно составлял картотеку по епархиям. При издании «Актов» она автоматически была преобразована в картотеку по епископам, и опубликована в виде двух справочников: епархии и епископы.

В этих списках события жизни около 100 епископов после 1920-х — 30-х годов установлены. Их биографии заканчиваются словами: «дальнейшая судьба неизвестна». Это те, кто уходили на покой или в оппозицию к митрополиту Сергию, а в канцелярии митрополита Сергия числились на покое. Эта область — белое пятно истории нашей Церкви ХХ века. В течение последнего месяца пришли сведения о расстреле еще одного иерарха. Белое пятно медленно сокращается.

Сравнение с данными общества «Мемориал». Тайное изменение направленности репрессий в годы «великого террора» 1937 — 1938 годов. Изучение следственных дел всех, расстрелянных на полигоне Бутово, показало, что примерно каждый двадцатый пострадал за веру, то же соотношение наблюдается и среди пострадавших в Левашово под Санкт-Петербургом. Поэтому можно предположить, что в списках всех репрессированных, которые составляются Обществом «Мемориал» также примерно 5% пострадавших за веру.

Сравнение количеств репрессий по месяцам показывает, что до февраля 1937 года, действительно, примерно каждый 20-й пострадал за веру. В марте же 1938 года за веру пострадал, примерно, каждый — 40-й, потом — 100-й. Не может быть, чтобы карательные органы всех областей случайно изменили направленность репрессий, — это результат воздействия из центра. Объяснением этого явления может служить то, что 16. 04. 1938 г. было издано Постановление Президиума Верховного Совета СССР о ликвидации Комиссии Президиума ЦИК по вопросам культа (см. [12], с.25). Видимо это Постановление готовили уже в марте, и оно по существу означало уверенность ЦИК в окончательном уничтожении Церкви и возможность (с точки зрения ЦИК) ограничиться примерно ста тысячами уже репрессированных и расстрелянных к тому моменту, вместо запланированных (по известному письму Маленкова) — шестисот тысяч.

Статистика имен по БД «За Христа пострадавшие»

Иван

2005

Мария

624

Николай

1681

Анна

530

Александр

1487

Александра

362

Василий

1426

Евдокия

314

Михаил

1130

Прасковья

222

Петр

944

Татьяна

221

Алексей

827

Анастасия

212

Павел

703

Екатерина

202

Владимир

667

Ольга

184

Сергий

636

Елена

140

В таблице представлена статистика имен по БД «За Христа пострадавшие».

Судя по представленной таблице, самым распространенным именем среди новомучеников было имя — Иоанн. Две тысячи Иванов были названы в честь Иоанна Богослова, Иоанны Крестителя, Иоанна Воина, Златоуста и др. (всего 68 святых с именем Иоанн было в русских святцах). Точно установить про большинство новомучеников, в честь кого они названы, невозможно. Однако Николаев в святцах было всего семь, и святитель Николай среди них самый чтимый, поэтому, очевидно, в честь него названо большинство новомучеников из почти тысячи семисот Николаев. Поэтому тропарь Святителю Николаю «Правило веры и образ кротости» может служить выражением духовного идеала новомучеников и исповедников Российских ХХ века. «По имени и житие» — стереотипная формула житий…

Поминовение новомучеников.

Закономерно желание церковных людей поминать за Христа пострадавших в день их кончины. На сайте ПСТГУ легко вызвать список всех, за Христа пострадавших, память которых празднуется в тот или иной день. Каждый день в году есть пострадавшие, списки включают от 20 имен до 161 имени скончавшихся. Самый крупные репрессии приходятся на 17 февраля и 28 декабря. 17 февраля число погибших — 161 (151 расстрелянных), в том числе пять епископов, число арестованных — 113. 28 декабря число арестованных наибольшее — 399, из них три епископа, число погибших — 81.

По каждому из расстрелянных, скончавшихся в заключении, арестованных имеется биографическая справка, в которой размещены все сведения, которые мы на сегодня о нем знаем. Так, 21 января 1938 года в Ульяновске был расстрелян протоиерей Иоанн Апраксин в возрасте 77 лет. Всего по так называемому «Ульяновскому делу» были расстреляны 55 человек, в основном окраине «Старого» кладбища. Почти каждый день года можно связать с каким-то одним или несколькими местами России, где расстреляна основная часть пострадавших в этот день. И так 50 — 100 пострадавших каждый день.

29.000 имен в базе данных.

Для того чтобы оценить результат — 29.000 имен , необходимо кратко вспомнить историю сбора сведений.

В 1989 году была создана Синодальная Комиссия по изучению материалов о реабилитации духовенства и мирян, работавшая под руководством Высокопреосвященного Владимира (тогда митрополита Ростовского и Новочеркасского). Обращения Святейшего Патриарха Алексия II и правящих архиереев о создании Комиссии и сборе сведений передавали по радио и телевидению, напечатали практически во все газетах, но отклик был невероятно малым.

Гонения, война сделали свое дело — память о мучениках практически была стерта. Из сотен тысяч пострадавших за Христа менее тысячи были названы родственниками. Конечно, в начале 90-х годов многие старые люди не верили, что репрессии не вспыхнут вновь. Но главное все-таки было в уничтожении связи поколений, как следствие гонений и войн, потому что свидетели или умерли, или молчали при жизни.

В1992 году был создан Православный Свято-Тихоновский Богословский институт, Комиссия уже практически не работала из-за того, что письма перестали поступать. В том же году было получено благословение Святейшего патриарха Алексия «сосредоточить работы по исследованию истории Русской Православной Церкви XX века в Православном Свято-Тихоновском Богословском Институте» и передать в Институт архив данных, собранный Комиссией. Казалось, что 5000 имен собрать невозможно, хотя было ясно, что пострадали сотни тысяч верующих. Следующие 15 лет работы принесли более 27.000 имен.

На кафедре информатики ПСТГУ постоянно собираются, обрабатываются и вводятся в Базу данных сведения о гонениях. К январю 2007 г. накоплено более 29.000 биографических справок и 4.600 фотографий. За 16 лет работы в ней приняли участие более 50 человек. Вопреки всем ожиданиям скорость сбора не снижается, а увеличивается.

Что сегодня мы знаем о репрессиях иерархов, священнослужителей и мирян?

Были репрессированы: 4 — патриарха и 440 иерархов. Расстрелян, замучен каждый второй из них. Среди более 12.200 репрессированных священнослужителей: протоиереев — 1.600, священников — 8.700, диаконов — 900. Расстрелян, замучен каждый второй — третий.

База данных «За Христа пострадавшие» представлена в Интернет с 1996 года по адресу: www . pstbi . ru . За 10 лет круглосуточной работы Базу данных посетили более 500.000 человек. В сутки выдается ~ 3.000 страниц по запросам из России, стран СНГ и всего мира.

Наступил качественно новый этап .

База данных начала наполнять сама себя. Сведения из нее, став широко доступными, естественно попадаются на глаза людям, которые имели какую-то давнюю связь с новомучениками. Часто эта связь выражалась в виде смутных воспоминаний детства или устных семейных преданий, которые невозможно было проверить, и поэтому люди не решались их обнародовать. Теперь же, обнаружив в базе данных документальное подтверждение этим сведениям, люди обращаются к нам, спеша поделиться радостью и подробностями, которые сохранила их память. Вот выдержки из писем, полученных, в основном, в течение одной недели.

             «Я узнал впервые на сайте Витебской епархии о дате расстрела Витебской губернской ЧК моего деда, на мою просьбу — выслать мне копии упомянутых там дел, мне сообщили, что все сведения о деде получены с сайта ПСТБИ и там находятся все интересующие меня материалы». В результате переписки мы получили копии бесценных фотографий.

             Письмо из Северо-Двинска (с Белого моря) по e — mail « срочная информация: «оказывается дед жены пострадал за веру, с ним вместе пострадал священник Смирнов Николай Петрович, есть ли у Вас сведения о нем? » . У нас в Базе данных оказалось три священника — Смирновы Николаи Петровичи. Найденный в Северо-Двинске — четвертый.

             Прихожанка хочет пожертвовать в храм икону родственника-новомученика, нужна фотография для написания иконы и житие, которое хочется поместить в раме рядом с иконой. Я говорю, что возьмите житие из книг отца Дамаскина, отвечают, что там нет. Отец Дамаскин проделал огромную работу и написал около 900 житий, но к лику святых причислены уже 1596 новомучеников, то есть почти в два раза больше.

             Пришли из Карелии новые сведения о священнике, расстрелянном 3 декабря 1937 года в Белбалтлаге, на Водоразделе (VII-VIII шлюзы Беломорканала). Он родом из Волынщины, служил в Житомирской области. О нем в начале 1990-х годов писала нам вдова священника, проживающая в Орле: « батюшка был выслан на Соловки или в Медвежку. Письма из ссылки поначалу приходили, но затем перестали. На запрос ответили, что о. Серафим выслан в другое место без права переписки » . Это значит, что дети, внуки наконец узнают день кончины своего отца и деда, о чем, скорее всего, молились вот уже более 50 лет. Таких сообщений родственникам по телефону или в письмах мы сделали уже более 100. Выяснение судеб пострадавших возможно только потому, что все сведения от родственников, из храмов, архивов сводятся в единую Базу данных.

Заключение.

Кратко второй наиболее важный аспект нашей работы можно сформулировать так: База данных, изначально призванная только лишь собрать и сохранить оставшиеся после разрыва поколений крупицы народной памяти, сама служит ее восстановлению и излечению трагического разрыва.

Очевидно, что происходит медленное обретение памяти. Воссоздаются связи между новыми тысячами современных людей, уже обретших веру или идущих к ней, с нашими святыми — родными по крови. Новые имена поддерживают и ускоряют этот процесс, поэтому мы так радуемся каждому новому имени, спешим объявить их в сети Интернет. Они создают преемство с великим сонмом наших священномучеников и исповедников, предстоящих престолу Божию и молящихся непрестанно о спасении России.

70 лет гонений — краткий миг Всемирной истории.

Священномученик Киприан в третьем веке писал: « Вследствие краткого исповедания (имени Христа) прекращаются бедствия, начинается радость, открывается царство, оставляется наказание, изгоняется смерть, является жизнь… Мученичество всегда высоко и важно, но особенно оно важно теперь, когда сам мир приходит в разрушение, когда отчасти поколебалась вселенная, когда изнемогающая природа представляет свидетельства последнего разрушения » .

Это слово как будто обращено к нам через 18 столетий. Оно ярко дает понять, что благодаря подвигу мучеников, Церковь наша стоит и жизнь жительствует.

Приведем еще одну оценку значения мучеников, выраженную известным немецким писателем офицером вермахта Эрнстом Гюнтером: «Когда Шпенглер предостерегал от всякой войны с Россией из соображений пространства, то он, как мы могли убедиться, был прав. Еще сомнительней каждое из нашествий (на Россию, Н.Е.Е.) становится по причинам метафизическим, поскольку приближаешься к одному из величайших носителей страдания, к титану, гению мученичества. В его ауре, в сфере его власти делаешься сопричастным такой боли, которая превосходит всякое воображение». Э.Юнгер «Излучения» М. 2002. С. 726

Мы не помним мучеников, а они молятся за нас и являются нам: в архивных делах, в тюремных фотографиях, в воспоминаниях. Подтверждением духовной значимости сбора сведений о пострадавших за Христа является наблюдаемое нами, уже 10 лет, соответствие роста числа имен новомучеников, обретенных нами, росту вновь открываемых в России храмов. Трудно представить это соответствие простой случайностью.

Кровь мучеников — семя христианства!

Поскольку вы здесь...
У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.
Сейчас ваша помощь нужна как никогда.
Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее!
Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира.