Забытый Васнецов
К празднику Пасхи в храме Рождества Иоанна Предтечи на
Пресне откроют васнецовские фрески. Предлагаем вниманию
читателей фоторепортаж о том, как проходила реставрация.
![](https://www.pravmir.ru/wp-content/uploads/pravmir-images/dsc03101.jpg)
Церковь Рождества Иоанна Предтечи на Пресне построена в 1685
году. В 1890-е годы над росписью храма работали Виктор Васнецов и художники его
мастерской. Эскизы росписи хранятся в Третьяковской галерее, а сама роспись
долгое время была закрашена и забыта. Сейчас во всем храме проходит капитальный
ремонт, благодаря чему, собственно, и была открыта уникальная
роспись.Бригадир реставраторов Владимир
Потапчук: Когда делали шурфы в алтаре для укрепления стен, на сколах обнаружили
под поздним слоев живописи другой слой. Нами были проведены пробные расчистки, и
практически по всем стенам обнаружилась более ранняя живопись. Нет сомнения, что
это васнецовская рука. Это как раз его творческая манера.
clear=all>
![](https://www.pravmir.ru/wp-content/uploads/pravmir-images/dsc03096.jpg)
![](https://www.pravmir.ru/wp-content/uploads/pravmir-images/dsc03042.jpg)
Град Божий с фигурами
ветхозаветной Троицы, нарисованный в тимпане западной стены алтаря над Царскими
вратами
![](https://www.pravmir.ru/wp-content/uploads/pravmir-images/dsc03046.jpg)
![](https://www.pravmir.ru/wp-content/uploads/pravmir-images/dsc03085.jpg)
Эммануил в Силах,
написанный в конхе (на своде и верхних частях стен) алтаря. По сторонам —
символы четырех евангелистов. Подобное изображение Васнецов сделал и в церкви в
Абрамцево, и во Владимирском соборе в Киеве, эскиз его хранится в Третьяковской
галерее
![](https://www.pravmir.ru/wp-content/uploads/pravmir-images/dsc03055.jpg)
Эммануил написан
маслом, нимб — из мозаики сложнейшей техники, редчайшей как для России, так и
для Европы: между двумя стеклышками впаяны пластинки из тончайшего сусального
золота; надписания букв — из серебра
![](https://www.pravmir.ru/wp-content/uploads/pravmir-images/dsc03054.jpg)
Предположительно в 1953-1954 гг фигура Эммануила была
обновлена, а вернее сказать — полностью и очень грубо переписана. На этом
фрагменте специалисту легко увидеть как поздний красочный слой, так и
оригинальную васнецовскую работу
clear=all>
![](https://www.pravmir.ru/wp-content/uploads/pravmir-images/dsc03051.jpg)
![](https://www.pravmir.ru/wp-content/uploads/pravmir-images/dsc03088.jpg)
Синий прямоугольник — образец краски, которой была замазана
большая часть росписи
![](https://www.pravmir.ru/wp-content/uploads/pravmir-images/dsc03039.jpg)
Надо сказать, что сейчас реставраторы пользуются самой
обычной краской, утверждая, что она гораздо лучше по качеству, чем даже краски
самого Васнецова
![](https://www.pravmir.ru/wp-content/uploads/pravmir-images/dsc03056.jpg)
Кроме собственно фигур стены алтаря покрыты орнаментом,
похожим на орнамент в абрамцевской церкви
clear=all>
![](https://www.pravmir.ru/wp-content/uploads/pravmir-images/dsc03083.jpg)
![](https://www.pravmir.ru/wp-content/uploads/pravmir-images/dsc03052.jpg)
Эту работу Васнецов выполнил в
стилистике т.н. Фаюмского портрета — одного из направлений живописи древнего
Египта (I-III в. н.э.). Известно, что примерно в то же время, когда художник
работал над росписью храма рождества св.Иоанна Предтечи, благодаря успехам
реставраторов была заново открыта русская иконопись XV века, творчество Андрея
Рублева и пр. И хотя в своем выборе стиля для религиозных сюжетов Васнецов не
был одинок — достаточно сказать, что в стилистике, близкой к Фаюмскому портрету
написана Владимирская икона Божией Матери, но, по свидетельству современников,
Виктор Михайлович очень сокрушался, что не был знаком с новооткрытыми иконами
раньше и не избрал их образцом для этой работы.
Теперь реставраторы, кроме
эскизов Васнецова (значительно отличающихся в деталях от открываемой росписи)
ориентируются на собственно образцы Фаюмского портрета и на портреты натурщиц
художника, среди которых — дочь Саввы
Мамонтова
![](https://www.pravmir.ru/wp-content/uploads/pravmir-images/dsc03060.jpg)
После того, как художники-реставраторы расчищают
сохранившиеся фрагменты оригинальной росписи, наступает черед
художников-живописцев, восполняющих лакуны
![](https://www.pravmir.ru/wp-content/uploads/pravmir-images/dsc03064.jpg)
![](https://www.pravmir.ru/wp-content/uploads/pravmir-images/dsc03098.jpg)
Еще одна работа
Васнецова в храме — роспись «Снятие с креста» над Плащаницей
Фото Ника ТУГАЛА