Другое дело, когда эта самая личность в истории, невзирая на всю историческую правду, как положительную, так и отрицательную, начинает приукрашиваться кому-то удобной неправдой. Зачем, для чего, почему это кому-то нужно?
Невыученные уроки
Каждый год, 9 января, Православная Церковь чтит память святителя Филиппа (Колычева), митрополита Московского. Жизнь святителя Филиппа оборвалась в 1569 году, от руки одного из приспешников царя Иоанна IV Грозного, опричника Малюты Скуратова. Святитель Филипп был прославлен Церковью в лике святых. Казалось бы, все очевидно и понятно. Но однажды мне довелось быть в квартире вполне благочестивых, вроде бы адекватных православных людей. Там на иконной полке среди привычных и знакомых ликов я вдруг увидел иконографическое изображение царя Иоанна, чем был немало удивлен. На вопрос о том, что делает Иван Грозный среди святых, было получено множество ответов, общий смысл которых сводился к тому, что «святой царь» был оболган, что многое из того, что о нем сказано, – клевета и поклеп. Довод о преподобномученике Корнилии Псково-Печерском, лично убитом Иваном Грозным, не возымел действия, хотя и в этом случае есть утверждение, что, едва ли не в сию секунду он раскаялся и уже сам нес тело убитого им игумена в обитель. Действительно, оригинально…убил и пожалел.
А потом начинается очередь фактов из якобы достоинств царя Иоанна, среди которых, кстати, и тот, что государь и сам страдал от своей жестокости и непрестанно каялся в своих грехах. Не берусь судить о том, каково было раскаяние и покаяние царя Иоанна. Судить об этом, к счастью, не мне и даже не истории. Но что заставляет обыкновенных верующих людей вопреки всем имеющимся историческим фактам, Евангельским заповедям, мнению самой Церкви, наконец, даже здравому смыслу канонизировать необузданную авторитарную жестокость? Особенно когда среди святых Церкви есть люди, которые напрямую или косвенно пострадали от этого царя. Ведь ни вразумление, ни призыв к милосердию, ни, наконец, воззвание к совести христианина не возымели действия на жестокого правителя. Были лишь царская воля, болезненная мнительность и жестокость, равными которым, наверное, могли бы быть только такие же качества бывшего тифлисского семинариста Иосифа Джугашвили, пришедшего к власти спустя почти пять столетий.
На те же грабли
Нельзя исключать,что когда-нибудь в будущем Сталин, как и царь Иоанн Грозный, тоже начнет появляться в семейных иконных уголках. Впрочем, почему когда-нибудь? Уже появляется. И не только там. Сегодня существуют хитрые вариации полотен, где отец народов изображен без нимба, как будто бы на втором плане. Например, печально известная икона с Пресвятой Богородицей, возимая делегацией «Изборского клуба» по всей России, вводящая в заблуждение очень многих, в том числе и духовенство. Там Сталин изображен в числе полководцев, победителей в Великой Отечественной войне, под покровом Божией Матери.
«Икона вызывает неоднозначную реакцию, но это наша корпоративная икона. Мы считаем, что победа в Отечественной войне — это мистическое действо и победа святых над адом. Поэтому Сталин здесь под сенью Богоматери Державной, которая защищает всю нашу державу. Мы будем ещё заказывать подобные иконы и вообще хотим выйти с инициативой причислить к лику святых Зою Космодемьянскую, Александра Матросова и других героев», — прокомментировал глава «Изборского клуба» Александр Проханов.
Корпоративная икона, мистическое действо…Ничто не настораживает в этих речах?
А в нарисованном сюжете якобы встречи с блаженной Матроной Сталин и вовсе изображен с нимбом. Хотя от начала и до конца этот сюжет не более чем абсурдный миф. Этой встречи быть не могло. Матрона Никонова до самых последних дней своей земной жизни чувствовала себя гонимой. В любой день она была готова к аресту. Так продолжалось до самой ее смерти 2 мая 1952 года.
С инициативой членов «Изборского клуба» все понятно. Подвиг героев войны, отдавших свои жизни, бессмертен и достоин памяти в веках. Но он еще не является поводом для канонизации и прославления человека в лике святых. А некрещеный польский педагог Януш Корчак и вовсе отказался от возможности покинуть Варшавское гетто ради сирот, которых он воспитывал. С ними он и вошел в газовую камеру. Не подвиг?
Раз уж речь зашла о вмешательстве свыше, несомненно и то, что победа над нацизмом, в основу которого легла оккультная мистика и бесчеловечная философия расового превосходства одних над другими, есть и Божия воля, и заступничество святых. Неслучайно и то, что страшная война пришла на нашу Родину в День Всех святых, в земле Российской просиявших. Этот знак был утешением и укреплением на предстоящий ратный подвиг всему народу. Но при чем тут Сталин? И какое отношение он имеет к победе над адом, которую, по словам главы «Изборского клуба», одержали святые? Тем более, если вспомнить, что первое обращение вождя к уже сражающемуся народу состоялось аж через неделю после вторжения германских войск. Или это такой тактический ход — вдруг исчезнуть в самый серьезный и трагический для страны момент?..
Не закрывать глаза…
Странно, что «православные» апологеты Сталина совершенно забывают о том, что 22 января 1918 года Поместный собор Православной Российской Церкви принял послание Патриарха Тихона от 19 января 1918 года, в котором говорится об отлучении от Церкви лиц православного вероисповедания, которые участвуют в убийствах невинных людей и в гонениях на Церковь. В числе тех, кто был предан анафеме, были все те, кто так или иначе был причастен к гонениям на Церковь, в том числе и Сталин. Чадам же Церкви Патриарх Тихон в том же послании сказал ясно: «Заклинаем и всех вас, верных чад православной Церкви Христовой, не вступать с таковыми извергами рода человеческого в какое-либо общение: «Измите злаго от вас самех» (1 Кор. 5:13)».
Странно, что они не вспоминают о подписанном 15 мая 1932 года Сталиным Декрете о второй пятилетке, в котором были и такие слова: к 1 мая 1937 «имя Бога должно быть забыто на территории страны». Можно, конечно, вспомнить, что в день похорон Сталина по нему была даже отслужена панихида. Но это факт скорее говорит о том, что на самом деле сталинское государство никакой свободы Церкви не давало, а во время войны просто использовала ее в своих интересах, для усиления внутренней политики и для замыливания глаз союзникам. Слова соболезнования и панихида (но не отпевание!) по тирану в этой ситуации вполне могли оказаться вынужденными, поскольку в противном случае машина ликвидации заработала бы еще с большей силой.
Да, действительно, в 1943 году произошло ослабление гонений. Но на это были причины. Можно здесь вспомнить и случившуюся до войны перепись населения, во время которой более 50 процентов опрошенных назвали себя верующими. Это побудило отступить от объявленной 15 мая 1932 года политики полного уничтожения религии, потому что в народе это вызывало недовольство. Вторая причина, как уже было сказано выше, была внешняя — пропагандистские шаги для западных союзников. Но, тем не менее, представители духовенства все равно продолжали подвергаться арестам, продолжали оставаться в заключении и претерпевать унижения и пытки.
Вот еще немного фактов. К 1917 году в России насчитывалось 54 692 приходских храма. Было 1025 монастырей. К 1939 году во всей России осталось лишь около 100 соборных и приходских храмов, все монастыри были уничтожены. Кто в это время управлял страной?
Можно возразить, что, дескать, основной вред Церкви принесли Ленин, Троцкий и Свердлов, а Сталин, начав борьбу с Троцким, осознанно или бессознательно наказывал своих политических противников за те гонения, которые они развязали против Церкви. Но и это неправда. Сталин уже в начале 20-х годов входил в состав Политбюро, был Генеральным секретарем Компартии, входил в состав Комиссии по проведению отделения Церкви от государства при ЦК РКП(б). И главное, что самые страшные этапы гонений — с 1929-го по 1933 год и с 1936-го по 1942-й годы — приходятся именно на то время, когда Сталин уже получил полноту власти в партии и в государстве.
Вспомним Бутовский полигон… Только в 1937-38 годах здесь были казнены 20 761 человек. Все они известны поименно. Кто был у власти в советском государстве? Явно ведь не Троцкий и не Свердлов. Почему те, кто называют себя православными и одновременно едва ли не канонизируют Сталина, не вспоминают об этом? Что-то же им должен говорить, в конце концов, факт существования Собора новомученников и исповедников российских?
15 июня 2009 года председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата архиепископ (ныне митрополит) Иларион (Алфеев) в интервью «Эксперту» предельно жестко высказался о личности Сталина: «Я считаю, что Сталин был чудовищем, духовным уродом, который создал жуткую, античеловеческую систему управления страной, построенную на лжи, насилии и терроре. Он развязал геноцид против народа своей страны и несет личную ответственность за смерть миллионов безвинных людей… Нет никакой существенной разницы между Бутовским полигоном и Бухенвальдом, между ГУЛАГом и гитлеровской системой лагерей смерти, и количество жертв сталинских репрессий вполне сопоставимо с нашими потерями в Великой Отечественной войне».
Не оправдывать средства
«Православный» сталинизм… Как вообще стало возможно то, что даже на слух воспринимается как дикий абсурд? Почему так легко, как и в случае с Иваном Грозным, возводится до уровня небожителя тиран и безбожник? Не потому ли, что кому-то очень хочется не просто перенести в ограду Церкви и оправдать ее таким образом, а буквально канонизировать свою болезненную тоску по тяжелой руке и расправам? Это же очень простая логика: вождь все сам решает, думать не надо, а перегибы на местах — ну что ж, такое время и такие люди. А святой вождь и вовсе неподсуден. Зато великая страна, зато победа в страшной войне, зато один единый народ… Вот этих «зато» может быть в запасе очень много. Другое дело, имеют ли они отношение к Сталину, как и те, кто сейчас его всячески «оправославливают», — отношение к Церкви Христовой. Аргумент о спасенной отцом народов Церкви не выдерживает никакой критики. Потому что не было намерения спасать. Придержать, использовать для своей личной политической выгоды? Да. Но сомнений в сталинской убежденности в том, что имя Бога должно было быть забыто в стране советов, нет никаких. Просто исполнение этого указа было отложено. До времени.
Нежелание изменять себя, осмыслять свои поступки и свою историю, приносить покаяние, слышать то, к чему призывает Христос, очень легко ретушируется идеей великого прошлого и жаждой его в будущем. Но взор Церкви устремлен не в идеологическое светлое будущее, не к земному блаженству, а в Царство Небесное. И прийти к нему можно, только руководствуясь заповедями, которые нам дал Спаситель, и еще способностью быть честными перед своей совестью. Когда в церковной православной среде начинает действовать принцип «цель оправдывает средства», то впору задуматься о том, какая же все-таки цель у тех, кто так истово желает видеть в Сталине печальника о судьбах Церкви. Тот, на чьей совести жизни и искалеченные судьбы своего же народа, таковым быть не может.
Вспоминая свои попытки пробиться к подвергшемуся сталинским репрессиям сыну, Анна Ахматова писала: «Я провела семнадцать месяцев в тюремных очередях в Ленинграде. Как-то раз кто-то “опознал” меня. Тогда стоящая за мной женщина, которая, конечно, никогда не слыхала моего имени, очнулась от свойственного нам всем оцепенения и спросила меня на ухо (там все говорили шепотом): «А это вы можете описать?» И я сказала: «Могу». До самой смерти сохранялась у нее мучительная память о пережитом:
«И когда, обезумев от муки,
Шли уже осужденных полки,
И короткую песню разлуки
Паровозные пели гудки,
Звезды смерти стояли над нами,
И безвинная корчилась Русь
Под кровавыми сапогами
И под шинами черных марусь».
(Реквием. Вступление).
Газета «Саратовская панорама» № 05 (1035)