Христианская жизнь немыслима без подвига. То есть без того усилия, которое предпринимает верный, руководимый и укрепляемый Святым Духом, чтобы избавиться от ига греха и господства страстей, и чтобы самоотверженно следовать воле Господней. Чтобы жить во Христе и быть живым членом Его Тела, которое есть Церковь.
В этом подвижническом усилии особо значительное место занимает пост. Он представляет собой одно из самых действенных орудий в нашей духовной борьбе. Об этом свидетельствует слово Божие. Это открывается нам из жизни святых. Так верит и учит наша Церковь, воспринимающая пост как одно из своих древнейших и священнейших установлений.
Однако пост, как и другие церковные установления, в особенности в наши дни, находится в опасности потерять свой смысл или стать бесполезным! И, к сожалению, это случается и среди многих из тех христиан, которые ревностно хранят и в точности исполняют установления Церкви.
Итак, одни христиане – или по незнанию, или по небрежности – недооценивают значение поста и не соблюдают его. Другие до какой-то степени хранят его, но делают это формально. У них нет необходимого понятия о его глубинном значении, нет знаний о том, что касается поста и что нужно знать сознательному верующему. Таким образом, соблюдение поста превращается в формальное действие, не имеющее того глубокого смысла, который вложен в него верой и опытом Церкви.
Этот небольшой труд написан для того, чтобы помочь нашим православным братьям полнее понять истинный смысл поста, осознать его значение для нашей духовной жизни и разобраться, когда и как следует поститься.
Пост – древнейшее установление.
Что такое пост?
Греческое слово nhsteia , соответствующее русскому «пост», образовано при помощи отрицательной частицы nh и глагола esqiw — «ем».От этих слов происходит слово nhstij (постник) – тот, кто не ест. Отсюда, в свою очередь, образованы глагол nisteuw (пощусь) и существительное nhsteia, первоначально обозначавшее полное воздержание от пищи и пития.
Позднее, по мере роста продолжительности постов и их развития, под постом стали понимать не только полное воздержание от твердой и жидкой пищи, но и воздержание частичное – отказ от определенной пищи и умеренное потребление других продуктов. Так появляется разделение яств на постные и скоромные.
Согласно этому разделению к постным продуктам относятся хлеб, овощи, фрукты (в особенности сушеные) и т. д. Скоромной же является та пища, которую готовят на растительном или сливочном масле.
С классификацией продуктов на постные и скоромные связан еще один термин, употребляемый в церковном обиходе – сухоядение. Он означает вкушение сырой, невареной пищи и является наиболее строгим видом поста.
Как в Священном Писании, так и в нашем церковном Предании (в писаниях Отцов и церковных песнопениях) мы также часто встречаем термин воздержание. Этот термин имеет более широкое значение; он включает в себя всю совокупность духовного подвига христианина. Однако нередко он используется для обозначения именно постного подвига.
Пост является древнейшим церковным установлением. Однако как духовное явление он существовал еще в дохристианскую эпоху. Мы встречаем его не только среди израильтян, но и у других древних народов, в особенности на Востоке. Пост существовал также у древних греков и римлян. Все эти народы полагали, что с помощью поста можно умилостивить богов, достичь нравственного очищения и духовного роста.
(Публикуется по: Православный пост: Зачем, когда и как мы постимся. Архимандрит Симеон (Куцас) Русскiй Хронографъ, Москва, 2007.)
Читайте также:
Легкое бремя поста
Петров пост – наверстывание упущенного