Зачем молодые старикам?
«Кто сотворит и научит, тот великим наречется в Царстве Небесном» (Матф.5:19).
Сначала нужно сотворить, а потом уже научить. Чтобы говорить о старости, нужно сначала самому пережить этот период. Я пока что могу говорить только о молодости, о средних годах, в которых нахожусь. О старости говорить сложно, потому что сложно поставить себя на место человека, находящегося на закате сил, которому остались считанные годы до встречи с Вечностью.
Страх перед смертью есть у всех — и у молодых, и у старых. У молодых он несколько притуплен, потому что все надеются жить долго, счастливо, весело, радостно. А человек в возрасте уже начинает понимать, что вот-вот, и ему уже надо будет переступить эту страшную для многих черту.
Редко кто даже из христиан может сказать: «Я готов в любой момент встретиться с Господом». Мы знаем, что многие святые перед смертью плакали, скорбя о своих грехах, и говорили: «Я даже не положил еще начало покаянию». Известны, впрочем, и другие примеры. Люди праведные и святые, например, апостол Павел и многие другие подвижники благочестия, с вожделением и надеждой ожидали разлучения с телом, когда они наконец-то смогут пребывать с Господом.
Хорошо, если человек со старостью приобретает
Но, к сожалению, сознающих это стариков не много. Весьма мало людей сознают и понимают, что их ждет в вечности, и еще меньше из них делают что-либо, чтобы она была блаженной, чтобы проводить ее с Господом.
На мой взгляд, задача волонтеров — молодых людей, которые оказывают поддержку престарелым — помочь не только материально, не только облегчить телесные страдания, но и деликатно, тонко подсказать путь к такой вечности.
Люди в возрасте очень жаждут общения. Они с радостью принимают любую информацию. Понятно, что не все запоминают, не все могут четко и ярко запечатлеть в своей памяти, но общее настроение они воспринимают с радостью.
Знаю много случаев, когда молодые люди, ухаживавшие за стариками и поддерживавшие их общением, без всяких принуждений и убеждений подводили их к тому, чтобы они сами просили позвать священника — побеседовать с батюшкой, поисповедоваться. Люди в возрасте не всегда знают, как выразить свои чувства — многие не понимают церковной терминологии, не знают, как что называется. «Мне бы с попом поговорить…», — просят они. — «Мне бы батюшке рассказать кое-что…». Они оперируют теми понятиями, к которым привыкли, но верное стремление есть.
Пожилые общаются со священником, исповедуются, причащаются — и уже совсем по-другому начинают воспринимать свою жизнь. Они перестают мельтешить и суетиться, цепляясь последними угасающими силами за земное, стремясь молодиться, бодриться, что-то из себя изображать. Они понимают, что есть определенное количество лет. И до смерти у них осталось недолгое время, которое нужно провести так, чтобы, по слову советского классика, «не было мучительно больно за бесцельно прожитые годы».