Мама отвела креститься, чтобы я не болел
– Ростислав, при пожаре много работ погибло?
– Моих не очень, ведь в основном я пишу сразу для храмов. А вот у супруги, Ольги Кравцовой-Моцпан, которая занимается светской живописью, у нее своя особая интересная стилистика – очень много, она готовила выставку на Рождество. Почти все уничтожено.
– Почему так случилось именно с вами – задаете такие вопросы Богу?
– Задаю, конечно. Знакомая игуменья посоветовала: «Ты просто молись и настройся, что на все воля Божия». Совет вроде простой, но верный, потому что наши варианты ответов все равно будут не те. Пытаемся принять и привыкнуть.
– Помните, когда впервые увидели икону? В советское время чаще первое знакомство происходило в музее…
– Я из обычной советской семьи, мама – врач, член партии, так что дома никаких разговоров о вере и никаких икон в принципе не было. Но впервые икону увидел в пять лет, у староверов. Мама заходила к одной женщине, разговаривала с ней о чем-то для меня скучном, а я часами готов был смотреть на непонятные тогда образа, красные с золотом, около которых горели огонечки лампад.
Позднее, когда я учился в Одессе в институте, я даже пробовал срисовывать с бумажных икон, которые тогда появлялись во множестве.
Но иконопись я тогда особо не понимал. Мне казалось, что это всего лишь искусство копирования, а мне хотелось работать творчески.
Это время совпало с развалом Союза, когда истосковавшиеся по духовной стороне жизни хватались за различные религии и секты.
Сначала знакомый пригласил меня к баптистам, я ходил к ним некоторое время, а потом знакомая художница (сейчас она занимается реставрацией икон) уговорила меня поехать в Свято-Успенский монастырь. И как приехал, будто пелена с глаз спала. У меня было ощущение, что я вернулся домой. Задумался: и чего я к баптистам пошел, ведь крещен в Православной Церкви? И в этот же день попал на исповедь к схиархимандриту Ионе (Игнатенко), и он сразу начал меня направлять, что я, как художник, должен служить во славу Божию.
– То есть вы были крещены в детстве? Крестила мама – врач, член партии?
– Да, когда мне было 12 лет, мама отвела меня креститься. В Виннице храмов не было, в здании собора размещался спортзал, и мама отвела меня прямо на квартиру к старенькому священнику. «Ты много болеешь, поэтому мы тебя покрестили», – объясняла мне мама тогда.
– Когда всерьез начали заниматься иконописанием, как и у кого учились, на какие образцы ориентировались?
– Мы тогда вообще ничего не понимали, не знали толком, как доски готовить. Учился у одесских иконописцев – Владимира Рудакова и Александра Рудого. Мы друг у друга учились. Искали на книжных развалах дореволюционные книги, например, Кондакова. Большим подспорьем было, что тогда много старых икон стали отдавать на реставрацию, и порой за работу некоторые иконы оставляли себе, для образцов. Искали образцы вообще всюду, у меня до сих пор сохранилась коллекция разных вырезок из журналов, того же «Огонька».
Первая моя осмысленная икона – Спаса Нерукотворного образа, я писал ее с репродукции альбома музея Переславля-Залесского.
Сейчас, когда вспоминаю свои первые иконы, сильное желание забрать их из храмов и переписать – совсем никакого богословского понимания, что такое икона, у меня не было.
Аскольда с иконы убрали
– Сегодня существует мнение, что иконописцы как начали 30 лет назад копировать старые образцы, так и на этом копировании остановились и нет ничего нового, нет никакого прорыва.
– Когда мы начинали, в нашем регионе как образцы были в основном старообрядческие иконы – те, которые писали мастерскими по несколько человек. Там по сути авторство как таковое терялось и главный акцент делался на формальное мастерство. Естественно, икон более древних мы не видели. Потом появилось много альбомов греческих, древнерусских икон.
Можно сказать, что современная иконописная традиция прошла путь, в чем-то похожий на путь древней иконы – переосмысление византийской традиции. Создать нечто новое достаточно сложно, и в древности иконописцы много копировали.
Чтобы создать такие образы, как Феофан Грек, преподобный Андрей Рублев, надо быть очень сильным иконописцем. И здесь большое влияние имеет именно духовная жизнь человека, а мы переосмыслили все внешние формы, начиная от раннехристианского искусства практически до никонианского периода, и теперь надо не что-то искать, менять форму, а именно двигаться в глубину.
– Приходилось писать образы новомучеников? В чем была сложность?
– Несколько раз мы писали образы новомучеников. И наша мастерская писала икону Киевской духовной академии к 400-летию, по-моему, которая находится в храме Рождества Богородицы в Киево-Печерской лавре – Собор всех святых, которые были связаны с Киевской духовной академией и семинарией. И там тоже много новомучеников.
Проблема была в том, что от некоторых святых даже не сохранилось понятных изображений, приходилось поднимать кучу материала, искать вплоть до словесных описаний.
Иногда смотришь фотографию новомученика, и она гораздо более выразительна и более глубока, чем, скажем, его образ на иконе.
Так что нужно нам всем учиться, чтобы была глубина в иконе.
– Когда разрабатываете новую иконографию, делаете это совместно с архиереем?
– Конечно, только с благословения. Первый мой опыт такой. В двадцатых годах прошлого века в Иосафатовой долине (близ села Голинченцы Винницкой области, Украина) было явление Божьей Матери пастуху Якову и девочке Кристине. Когда они рассказали о виденном односельчанам, те сразу же сделали место явления местом почитания. Власти это не понравилось, всех, хоть как-то причастных к этому, судили, установленные ими кресты срезали.
Когда это событие было канонизировано Церковью, решили написать икону. Мы общались с человеком, в семье которого жили монахини, когда-то пережившие эти события. Он, слышавший с детства их рассказы, передал нам много подробностей. Мы разработали рисунок и пошли с ним к владыке Макарию (Свистуну) – образованнейшему человеку, написавшему богословский труд про «Троицу» Андрея Рублева, и выслушали его замечания по поводу того, как нужно изобразить. Потом уже была написана сама икона.
Так же писали Собор Винницких святых или Собор святых для Киевской духовной академии и семинарии. Согласовываешь все, вплоть до надписей.
Когда мы дописали икону Всех святых в земле Киевской просиявших, сначала изобразили там Аскольда. До революции была очень активная группа священства, которые хотели прославления Аскольда, в Киеве на его могиле возведен Никольский храм. Но, поскольку он все-таки не канонизирован, его изображение убрали.
«Зачем вы нам корову нарисовали»
– Вы поняли, что икона – это настоящее творчество?
– Конечно! Нет творчества, если ты просто внешнюю форму срисовываешь. Но это происходит, если ты просто копируешь пейзаж с фотографии или переиначиваешь просто ради того, чтобы что-то изменить, не пропуская его через себя.
Когда ты начинаешь глубоко изучать икону, ее язык становится для тебя родным, появляется своя выразительность и можно заниматься творчеством, поиском формальных средств, которые привели бы к максимальной выразительности – поиском композиции, цвета, пластики.
– Как быть, если священник, настоятель не разбирается в иконах?
– К сожалению, есть такая проблема, когда батюшки, не разбираясь в иконах, просят расписать «как-то так», не понимая, в принципе, чего они хотят.
Приходится беседовать, рассказывать. Нужно обязательно преподавать иконографию, историю церковного искусства в семинариях. У нас в Виннице были курсы для священников, я на них преподавал. И я видел, как люди по-другому начинали смотреть на росписи храмов. Например, один священник, послушав лекции, решил расписывать храм не в барочном стиле, распространенном у нас, а в традиционном. Хотя, поскольку храм сельский, он очень переживал, что люди не примут его живопись, бабушкам не понравится… Но в итоге – понравилось.
– «Бабушкам не понравится» – это насколько серьезный аргумент?
– Когда-то у меня был случай с одним из первых храмов, которые я расписывал, храм новомучеников. Храм – совсем небольшой, на Лукьяновском кладбище в Киеве, где они были расстреляны. Из-за пространства в куполе сложно было бы написать традиционный образ Христа Пантократора. Решили изобразить христограмму, а настоятель предложил: «Раз Спасителя мы изображаем символически, давайте так же изобразим всех евангелистов». Напомню, что евангелиста Матфея символизирует Ангел, Марка – лев, Луку – телец, Иоанна – орел. Мы взяли за основу знаменитые изображения Рублева с иконы «Спас в Силах»…
Как-то утром иду на работу, возле храма толпа, меня не пускают: «Мы вас не пустим, вы нам корову нарисовали, мы на корову молиться не будем». Прямо настоящий бунт.
Правда, вскоре одна женщина сбегала в соседний храм и посмотрела, что за плечами евангелистов – те же самые животные. Тогда в народе сомнения зародились, что, может быть, ничего плохого и нет?
Приходит священник и говорит: «Если вы необразованные и не хотите ничего читать и знать, то или ищите другой храм, или образовывайтесь». Показал икону «Спас в Силах», где по углам символические изображения евангелистов, объяснил им.
Так что здесь вопрос образования, просвещения.
Зайчики в школе иконописи
– В сгоревшем доме находилась и школа для детей. Вы учили их писать иконы?
– Да, я воплотил свою давнюю идею заниматься с детьми буквально с семилетнего возраста. Я показывал им разную иконографию, разные иконы, вплоть до народных.
Несколько моих учеников стали неплохими иконописцами, но таких немного, хотя занималось очень много детей.
– Как с маленькими детьми заниматься написанием иконы? Для них что зайчика нарисовать, что образ святого…
– Мы сначала и рисовали зайчика. Иногда было и непонимание со стороны взрослых. Люди приводили детей в иконописную школу и ждали, что я сразу же с семилетними буду Христа Спасителя рисовать. А мы сначала рисовали зайчиков, придумали сказку про зайчика, как он гуляет по лесу и так далее.
Родителям объяснял: «Ваш ребенок должен сначала освоить материал, научиться работать красками, научиться раскрывать для себя образный мир». Потом, постепенно, вводили иконописные элементы. Например, к празднику Рождества мы рисуем композицию на эту тему (а не икону Рождества). Притом это не так, что «вот есть икона, копируйте». Мы показываем иконы, а ребенок может брать какие-то элементы, может сделать по-своему.
Один мальчик взял классическую композицию Рождества, только за волхвами изобразил еще людей, а в углу еще человек стоит с коробкой – средства на храм собирает.
Мы стараемся не замыкаться только на красках, пробуем другие материалы, ту же смальту, например.
– Нужна ли иконописцам классическая школа живописи?
– Посмотрите, практически все сегодняшние сильные иконописцы (например, Лавданский, Соколов) имели хорошее художественное светское образование. Я постоянно об этом говорю нашим иконописным школам: вы делаете мастеров, которые умеют работать с конструктором – вы даете им отдельные элементы, они из них собирают модель. Они приучаются мыслить постепенно – отдельно горочки, отдельно палаточки, отдельно лики. И они не могут пойти дальше, чем просто скопировать какую-то икону. Если дать им стену, они теряются. Потому что не знают, как разместить фигуру в пространстве, не знают пластику, плохо чувствуют композицию, привыкли ее просто копировать.
Иконописец, кроме обязательного глубокого знания истории иконописи, должен знать историю искусств в целом, хотя бы понимать происходившие в искусстве процессы, ведь те же византийцы были очень развиты в этом плане.
– Что касается церковной ситуации на украинской земле, как она отражается на работе иконописцев?
– Очень непростой процесс. Мне кажется, многие священники сейчас будут останавливать работы по благоукрашению храмов и смотреть, как будет разворачиваться ситуация. Люди не понимают, куда и к чему это приведет. Они настроены отстаивать свою точку зрения и свои храмы, мы все объединены вокруг митрополита Онуфрия, и милость Божия, что он сейчас возглавляет Украинскую Церковь, потому что это действительно духовный человек.
Что касается обывателей, многие люди просто ничего не понимают в происходящем. Приведу пример, как в нашем регионе понимаются церковные проблемы. Одна моя знакомая говорила: «На всенощную я хожу в украинскую церковь, а на литургию в русскую». Долго не мог понять, что же она имеет в виду, потом оказалось, что вечером она ходит к раскольникам, а утром – к старообрядцам. Яркая картинка, иллюстрирующая, насколько люди понимают все эти процессы.
Узнать о том, как идет восстановление мастерской и какая помощь требуется, можно на странице в Фейсбуке.