Заключение.
Об авторе: Игорь Иванович Сикорский: герой, изгнанник, отец авиации
Будучи сокращенными до своих основных положений, три предложения дьявола во время Искушения Христа в Пустыне в совокупности своей представили план установления власти “над всеми земными царствами” посредством:
- Контроля над всем продовольствием;
- Завоевания людских умов путем открытой демонстрации сверхъестественной силы;
- И “поклонения дьяволу.”
Последнее выражение, в основе своей образное, означает временное использование или оправдание использования лжи и убийств, определяемых в Евангелии как главные прихоти дьявола. Я уверен, что, в этом конкретном случае, вышеупомянутое выражение частично относится к приветствованию и использованию подогреваемой фанатизмом невероятной силы надвигающегося Еврейского восстания, первого шага к завоеванию власти над миром. Эта власть над всеми земными царствами должна была способствовать строительству всеобщего благосостояния и распространению евангелической проповеди. Одним из последствий принятия власти было бы предотвращение Иерусалимской катастрофы путем погашения фанатической энергии приближающейся революции каким-нибудь организованным и в политическом отношении полезным способом. Я считаю, что это соображение более любого другого объясняет использование термина “искушение,” потому что жители Иерусалима и сам город были дороги Христу, и Он несомненно хотел спасти их от катастрофы, которую Он предсказал со столь потрясающей точностью.
Христос отверг эти предложения, приписав их авторство дьяволу. Фанатично агрессивная группировка евреев отвергла Христа, полностью поддалась злому искушению и получила на краткий период власть над земной судьбой Израиля.
Трагически значимым является еще и то обстоятельство, что за тысячи лет до этих событий Иерусалимский Храм, этот главный символ национальной духовной жизни, хотя и был иногда повреждаем и поджигаем какими-нибудь бандитами-иноземцами, но никогда не был осквернен самими евреями. Но во время того закончившегося неудачей восстания наиболее активные его элементы жестоко изгнали религию из Храма и устроили в самом его сердце, в святой святых, вместилище самого зверского насилия. В течении следующих нескольких месяцев был разрушен Храм, пал город и было уничтожено 95 процентов его жителей, что явилось одной из самых ужасных катастроф, когда-либо случавшихся на земле.
За все последующие исторические периоды активные лидеры человечества никогда не отвергали это злое искушение, но и никогда не поддавались ему полностью. Несправедливость, войны и насилие существовали всегда, но частота возникновения беспорядков и волнений всегда была уменьшаема религиозным идеализмом. Только в прежние времена наша Фаустова цивилизация, казалось бы, приближалась к тому, чтобы полностью и всецело поддаться искушению от сил зла.
Грустные последствия этого уже достаточно отразились в характере недавних событий. Во время войны исчезает понятие о чести. Уже на грани исчезновения находятся мудрость и милосердие по отношению к побежденному противнику. Уважительное отношение к свободе, правдолюбию и высшему идеализму постепенно тает. Процесс исчезновения этих ценностей в одних странах протекает с проявлениями зверской жестокости; в других он протекает мягче и медленнее; но он имеет место почти везде, неся гибель демократии в её основе. И наоборот, ничем не ограниченная власть, основанная на силе построенных в ряды и покорных людских масс, постепенно набирает силу по всему миру. Глобальные войны, глобальные революции, тоталитарные государства — это не причины, но последствия вышеуказанного процесса. Слово “глобальные” в этих случаях имеет своим основным значением невероятные зверства, а побочным и тайным — беспредельный обман.
Соответственно, правительство типа “когда люди правят людьми ради людей,” борющееся за “общество без преступных намерений, с милосердием для всех” вытесняется и тайно, и в открытую, высмеивается как пережиток эпохи реакции и “лошадей и повозок.” Агрессивные, фанатичные силы пытаются повсюду заменить такой тип управления правительством, состоящим из изголодавшихся по власти бюрократов, обманывающих и предающих покорный и тихий народ. Так как объединительное и мощное влияние честности, милосердия и других моральных принципов продолжает угасать, процесс замены ускоряется и получает новые импульсы: его конечной стадией должно стать установление всеобщей власти по принципу ”зло правит злом ради зла”. Такой результат, вкупе с третьей и четвертой мировыми войнами и всемирной революцией вполне возможен в пределах нескольких поколений, если только не изменить коренным образом господствующие идеологические принципы. Действительно, мир не может вечно оставаться в таком состоянии. Но он также не может и самоизлечиться от высшего зла, лежащего в его основе. Оно неизбежно погибнет в величайшей катастрофе, какую когда-либо видел этот мир.
Таков будет возможный исход. Однако скрижали религиозной веры, с точностью предсказав возможность всемирной катастрофы подобного рода, с уверенностью предрекают следующую за этой катастрофой победу света, жизни и правды. Евангелие утверждает, а вера признает, что в целом процесс земной жизни имеет достойную цель и благородное значение. Действительно, человеческое сообщество или цивилизация, принявшая нейтральную позицию в высшей борьбе правды и лжи, Бога и сатаны, обрекает себя на крушение. Но в целом эта борьба не затрагивает процесс земной жизни, включая и её прекрасное будущее в этом или ином порядке существования.
Религиозная очевидность, как и глубокая интуитивная убежденность заставляют нас понять, что триумф тьмы, если он и установится на земле, будет недолгим. Внутренние силы истинной жизни, это божественное пламя в сердцах людей, может с решительностью и активностью стать во главе человечества и спасти ситуацию, возможно даже предотвратить надвигающийся крах белой расы. Если это случится, то удивительные достижения современной науки и промышленности, вместо того, чтобы плодить ужасных монстров вроде Франкенштейна, станут верными слугами человечества и откроют эру невероятного процветания и благосостояния. С другой стороны, если человечество не сумеет предотвратить приближающееся бедствие, то произойдет ужасный, но кратковременный процесс самоуничтожения духовно пустой цивилизации, а с ней, возможно, и расы, которая безрассудно лишила саму себя цели существования.
Даже после такой всемирной катастрофы мы все еще можем с уверенностью надеяться на возобновление жизни в этом или в высшем порядке существования, который в сущности является продолжением жизни человеческой расы, в её вечном и высшем значении. Я уверен, что, согласно Божьему замыслу, сила жизни и правды во многие тысячи раз больше, чем сила зла. Я полагаю, что необъятность, организованность и красота видимых небес-вселенной — это лишь тусклые отблески великолепия и гармонии, царящих во всепобеждающей, вечной, живой вселенной высшего порядка. В каком бы виде зло не пришло к нам в нашей жизни, оно отступает перед величием, мощью и блистательностью материальной и духовной Вселенной. Все наши достижения кажутся незначительными по сравнению с вечной ценностью человека — Божьего детища, которому самой судьбой предначертано восторжествовать над ложью, болью и смертью. Никто и никогда не отнимет у нас этого значения жизни, и это — самое главное.