«Закончишь год без троек — куплю самокат!» Почему подарки не мотивируют учиться, а гуманитариев не бывает
Фото: Freepik
Фото: Freepik
Первоклассник мечтал играть на фортепиано, но вскоре возненавидел музыкальную школу — его заставляют упражняться вместо прогулок с друзьями. Пятиклассница, получив первую двойку на контрольной по геометрии, решила — она гуманитарий, и больше не старается. Выпускник, окончив школу с золотой медалью, не знает, куда поступать — все эти годы он думал лишь об оценках и баллах. Может ли ребенок полюбить учебу, стоит ли наказывать его из-за оценок и обещать подарки за пятерку в четверти? 

О мотивации к учебе мы поговорили с доктором психологических наук, профессором факультета психологии МГУ и Международной лаборатории позитивной психологии личности и мотивации НИУ ВШЭ Тамарой Гордеевой.

— Тамара Олеговна, многих родителей волнует вопрос: как заинтересовать ребенка учебой и мотивировать его на успех и хорошие оценки? 

Тамара Гордеева

— Интерес к учебе и хорошие оценки — это разные реальности, с психологической точки зрения. Хотя заинтересованные дети, как правило, лучше учатся. Но не все дети, которые хорошо учатся, в действительности заинтересованы учебой. 

Мы можем наблюдать девочек-отличниц, которые не заинтересованы учебой, но при этом успешно учатся. Потом они спрашивают у психологов: «А кем мне стать? Куда пойти учиться?»

На протяжении учебы в школе таким детям было интересно только стать отличником. Бывает, что ребенок ориентируется на оценки и стабильно идет в этом направлении. 

Поэтому давайте начнем с позитивного — как заинтересовать. Я думаю, надо начинать с совместных походов на выставки, в музеи, обсуждать книги, самому интересоваться тем, как устроен мир. Быть примером для подражания, чтобы ребенок видел вас читающим, думающим, интересующимся. Вы можете решать вместе задачки, сочинять разные истории, вместе играть. Делать вместе все, что вам нравится. 

Но не читать мораль и не сравнивать ребенка с другими, не оценивать его по тому, как он учится. Не спрашивать его с порога, что он сегодня получил, а наоборот спрашивать: «Что было сегодня интересного в школе? Здорово! Расскажи-ка поподробнее, мне интересно!»

Вообще детям изначально интересно учиться. Дети рождаются любознательными. Как говорил еще Аристотель, «все люди от природы наделены желанием знать». 

Но часто желание учиться угасает. Это происходит, прежде всего, из-за того, что мы фокусируемся на результатах, таких, как оценка, и контроле. Нас слишком часто интересует, какую оценку ребенок получил, как ответил, как прошла контрольная, и что он будет делать с ЕГЭ. Хотя до ЕГЭ еще 5–7 лет. 

Стоит, прежде всего, уважать свои интересы и интересы ребенка. И чаще делать то, что вам нравится. 

Учился, а потом стало неинтересно

Что делать родителям, если у ребенка пропал интерес к учебе в целом или к отдельному предмету, ухудшились оценки? Как с ним поговорить?

— Действительно, здесь важен диалог. Необходимо разобраться — у ребенка пропал интерес или ухудшились оценки? 

Это часто происходит потому, что родителей интересуют только оценки. Вы же спросили — пропал интерес, а видно, что ухудшились оценки. Это вещи, не связанные по своей сути. 

В действительности, интерес мог остаться, а пропал он к тому, что происходит в школе. Например, задачи на уроке кажутся ребенку слишком простыми, ему интересно решать задачи посложнее. Учитель же всегда будет ориентироваться на средних учеников. Поэтому если у ребенка был, скажем, интерес к математике, то его могут поддерживать родители, отдав его в какой-то специальный кружок. 

Интерес держится на работе с задачами высокого уровня сложности. Как только задача слишком простая, нам становится скучно. Скука может перейти в апатию, в отсутствие вовлеченности. Это как раз характерно для одаренных детей.  

Вопрос о том, интересно ли ребенку в школе, едва ли задают хотя бы 5–10% родителей. Зато почти все спрашивают: «Что ты сегодня получил? А Маша? А Паша?» 

Если потерян интерес к учебе, надо попытаться мягко разобраться, с чем это может быть связано. Может быть, причиной стали плохие отношения с учительницей, которая давала много инструкций — как сидеть, поднимать руку, отступать четыре клеточки. Акцентировала другие достаточно формальные вещи и результаты в ущерб учебному процессу. 

Почему оценки загоняют ребенка в клетку — Дима Зицер
Подробнее

Может быть, интерес стал таять в связи с тем, что ребенок не занял призовое место в олимпиаде, родители расстроились и долго упрекали его за то, он слишком много гулял и общался с друзьями. Тогда ребенок понял, что им важна его победа, а не он сам. И ребенок, чтобы не разочаровывать родителей, решил просто перестать решать трудные задачки. Такое тоже бывает. 

Ребенку может показаться, что его увлечения никого не интересуют, важны лишь формальные результаты. Но его самого не интересуют оценки. Как правило, это понятия-антагонисты. Детей, которых интересует предмет, как правило, не интересуют оценки. Либо одно, либо другое. Мы обычно акцентируем внимание на оценках и тем самым убиваем интерес. 

Надо разобраться, может, были плохие оценки и ощущение собственной неумелости и глупости стали для ребенка ударом и причиной потери интереса.

Возможно, учитель невольно поддерживает детей, которые списывают, а ребенку это кажется ненормальным. Тогда надо подумать, как обсудить это с учителем, возможно в такой ситуации стоит перевести ребенка в другой класс. 

Главное, не упорствовать в оценках, а с уважением, теплом и вниманием относиться к интересам ребенка.

Если не ориентироваться на оценки, как отследить успеваемость ребенка? Тем более, что они так или иначе играют роль при поступлении в университет. 

— Оценки, безусловно, важны, как настойчивость и усилие, которые нужно проявлять. Но фиксация на них всегда заканчивается плохо. 

Я, как человек, преподающий более 30 лет в университете, могу сказать, что дети, поступившие с хорошими оценками, совсем необязательно будут хорошо учиться в университете. Это иллюзия и попытка родителей снять с себя ответственность. Многие воспитывают ребенка, ориентируясь на эти внешние показатели. 

Оценки могут дезориентировать и ребенка, и родителей, и учителя, создавая иллюзию успешности. Мы часто обнаруживаем детей, которые поступают в ВУЗ, ориентируясь на свой балл. Да, они нашли ВУЗ, который соответствует их баллу, но содержание того, что происходит в ВУЗе, их совсем не интересует. Именно поэтому у нас 60% студентов потом не работают по специальности. Потому что их ориентировали на оценки и на баллы, а то, что будет дальше, их не интересовало. 

Поэтому важно, мы ориентируемся на внешние признаки или на ребенка. Более того, когда мы опираемся на первое, мы вообще теряем ребенка и отношения с ним. 

«Закончишь год без троек — подарю самокат»

Для мотивации ребенка на успехи в школе родители иногда предлагают награду по итогам года. Говорят, например: «Закончишь год без троек, купим тебе электросамокат». Такого рода договоренности могут быть эффективны?

— Такие формулировки, как правило, имеют сомнительный эффект. Они могут быть даже опасными, так как настраивают ребенка на то, что учеба сама по себе неинтересна, стараться надо только ради самоката. 

Если договоренность совместная, она может позитивно повлиять на мотивацию. Но если это скрытая манипуляция со стороны родителей с целью заставить ребенка учиться, то скорее нет. Лучше не ставить ребенку условий, «если ты сделаешь это, то я тебя вознагражу», не пытаться им манипулировать, вольно или невольно. Лучше просто вместе радоваться успехам ребенка и помогать двигаться вперед. 

Гироскутер за пятерку в четверти. Почему не надо платить детям за хорошие оценки
Подробнее

Но, возможно, что ребенок сам попросил вас помочь ему бороться с ленью. Например, он хочет исправить оценки, и ему нужна некоторая внешняя поддержка, «костыль». В такой ситуации самокат может и сработать. 

Но лучше, чтобы цели были более короткие и более четкие. Год без троек означает, что вам неважно, что ребенку интересно, что нет, как он проводит каждый день. Главное, чтобы все было формально хорошо. 

Но ведь школьные оценки ничего не определяют, особенно теперь. Они даже не учитываются в аттестате. К чему ориентировать ребенка на это формальное «без троек», от чего даже сама школа отказалась, не доверяя оценкам. 

Конечно, оценки являются ориентиром того, что примерно происходит в школе с вашим ребенком. Но, к сожалению, ориентиром недостаточным для того, чтобы предпринимать какие-то действия, делать выводы и тем более — награждать или наказывать ребенка. 

Что произойдет в жизни ребенка, если он закончит год без троек? И что произойдет, если он будет уметь думать, полюбит процесс работы, станет настойчивым, научится доводить дело до конца и справляться с трудностями?

А если ребенок старался изо всех сил, существенным образом улучшил свою успеваемость, но одна тройка у него все же осталась? Вы действительно лишите его этого самоката? Родителям стоит подумать, что будет в этом случае. И действительно ли родитель хочет оставить ребенка на лето без самоката, чтобы он все каникулы чувствовал себя по сути наказанным? 

Если самокат все же купят, то родители будут выглядеть непоследовательными, что тоже не очень хорошо. Непоследовательными — значит непредсказуемыми. Получается, это тоже не выход.

То есть родителям в такие договоренности с ребенком лучше не вступать?

— Да. Только если это действительно договоренность с ребенком, вами совместно придуманная. А не в формулировке «если ты будешь хорошо себя вести, комнату убирать, посуду мыть, с собакой гулять, то я тебя вознагражу и, вообще буду тебя любить». У вас будут рушиться отношения, и вы разрушите учебную мотивацию тоже.  

Отберете смартфон — будет только хуже

— В каких случаях допустимо наказывать ребенка? Допустим, родители заметили, что ребенок неохотно учит уроки, делает их небрежно. Допустимы ограничения со стороны родителей? Запрет играть в компьютерные игры, отказ от путешествия с классом на каникулах, ограничение времени, проведенного со смартфоном, лишение на неделю карманных денег…

— Как правило, такие методы не работают. Мы можем наблюдать, что неуспевающие дети имеют родителей, которые любят использовать подобные меры. Но они лишь поддерживают неуспеваемость. 

По сути, учеба и наказание — это вещи несовместимые. Потому что хорошая учеба держится на позитивных эмоциях. Мы не можем ребенка наказывать и при этом ждать, что он будет любить учебу. Либо одно, либо другое. 

Подобные практики надолго отвращают ребенка от учебы и внушают ему негативное отношение к школе. Такими запретами вы просто унижаете ребенка и сообщаете ему, кто в доме хозяин, строите дорогу к взаимному непониманию и даже вражде.

Лучше с самого начала говорить не о наказании, а о поощрении. Хотя я бы не рекомендовала родителям произносить такие слова, потому что ребенок будет чувствовать всегда неравенство и отчужденность. Мне кажется, у нас есть одно единственное моральное право по отношению к ребенку — его поддерживать. Любовь равна поддержке. 

“Наказание ранит, а последствия учат”. Как польская школа для родителей стала государственной системой
Подробнее

Наказания могут применяться по отношению к проступкам. Ребенок, учась, не может совершить проступка. Он ничего не украл, никого не побил, не нарушил ничьи права, то есть он не совершил ничего противоправного. Когда он что-то не доделал — это точно не проступок. Это не сформированное поведение. 

Поощрение значительно лучше наказания. Еще лучше будет ваше внимание к успехам ребенка, к тому, что он делает. Родитель должен быть, прежде всего, вовлечен в жизнь ребенка, а не быть второй контролирующей инстанцией в дополнение к учителю, который также будет проверять, сделал он или не сделал. 

Если ребенок что-то не сделал, значит, были какие-то причины. Научите его доделывать все до конца. Очень важно научиться радоваться тому, что дело сделано. Сделал дело, гуляй смело! 

Поэтому не прерывайте ребенка, когда он делает домашнее задание. Можете перенести немного время ужина, если он не успел закончить уроки. Главное, не отвлекать его, не тащить, например, в магазин за хлебом. Решите, что вам важнее — поужинать сегодня с хлебом или ребенок, который доделал уроки. Тем, что вы его не прерываете, вы выражаете ребенку свою поддержку, внимание и уважение. 

В начальной школе именно в том и заключается помощь родителя, чтобы отследить делание и доделывание, и радость после того, как все получилось. Именно процесс планирования, работы, поддержки себя в ней, обсуждения очень важен.

С самого начала помогите ребенку поверить, что он сможет хорошо учиться, что в этом нет ничего сверхсложного. Достаточно лишь прикладывать небольшие усилия каждый день.

И самое главное, показывайте, что учиться и становиться более умелым и компетентным действительно здорово.

Нет никаких гуманитариев!

— Как правильно поощрить ребенка за успехи в учебе?

— Поощрение не обязательно должно иметь материальную форму, она самая сомнительная и опасная. Гораздо лучше поощрять ребенка вашей радостью, похвалой.  

Поощрения действительно лучше, чем наказания, но еще лучше — внимание к прогрессу ребенка, росту умений, тому, что он делает и как. Не ориентируйтесь на результат, а старайтесь поддерживать прогресс. 

Педагог Дима Зицер: Почему «Я горжусь тобой» — это фраза-ловушка
Подробнее

Похвала может быть опасной, если вы хвалите за способности, используете такие слова, как «умница», «талант», «способный». Если мы вкладываем в голову ребенка, что способности важны для того, чтобы учиться в школе, мы тем самым закладываем мину двойного действия. 

Когда у ребенка случится неудача, он не справится с чем-то и получит «двойку», он решит, что, видимо, он неспособный к предмету. Например, к математике. Именно отсюда — все наши дети, которые в 7–8 классе, не справившись с геометрией, химией, начинают утверждать, что они просто гуманитарии. 

Но нет никаких гуманитариев. Понятно, что Эйнштейн явно имел способности к математике, но 99% детей имеют достаточные способности, чтобы учиться хорошо в школе по всем предметам. 

Другое дело, что психологически тяжело успевать по всем предметам. Но если учителя или родители способствуют, то ребенок может демонстрировать более выраженный интерес к математике или к литературе. Детей неспособных к математике просто нет. Но когда ребенка сопровождают неуспехи, он начинает придумывать истории о неспособности. 

Надо забыть это слово, а поддерживать доведение задач до конца. Это самая важная ценность. Стараниям ребенка, его усилиям нужно уделять внимание. Если ребенок будет день за днем прикладывать усилия, то он обязательно будет справляться. 

Но усилие — еще не все. Надо не просто сидеть перед учебником, читать и перечитывать. Важно, какие стратегии мы используем. Нужно, чтобы ребенок не столько запоминал, сколько думал. Не зазубривать, а анализировать. Если мы будем поддерживать его в этом, то ребенок он будет справляться со школьной программой.  

Похвала может быть полезной, если вы цените старания ребенка, его усилия, не считая их чем-то само собой разумеющимся, а понимаете, что это непросто — каждый день ходить в школу, сидеть за партой, внимательно слушать учителя и выполнять все его задания. Ребенок нуждается в поддержке, сочувствии, выслушивании, иногда — ваших советах и помощи. 

Когда фортепиано ассоциируется с насилием

— Нередки случаи, когда ребенок, который в детстве шел в музыкальную школу с удовольствием, окончив ее, полностью теряет интерес к музыке: ноты пылятся, инструмент стоит заброшенным в углу. Почему так происходит?

— Музыкальная школа — это не пример дела, которое надо обязательно закончить. Под делом я подразумеваю задачу, проект — упражнение дописать, книжку дочитать. Ходить  в музыкальную школу замечательно, если это соответствует интересам ребенка. Если ребенок любит рисовать, а вы настаиваете на музыке, вряд ли вы далеко уйдете. 

Любовь к музыке и пению — естественная человеческая потребность, дети, как правило, сами хотят учиться в музыкальной школе. Проблемы начинаются там, где рутина. Домашние задание, необходимость ежедневно играть по часу — и интерес тает. Это происходит не потому, что ребенок по природе своей ленив. Прислушайтесь к желаниям ребенка и не занимайте слишком жесткую позицию.    

Алла Пугачева рассказывала, что когда она училась в музыкальной школе и ей задавали сыграть этюд энное количество раз, мама не стояла у нее над душой и не заглядывала в комнату, спрашивая, сколько еще осталось. Вместо этого мама клала на фортепиано палочки, которые нужно было перекладывать с одной стороны инструмента на другую, как только сыграешь. 

Родитель не должен вставать в позицию контролера, а просто должен дать некий инструмент, позволяющий управлять этим процессом.

Мы можем поймать важный момент — успех приходит во время игры. Ребенок может почувствовать превращение этих упражнений в умение. Тогда оно будет доставлять ему радость, которая будет снова мотивировать на вложение усилий. 

Считая разы и время, мы очень рискуем. Ребенок будет играть механически, никак не улучшая технику, а просто работая от забора до обеда. Очень скоро он почувствует, что ему это не нужно, а нужно вам. 

А зачем? Чтобы им гордиться, хвастаться, поднимая свою самооценку? Любовь к музыке редко приходит через контроль и насилие. Хотя без усилий, конечно, никуда. Но важно, чтобы интерес и радостные ощущения от игры и уроков доминировали и направляли усилия. Как только интерес пропал, надо сделать два шага назад и не мучить ребенка. 

«Я больше не пойду в школу!» Что делать, если вы это услышали от ребенка
Подробнее

Если ребенок однозначно говорит, что не хочет в этом году ходить в музыкальную школу, стоит прислушаться к этому желанию, переспросить еще раз, вернуться к этому разговору через неделю, через две. Если он настаивает, стоит подумать, что вам важнее — чтобы ребенок музыкальную школу и никогда больше не подошел к фортепиано. Или чтобы он сохранил любовь к музыке, и те навыки, которые уже были сформированы, остались с ним, и он продолжал заниматься музыкой самостоятельно. 

Это навык, который может остаться навсегда с нами, а может стать стрессом, если фортепиано начинает ассоциироваться с насилием. 

Порой музыкальная школа повторяет методы обычной школы, но с еще более очевидной бессмысленностью, поскольку ребенок понимает, что музыкантом он быть не хочет, на бас-гитаре можно научиться играть и без сложных уроков по сольфеджио, а контроля родителей хватает уже в обычной школе.

— Все мы знаем русские пословицы: «яблоко от яблони недалеко падает», «от осинки не родятся апельсинки». Как успехи родителей, их достижения влияют на мотивацию детей?

— Ребенок из неблагополучной семьи может стать успешным, но цена, которую он за это заплатит, тоже всегда присутствует. Мы предполагаем в первую очередь психологически неблагополучную, конфликтную семью. Дети из сложных, тяжелых, конфликтных семей с неблагоприятными отношениями редко становятся благополучными взрослыми.

 Другое дело, что успешными они стать могут. Но ценой этого обычно становится собственное благополучие. То есть, это люди успешные, но часто с депрессией и другими психологическими проблемами. 

На детях гениев, к сожалению, природа действительно часто отдыхает. И не потому, что им не хватило каких-то нужных генов, а потому, что родитель, сосредоточенный на своих успехах и достижениях, о ребенке часто не помнит, проводит с ним мало времени. И что еще более важно — когда видит ребенка, слишком активно включаются в воспитательный процесс, замечая только те просчеты и недостатки, которые есть у ребенка и которые ему надо срочно исправить, чтобы он не уронил честь семьи, и родителям за него не было стыдно. 

Получается парадокс – с одной стороны дети с первых дней жизни наблюдают за своими родителями и во многом становятся на них похожими именно благодаря этому наблюдению, но, с другой стороны, ребенок интуитивно не будет брать пример с родителя, который его внутренне отвергает, не принимает и вечно от него чего-то требует. 

Напротив, если ваше время с ребенком наполнено радостью, совместными играми, разговорами, полезными делами, а не изучением каждым из вас своих социальных сетей и подсчетом лайков, вы можете быть спокойны — ваши достижения помогут ему достичь еще большего успеха. Не требуйте немедленных побед, верьте, что если у ребенка есть интерес, если он умеет преодолевать трудности, то результат обязательно будет. 

Важно, чтобы ребенок чувствовал тройную поддержку — ваше принятие, свою достаточную компетентность, успешность и свободу. Он должен понимать, что он сам контролирует то, что с ним происходит, а не зависит от поощрений и наказаний взрослых. Тогда он будет брать с родителей пример, и все будет хорошо.

Эйнштейн не был двоечником

— С детства мы слышим, что «оценки — не показатель знаний», «учеба — не главное», «все гении плохо учились в школе». Это очень запутывает. Вообще, есть ли какая-то связь между школьными достижениями и будущей жизнью ребенка? 

Скажу теперь несколько слов в защиту оценок. Некоторые родители говорят, что Эйнштейн был двоечником. Но надо понимать, что это не так. У него были четверки (по 6-балльной системе) лишь по географии и черчению, и еще он ненавидел латынь и зубрежку. Эйнштейн учился всегда очень хорошо. Другое дело, что он учился неровно. 

Иногда возникает сильное противоречие между интересами ребенка и его оценками. Ребенок одаренный часто не следит за всеми оценками и ровной успеваемостью. Это несовместимые вещи. Обычно школа предлагает много рутины, тогда внимание все время уходит на учебу, и ребенку просто не остается времени для своих интересов. Он может выбрать интересы, и будет прав. 

В действительности, практически не бывает успешных личностей, которые бы плохо учились в школе. Если, конечно, из этого списка убрать разных звезд эстрады и спорта. И то не всегда. Это подтвержденный факт. Особенно это видно в Европе, в США. 

Ни в одной образовательной системе мира нет таких недифференцированных оценок, как в России — 3, 4, 5. Родителям тоже надо брать это во внимание. Поэтому надо отслеживать не оценки, а отношение ребенка к учебе. Его прогресс, динамику, что он говорит по поводу учебного процесса. 

«Мама лучше знает». Но ребенок должен ошибаться, чтобы стать собой
Подробнее

Задача родителя заключается в том, чтобы знать про своего ребенка больше, чем про него знает учитель. Но и педагог тоже может рассказать много важного и полезного, поэтому очень важно поддерживать с ним контакт. Очень опасно поддерживать разговоры ребенка о том, что учитель плохой, его не любит. Это означает, что ребенку нужна ваша помощь, поддержка.

Надо листать учебники ребенка. Находите что-то интересное для себя в них. Найдите предмет, который интересен вам — математика, биология, литература. Вопрос не в том, чтобы вы решали задачи, а чтобы были вместе с сыном или дочерью.

— А если ребенок оказался в классе, в котором самые «крутые» ребята, с которыми все хотят дружить, плохо учатся? Как уберечь от плохого влияния лидеров в школе?

– Если у ребенка хорошие отношения с родителями, то высок шанс, что им удастся справиться с влиянием лидеров. Их сын или дочь может вполне успешно учиться в таком классе. Однозначно предсказать, что дети, которые плохо учатся, будут плохо влиять на вашего ребенка, нельзя. Прежде всего, родители влияют на ребенка, их роль несоизмерима, они никогда не утрачивают своего значения. 

Другое дело, что ребенок хочет общаться со сверстниками. Это другая плоскость, мир должен расширяться в пользу сверстников.  

Если лидеры класса плохо учатся, то, возможно, в нем царит атмосфера с неучебными ценностями. Надо разобраться, может быть, эти ребята хорошие спортсмены, и они транслируют всем ценности силы, достижений, усилий и успеха.

Может присутствовать и более сложный вариант — если лидеры отличаются антисоциальным поведением, неуважительно относятся к учителю, не воспринимают учебу всерьез, отрицают ее ценность, показывают свою силу над другими и таким образом пытаются завоевать уважение. Так активно они проявляют себя именно потому, что им не удалось это раньше сделать легитимными средствами — у них не получилось хорошо учиться. И они решили из этого сделать свою сильную сторону.

Разберитесь, может быть, они хорошие ребята и можно с ними дружить. И при этом делать домашние задания. Мир не бывает черно-белым. 

Главное, не пытаться брать бразды правления в свои руки и читать нотации, что «эти ребята не для тебя, ты плохо кончишь, если будешь дружить с ними или брать с них пример». Потому что ребенок будет противиться давлению и дружить с «крутыми», чтобы выразить свой протест. Часто это происходит само собой, как следствие того, что мы так заботимся о ребенке и его будущем, пренебрегая настоящим и тем, что он сейчас чувствует. 

Но ваши отношения с ребенком более важны, они и есть основание для этого будущего, они важнее самой учебы. Гораздо важнее спросить ребенка: как ты думаешь, почему они так себя ведут? Что для них важно? Почему они тебе нравятся? 

Лучшее средство уберечь — это стремиться поддерживать теплые и доброжелательные отношения с ребенком. Тогда он сможет сам разобраться, с кем дружить, а с кем нет, с кого брать пример, а с кого нет. Если же отношения будут недобрыми и конфликтными, то ребенок может потянуться за этой силой, чтобы тоже стать сильнее. Очевидно, что лучше быть сильным, чем слабым, и не важно, с помощью каких средств, если я не знаю других.

Поэтому больше слушайте ребенка и меньше давайте советов. Просто поддерживайте его разговор на тему класса, учебы, домашних заданий. 

Какие основные качества формируются у ребенка за годы учебы в школе? 

Я бы сказала, что это интерес, настойчивость и позитивное мышление. 

Настойчивость — это доведение дел до конца. Родитель может быть примером — он дочитывает книжки, досматривает фильмы, обсуждает их с ребенком, полностью смотрит выставку. 

Позитивное мышление — это очень полезная вещь. Родителям очень важно научить детей правильно реагировать на неудачи. Неудачи — это не только «двойки». Это любая нерешенная задача, задание, с которым ты не успел справиться, отвержение сверстников, то, что может расстраивать. Ученик может не проявлять настойчивость, потому что у него есть состояние выученной беспомощности, и он не знает, как справляться с неудачами. 

Важно то, что вы говорите ребенку. Я скажу фразу Эдисона: «Гений — это 99% потения и 1% вдохновения». Результат — это наши старания. Поэтому никогда не поддерживайте списывания, результаты, непонятно какой ценой полученные. Учитель может что-то проглядеть, но родителю важно понимать — ребенок списал, сделал с кем-то или сделал сам.  

Все, что происходит в школе — это по-настоящему интересно.

Множество предметов в школе — это те возможности, которые предлагаются обществом, культурой ребенку. А он выбирает. 

Невозможно выбрать все. Вы можете помогать, а не настаивать. Интересы ребенка могут измениться. 

Главное, чтобы он преуспел и был счастлив, а не успех в той области, которая важна вам. Ваш ребенок важнее математики, важнее двоек и пятерок.  

Поскольку вы здесь...
У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.
Сейчас ваша помощь нужна как никогда.
Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее!
Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира.