24 октября в Государственной Думе Комитет по делам общественных объединений и религиозных организаций провел «круглый стол» на тему: «Законодательные аспекты регулирования отношений в области добровольчества (волонтерства)». Темой обсуждения стал проект федерального закона «О добровольчестве» (волонтерстве). В заседании приняли участие авторы законопроекта, депутаты Государственной Думы, члены Совета Федерации, представители правительств субъектов России и общественных добровольческих организаций.
О своих впечатлениях рассказывают участники круглого стола.
Священник Филипп Ильяшенко, клирик храма святителя Николая в Кузнецкой слободе, заместитель декана исторического факультета ПСТГУ:
Рассчитанный на сто человек зал, в котором проходило заседание круглого стола, был переполнен. Более половины присутствующих представляли социально ориентированные некоммерческие организации. Круглый стол проходил в режиме: два вводных развернутых выступления, далее все желающие имели возможность высказать свое мнение. Их было несколько десятков.
Председательствующий попросил каждого докладчика обозначить в своем выступлении позицию «за» или «против», а также кратко пояснить свою точку зрения. Своеобразные «результаты голосования» отмечались на флип-чарте в виде плюсов и минусов. Минусов, то есть противников принятия законопроекта, оказалось больше.
Большинство представителей НКО выступали как против отдельных положений, так и против законопроекта в целом. В то же время представители законодательной и исполнительной, а также региональных властей говорили, что такой закон нашей стране необходим. Такую же точку зрения высказал Председатель исполкома Общероссийской общественной организации «Российский союз спасателей» Сергей Щетинин. Ссылаясь на опыт борьбы с наводнениями, он сказал что закон нужен, и высказал мнение, что он упростит совместную работу спасателей и добровольцев.
Официальную точку зрения Русской Православной Церкви обозначил представитель юридической службы Московской Патриархии: в существующем виде законопроект Церковью не поддерживается, представляется ненужным, бесполезным, не отвечающим декларируемым задачам. Во многом его выступление перекликается с уже известным письмом председателя Отдела по церковной благотворительности и социальному служению епископа Орехово-Зуевского Пантелеимона (Шатова) на имя председателя Комитета Государственной думы по делам общественных объединений и религиозных организаций Ярослава Нилова. Это письмо, в котором владыка Пантелеимон подверг критике ряд положений законопроекта, также цитировалось во время заседания круглого стола.
После достаточно бурных 2,5-часовых обсуждений, последним взял слово депутат Сергей Александрович Попов, который обстоятельно объяснил логику законотворческого процесса, отметил, что обилие замечаний к законопроекту в процессе общественного обсуждения – это нормально, и что работа над документом будет продолжена.
Таким образом, итогом заседания стало обещание представителей законодательной власти собрать все замечания и учесть их в дальнейшей работе над законом. Было объявлено, что для этой задачи будет создана максимально широкая рабочая группа при парламентском комитете, куда будут приглашены в том числе противники законопроекта. Рабочая группа должна добиться результата, который сможет удовлетворить как авторов законопроекта, так и представителей большинства волонтерских организаций.
Лично я, как аттестованный спасатель, опираясь на свой опыт работы в штабе церковной помощи при ликвидации последствий наводнения в Крымске, могу сказать, что тогда потребности в законопроекте не было. По крайней мере – для церковного добровольчества. Не было необходимости в том, чтобы власть нас организовывала, руководила или координировала наши действия. Наш штаб где-то даже опережал действия власти. Была потребность в том, чтобы нас поддерживали и помогали. И надо сказать, что в Крымске мы такую помощь получали.
В общем, для церковного волонтерства такой закон не нужен. В то же время для иных волонтерских организаций он может быть необходим.
Юрий Белановский, руководитель добровольческого движения «Даниловцы»:
По словам организаторов круглого стола, они хотели услышать все стороны и действительно предоставили возможность высказаться большому количеству людей. Выступали как сторонники, так и противники закона, отмечая свое отношение к нему плюсом или минусом на бумаге. По меткому замечанию одного из выступавших, эти знаки выстроились в четкую схему: за закон было подавляющее большинство чиновников и депутатов, а также представители окологосударственного волонтерства, против — представители общественных некоммерческих организаций и Церковь.
Особую позицию выразили представители города Москвы. По их мнению, московского законодательства достаточно для позитивного развития волонтерства в городе, что подтверждается добрыми результатами за последние несколько лет. Для Москвы этот закон избыточен, но есть понимание, что регионам он может быть нужен.
Критически отнесся к законопроекту представитель сочинских волонтеров, который предложил взять за основу их модель — ясную, простую и показавшую работоспособность на практике. Сочинское волонтерство регулируется лишь краткой репликой в законе об Олимпиаде и внутренним документом — «Положением о волонтерах». Отношения с волонтерами регулируются договорами.
Позиция Церкви была представлена юрисконсультом Московской Патриархии. Он не стал повторять многие критические замечания, а более подробно рассказал о религиозной мотивации волонтеров, которая не может подлежать регулированию. Юрист, тоже заключил, что закон излишен, достаточно существующих норм. В дополнение был процитирован отклик на законопроект председателя Отдела по церковной благотворительности и социальному служению епископа Пантелеимона (Шатова), в котором также указывается на избыточность и ненужность закона.
Положительно о законе высказался только представитель Синодального молодежного отдела, одобрив некоторые моменты.
По тексту законопроекта прошли достаточно подробно. Резюмируя, можно сказать, что закон примерно на 70% дублирует существующие законодательные нормы, на основании которых вполне позитивно существуют волонтерские организации. Есть нужда в решении локальных вопросов, связанных с налогообложением или еще чем-то, но эти вопросы решаются внесением поправок в действующие законы. 30% положений законопроекта обременяют волонтерские организации. Очень ярко прозвучала реплика, одного из участником о мотиве закона. Он, якобы, — поддержка и развитие волонтерских организаций. Но этой теме посвящена всего одна страница из двадцати пяти, что хорошо иллюстрирует какую-то иную направленность законопроекта.
В конце встречи выступил депутат Попов. Суть его выступления сводилась к тому, что принимаемые парламентом законы (даже вопреки народной критике) служат на благо страны и этому есть подтверждения. Закон в волонтерстве должен быть принят. На мой взгляд, это отразило общее настроение круглого стола: за депутатами сила, и, несмотря на отсутствие серьезных аргументов «за», на полный разгром этого документа и по форме и по стилистике, и по предмету регулирования, и по самим статьям, все равно закон, скорее всего, будет принят.
А в ответ на позицию Церкви господин Попов четко и ясно сказал, что религиозные организации должны быть выведены из-под закона. В моем восприятии, было публично предложено купить церковное мнение в обмен на полное неподчинение закону. И это еще раз подтвердило общий циничный настрой встречи со стороны депутатов и чиновников.
Мнения участников круглого стола — парламентариев на сайте Госдумы:
Заместитель Председателя Государственной Думы Людмила Швецова уверена, что для определения правового статуса волонтера необходимо принять федеральный закон, регулирующий работу добровольческих организаций. В то же время она считает, что этот документ не должен усложнять деятельность волонтеров, «ставя избыточные бюрократические барьеры».
Один из авторов законопроекта, заместитель председателя Комитета Совета Федерации по социальной политике Александр Борисов полагает, что закон нужен для того, чтобы определить ряд понятий, связанных с добровольчеством. Кроме того, он уверен, что в документе необходимо прописать запрет на участие добровольцев в политических мероприятиях.
Первый заместитель председателя Комиссии Общественной палаты России по развитию благотворительности и волонтерства Лариса Зелькова считает, что закон о волонтерстве навредит развитию движения. По ее мнению, достаточно поправок в Налоговый Кодекс, дающих преференции волонтерским организациям.
«Законодательное вмешательство в деятельность волонтеров приведет к излишней бюрократизации добровольной помощи», — полагает Л. Зелькова.