В конце мая Дмитрий Гущин сделал такую запись на своей странице в VK:
«Вот ведь как иногда бывает: ходит учитель весной в свою далекую от города школу на уроки, планирует опросы проводить, контрольные работы давать, а затем ставить всем годовые отметки. Но… открывает классный журнал, а там девочке, претендующей на медаль, директором годовая пятерка выставлена, а рядом записочка: «Не исправлять!» Вы удивитесь, мол, как так директор сам оценки ставит. А оказывается, нечего удивляться. Бланки аттестатов в феврале начинают закупать, потому что финансовые процедуры два месяца занимают – только-только к маю поспеть, после праздников получить.
Лишние государственные деньги тратить нельзя, поэтому если в феврале заказано 49 обычных аттестатов и один с отличием, то будьте любезны все пятерки выставить. Ну а если у вас сомнения, текущих четверок многовато или еще что, то директор журнал откроет и сам оценку выставит. У эффективных менеджеров сомнений нет».
По словам Гущина, директор гимназии подделывала оценки учащихся, а объясняла это тем, что такой приказ поступил от представителя Комитета по образованию. Якобы после проверки учебного заведения требовалось устранить неуспеваемость.
«Конечно, всем ясно, что Комитет по образованию не приказывал, однако все понимают, что портить отношения с директором себе дороже, – цитата с интернет-страницы учителя. – Работать в гимназии, где директор организует массовые подлоги, прямо или косвенно участвовать – это идти против совести… Я не стал делать вид, что ничего не произошло, – говорил учителям, завучам и директору о том, что государственная школа – не частная лавка, о том, что петербургская гимназия не должна учить детей подделывать документы, чем бы это ни оправдывалось. И о том, что ученики должны честно трудиться, а не получать оценки по прихоти директора, решающего свои конъюнктурные задачи».
В ответ на обвинения педагога уволили. Но не сразу, а спустя три месяца. Под предлогом, что его нагрузка совместителя отдана другому учителю.
«Нет, я не огорчен, – прокомментировал решение администрации Гущин. – Я проработал в гимназии 17 лет, мне посчастливилось работать с замечательными учителями и учить удивительных ребят, многие из них стали моими друзьями. Я точно знаю, что они согласятся со мной: лучше жить честно, чем править подло».
Учителя поддержали коллеги из других городов и средства массовой информации. Гущин – известный и уважаемый педагог. Он принимал участие в разработке тестовых заданий по математике для единого госэкзамена, критиковал в 2013-2014 годах Рособрнадзор за утечки материалов ЕГЭ. Кроме того, Гущин – пятикратный победитель конкурсов лучших учителей Фонда «Династия», автор книг и создатель двух образовательных порталов.
Преподаватели хвалят учителя за смелость, принципиальность и рассказывают собственные истории. Оказывается, не только Гущину предлагали подделать оценки.
«Я учитель истории и обществознания СОШ № 13 города Зеленокумска, – рассказывает Виталий Полосинов. – На моей странице классный руководитель по приказу директора и под присмотром завуча пыталась исправить двум обучающимся оценки. Пришлось звонить начальнику управления образования».
«Я проработал в гимназии 23 года и ушел, когда «создали все условия». Со мой произошло то же самое, – пишет в VK Владимир Двоскин из Санкт-Петербурга. – В моей жизни не было другой школы и уходить было тяжело, так как оставлял родной 11 класс, который учил с 5 класса».
В самой петергофской гимназии №415 поступок Дмитрия Гущина оценивают по-разному. Кто-то одобряет, кто-то называет «некрасивым и низким»: помимо открытого письма к коллегам и ученикам педагог опубликовал в соцсетях запись, на которой директор гимназии Галина Никитина общается со старшеклассниками. Она в воспитательных целях зачитывает вслух статусы ребят из VK, где есть нецензурная лексика.
Получается, сначала директор, а затем учитель использовали в своих целях личную – закрытую для посторонних – переписку подростков.
«Время от времени в школах возникают проблемы, конфликты между учителями и руководителями. Это нормальная ситуация, – говорит пресс-секретарь Комитета по образованию правительства Санкт-Петербурга Даниил Борисов, – обычно ее удается погасить на начальном этапе, внутри коллектива, либо привлекая администрацию района. В этой истории ничего из ряда вон выходящего нет. Но, во-первых, всё случилось накануне 1 сентября – понятно, что слова «учитель года», «увольнение» прогремели громко, отсюда такое большое внимание. К сожалению, мы узнали о конфликте уже из соцсетей и СМИ – педагог и директор не пытались решить проблему внутри системы образования, а сразу вынесли ее на публичное обсуждение.
И, во-вторых, неправильно было вовлекать в это детей. Были затронуты их интересы, в какой-то мере нарушены их частная жизнь, частное пространство. На записи, выложенной в сеть, есть имена и фамилии ребят, есть высказывания, адресованные узкому кругу сверстников и не предназначавшиеся для взрослых. В конфликт поневоле оказались вовлечены дети, которые имеют право на совершение ошибок и потом их исправление. В этом смысле история неприятная.
Родители пока не подавали жалобу в комитет… Сегодня назначен исполняющий обязанности директора гимназии, чуть позже на конкурсной основе будет выбран новый руководитель. Дмитрий Гущин рассматривает возможность своего возвращения в гимназию, хотя пока мы не видим нарушений в процедуре его увольнения, и он сам, кстати, об этом не говорит. Он замещал незанятую вакансию, а гимназия на законных основаниях приняла на работу педагога, который, собственно, вакансию и занял. Но проверка проходит».
На официальном сайте гимназии перечисляются ее награды и достижения: «Имеет статус федеральной образовательной экспериментальной площадки, победитель конкурса президентских грантов в рамках национального проекта «Образование», лауреат конкурса «Школа года». Есть строчки об экс-директоре: «Характерные черты: справедливость, тщательность, терпимость, спокойствие». И об экс-учителе информатики: «Прекрасный человек, всегда поможет, если нужно. В честь него даже газета названа (DD-Times)».
Образцовая гимназия, чудесные педагоги, высокие отношения… Только аудиозапись, ставшая орудием в конфликте известных и статусных учителей, всё перечеркивает.
Оказывается, взрослые не гнушаются просматривать личную переписку детей, обсуждать и комментировать ее на собраниях. Подростков оскорбляют в присутствии ровесников (на той же записи), и никому из участников «профилактической беседы» не приходит в голову, что это унизительно и гадко.
День назад Галина Никитина и Дмитрий Гущин охотно давали интервью прессе. Сейчас не берут трубки, не отвечают на письма. Гущин успел рассказать о директоре изданию «Фонтанка»: «Есть линия, которую я вас очень прошу осветить: это ситуация с аудиозаписями бесед директора с учащимися… Это насилие! Всё-таки, когда приходит директор, читает детям какие-то нецензурные записи, там этот смех детский нервный… Вы бы хотели оказаться в такой ситуации? Она называет их придурками!.. Судя по отзывам во «ВКонтакте», одна дама пишет, что даже поручают классным руководителям следить за тем, что происходит у детей в группе. <…> А момент, где она обсуждает, кто с кем и что делал в библиотеке? Вас вообще не зацепило, что дети сексом в библиотеке занимаются?»
Никитина – о Гущине: «Он рассказывает много глупостей. Откуда у него берется эта ерунда, мне трудно сказать. У него странные фантазии. <…> Он принял позу борца за справедливость. А это совершенно не соответствует ни фактам, ни мнению о нем коллег, ни мнению о нем детей. Он уволен просто как совместитель. <…> Дмитрий Дмитриевич сам вскрыл эту группу во «ВКонтакте». Он пришел ко мне возмущенный: дескать, как же так, это надо срочно всё прекратить… Он проник в нее – не знаю, какими путями. Я – тупой пользователь интернета. Он – очень продвинутый. Инициатором этих бесед был он».
Мы обращались к нескольким известным учителям с просьбой прокомментировать питерскую историю. Почти все отказались. Одни не понимают, как можно исправлять оценки в аттестатах, если школы, гимназии и лицеи страны давно применяют электронные журналы. Что там можно подчищать бритвой, каким образом? Другие критически относятся к действиям директора и учителя, но ссылаются на корпоративную солидарность.
На вопросы: «Имеет ли учитель или любой другой работник учебного заведения читать интернет-переписку учащихся, комментировать ее? И вправе ли взрослые использовать ее в своих целях?» – учитель России 2009 года Наталья Никифорова лаконично ответила: «Если это закрытая переписка и ее участники не давали согласия на ознакомление, обсуждение, публикацию, использование, то нужно уважать их права. Обязательно. И дело даже не в детях. У любого человека: маленького ли, взрослого ли, – есть частная жизнь».