В детстве мы влюблялись в те или иные книги не только из-за содержания, но и благодаря иллюстрациям, которые завораживали, притягивали, которые хотелось рассматривать и рассматривать. Вспомнить знакомые с детства иллюстрации можно на выставке «Что за прелесть эти сказки!.. Русские сказки в произведениях художников книги» в Центральном доме художника (Москва). Ее открытие галерея «Веллум» приурочила к ярмарке интеллектуальной литературы non/fiction.
В привычном для нас понимании книжная иллюстрация возникла на рубеже XIX — XX веков, когда текстовая, содержательная и изобразительная составляющие стали мыслиться единым целым.
Еще для начала прошлого века характерен интерес к прошлому России, увлечение русской стариной. Стариной полуреальной, полумифической, то ли из грез, то ли из сказок, слышанных когда-то.
Иван Билибин, чьи иллюстрации уже давно вошли в историю художественной культуры, говорил: «Только совершенно недавно, точно Америку, открыли старую художественную Русь, вандальски искалеченную, покрытую пылью и плесенью. Но и под пылью она была прекрасна, так прекрасна, что вполне понятен первый минутный порыв открывших ее: вернуть! вернуть!»
У Билибина много иллюстраций к сказкам, ведь прикоснуться к этому волшебному, но все-таки реальному миру, так много говорящему об истории и характере народа, можно через них — вот и стали обращаться художники к этому виду народного или авторского творчества. Иллюстрации к сказкам выполняли даже художники, привыкшие работать с большими холстами или даже с пространством стены — Виктор Васнецов, Илья Репин, Валентин Серов, Михаил Нестеров, а позже, в советские годы — Павел Корин, Александр Бубнов, Александр Герасимов и многие другие.
На выставке представлены иллюстрации к пушкинской «Сказке о Золотом петушке» Билибина. В работах художника — сочетание изысканности мироискусников и традиций древнерусской живописи.
Сказка — это не обязательно нечто фантастическое, ведь «дела давно минувших дней» все равно воспринимаются нами полусказочно, и вновь реальность соединяется с фантазией, и что здесь оказывается более правдивым и достоверным — большой вопрос.
Художник Александр Бубнов известен больше как мастер исторической живописи. Те же приемы, которые он использует в своих станковых работах, он переносит и в книжные иллюстрации, потому они выглядят монументально, эпически. На выставке можно увидеть работы из серии иллюстраций к стихотворению А. С. Пушкина «Песнь о вещем Олеге», иллюстрации к произведениям Н. В. Гоголя, в том числе к повести «Тарас Бульба».
В экспозиции представлено видение «Тараса Бульбы» еще одним художником — Александром Герасимовым. В его иллюстрациях лиричность, вызывающая в памяти мотивы украинских песен, сочетается с напряжением, предчувствием трагедии.
Динамика боя, острая конфликтность — в работе Константина Рудакова «Большой меч».
Многие иллюстрации, которые представлены на выставке, для взрослых посетителей — еще и напоминание о детстве, о первых знакомствах с книгами, которые читали родители или бабушки-дедушки. Например, оттуда, из далекого детства — иллюстрации Мая Митурича к различным детским произведениям (например, к «Угомону» Маршака»), рассматривая которые выросло не одно поколение читателей. Иллюстрации, наполненные настоящей завораживающей сказочностью, иногда — добрым мягким юмором.
А кто-то впервые знакомился с восточным, таким загадочным миром, с восточной архитектурой, с ее высокими минаретами, гофрированными голубыми куполами, разглядывая рисунки Натальи Афанасьевой к «Халифу-аисту»…
Так что слова о том, что электронная книга когда-нибудь полностью вытеснит бумажную, безосновательны. Ведь разве можно иначе полюбить читать, чем перелистывая страницы, всматриваясь в иллюстрации — в тот мир, который придумал художник?
Выставка «Что за прелесть эти сказки» проходит в зале 3 Центрального дома художников (Москва) и продлится до 16 декабря.
Кстати, картины повешены так, чтобы и детям было удобно смотреть экспозицию.