Замечательный, своевременный (я бы сказал – даже немного запоздавший) доклад протоиерея Димитрия Карпенко породил широкое обсуждение в блогосфере. У меня этот доклад вызвал некоторые мысли, которыми хотелось бы поделиться.
Несомненно, современная практика Русской Православной Церкви неприемлема в настоящее время. Причем не только для постоянных прихожан, но и для желающих причащаться «захожан».
С прихожанами более-менее понятно. Стремление к частому причащению естественно, хотя без должного духовного руководства часты и серьезные духовные травмы. Это происходит не только с мирянами, но и пресвитерами: напряженная духовная жизнь требует от человека большого труда и не каждый способен, не имея опытного духовного руководителя, без вреда для себя проходить путь духовного совершенства.
Общеизвестно, что в опытных наставниках в наше время острая нехватка. А без наставника серьезный духовный подвиг неизбежно состоит из взлетов и падений, и некоторые из этих падений, как показывает практика, приводят к духовным трагедиям, вплоть до охлаждения в религиозных стремлениях и ухода в секты.
Можно ли это изменить? Да, конечно, но это вопрос отдельной статьи. И серьезных реформ.
Применительно же к современной ситуации мне кажется разумным постепенное введение практики частого причащения в общине, причем частота должна быть индивидуальна, соответствовать духовному уровню прихожанина и быть подконтрольна как духовнику, так и приходскому священнику, если это разные лица. Настоятель должен быть в курсе духовного состояния каждого члена общины, пускай это и не его духовное чадо.
Правило ко причащению, несомненно, должно быть индивидуальным. На моем приходе введена следующая практика: еженедельно причащающиеся прочитывают только канон и молитвы, без поста, исповедь ежемесячная обязательно и чаще по желанию. Кстати, желание исповедоваться перед каждым причащением выказывают все члены общины. Причащающиеся чаще раза в месяц постятся три дня и прочитывают дополнительно 3 канона разово. Причащающиеся реже раза в месяц постятся неделю, читают 3 канона в течение недели. Подобная практика, по моему мнению, приносит определенные положительные плоды.
Вопрос по поводу причащения «захожан» более сложен. По сути назвать этих людей христианами не всегда можно, так как их образ жизни и духовная составляющая сильно отличаются от многовековой общецерковной практики. Да и понимания, что такое причащение, у многих из них нет. Думаю, что для того, кто желает причаститься, но посещает храм реже раза в месяц, необходимо требовать изменить свое отношение к Церкви и лишь потом допускать к Таинству. Очень желательна, по моему мнению, катехизация, подобная той, которая проводится перед крещением.
Ну и как минимум, с человеком должна быть проведена беседа о необходимости духовной воцерковленной жизни и о сути Таинств Церкви. Именно этот минимум реализован в настоящее время на нашем приходе.
Тема сакраментальной реформы широка, даже серьезные дискуссии пока не привели к разрешению проблемы. Вряд ли короткая заметка может что-то сильно изменить в этом процессе. Но «капля камень точит». Надеюсь, что моя капля принесет созидательные плоды.
Сердечно благодарен о. Димитрию за его состоятельный и очень важный доклад на наболевшую тему.
Читайте также: