1. Из иконографии святителя Макария
Памятник 1000-летия Руси в Великом Новгороде
В 1862 году на праздник Рождества Пресвятой Богородицы в Великом Новгороде был открыт памятник 1000-летия России1. “Многих привлекло это уникальное сооружение, на котором размещено почти 130 фигур. Подобного памятника в России ещё не было”2.
На горельефе памятника Тысячелетия России в разделе просветителей, способствовавших развитию русской культуры и насаждению просвещения в Русском государстве, имеется изображение святителя Макария. В описании этого памятника читаем: “Макарий, Митрополит Московский (1482–1565), церковный и политический деятель, на горельефе изображён сидящим за типографским станком, на котором расположены листы бумаги; правая его рука находится на наборе <…> Макарий произвел систематизацию и обработку существовавшей церковной и светской литературы. Принимал деятельное участие в открытии первой русской типографии”3.
Горельеф памятника Тысячелетия России. Раздел просветителей
В процессе проработки идеи памятника М. Микешин высказал императору Александру II идею представить на памятнике “известных военных и героев, просветителей, государственных деятелей, всех достойных людей, которые по разным отраслям знания, ума, науки способствовали возвеличиванию России”4. Для консультации о составе исторических деятелей скульптор обратился к тогдашним историкам: Н. И. Костомарову, Ф. И. Буслаеву, М. П. Погодину, К. Н. Бестужеву-Рюмину и другим. В его мастерской собирались деятели русской культуры того времени. “В своих мемуарах Микешин описывает оживлённые споры, происходившие на этих собраниях, горячие дебаты о достоинствах каждого отдельного исторического лица и о правомерности изображения его на памятнике. Это был поистине захватывающий эпизод истории русской культуры!”5. Появление среди просветителей святителя Московского Макария произошло, судя по всему, благодаря Ф. И. Буслаеву6.
Святитель Макарий изображён на памятнике у печатного станка, с другой стороны у печатного станка изображён князь Константин Острожский, издатель первой печатной Библии. «Вся композиция “У станка” похожа на сценку <…> Но устаревшее определение сцены — явление. Это явление в группе “У станка” называется книгопечатанием»7. По благословению святителя Макария на Руси было положено начало церковного книгопечатания.
За князем К. Острожским “с посохом в левой руке стоит святой Гурий <…> первый архиепископ Казанский, основатель христианской епархии в мусульманской Казани. В углублении за Гурием видна голова Тверского архиепископа Варсанофия”8. Святитель Макарий за время своего митрополитства рукоположил двадцать одного иерарха и среди них — канонизованный Русской Церковью архиепископ Гурий (†1563; пам. 5 дек.)9. Перед святителем Макарием в сидячей позе помещён преподобный Максим Грек (†1555; пам. 21 янв.). Таким образом, Первосвятитель изображён на памятнике в окружении своих святых современников10.
В описаниях памятника 1000-летия России традиционно подчеркиваются заслуги святителя Макария в области просвещения: собирание Великих Четьих Миней и начало церковного книгопечатания в Московской Руси. О главном детище Первосвятителя как книжника можно сказать следующее: “Сохраняя на своих страницах литературу предшествующего времени, Великие Макарьевские Четьи-Минеи влияли на другие сборники: они использовались, публиковались и изучались в последующее время, вплоть до наших дней, тем самым свидетельствуя и отражая тысячелетнюю традицию русской духовной письменности”11. Изображённый на памятнике 1000-летия Руси, святитель Макарий достойно вошёл в русскую историю и был канонизован на Соборе в год празднования 1000-летия Крещения Руси. Образ святителя Макария на памятнике в Новгороде заложил основы его прославления как просветителя. Учреждённый в Русской Церкви в наши дни орден святителя Макария вручается за заслуги в области просвещения. “Мысль каждого памятника говорит о прошлом, прожитом и замечательном, чтобы побудить к похвальным подвигам на пользу общества каждого его члена”12.
Горельеф памятника Тысячелетия России.
Раздел просветителей. Фрагмент
2. Явление Богомладенца Христа
священномученику Петру Александрийскому
Перед своей мученической кончиной святитель Пётр (†311; пам. 25 нояб.) сподобился явления Богомладенца Христа, Который был в раздранной ризе. Христос Спаситель возвестил о грядущем для Церкви бедствии, которое несло нарождающееся арианство13. Ересь Ария позднее была осуждена в 325 году на Первом Вселенском Соборе. А “нешвенная” раздранная риза явившегося Христа в последующее время стала символом бедствия, наносимого Православной Церкви ересями и разделениями.
Тема явления Христа Спасителя священномученику Петру нашла отражение не только в его житии, но и в службе ему, а также в службах отцам Первого Вселенского Собора, отцам Шестого Вселенского Собора и отцам Седьмого Вселенского Собора14. Благодаря этому изображение Явления известно в книжной гравюре, например, в книге архиепископа Лазаря (Барановича) “Меч духовный” (Киев: Типография Киево-Печерской Лавры, 1666) такая гравюра на дереве помещена перед Словом в неделю 7 по Пасце15.
Гравюра из книги “Меч духовный”
Явление священномученику Петру нашло отражение в храмовых росписях. “На Руси явление Петру было распространено в составе изображения Первого Вселенского Собора. Самое раннее изображение — это фреска Дионисия из храма Рождества Пресвятой Богородицы в Ферапонтовом монастыре XV века”16. Традиционно Явление входит в состав Первого Вселенского Собора как небольшое клеймо в левой части17. Справа, симметрично ему, обычно помещается клеймо, на котором изображён бесславный конец ересиарха Ария.
Явление святителю Петру Александрийскому.
Фрагмент из росписи на южной стене у юго-западного угла
соборного храма Звенигородского монастыря
В Ферапонтовом монастыре клеймо со смертью Ария убрано из иконографии Первого Вселенского Собора18, а клеймо с явлением священномученику Петру вынесено самостоятельным сюжетом в следующий ряд выше и помещено на южной стене между окном и западной стеной19. В росписях соборного храма Рождества Пресвятой Богородицы в монастыре преподобного Саввы Сторожевского данное изображение вынесено из Первого Вселенского Собора и помещено на южной стене собора в нижнем ярусе, наряду с изображениями Вселенских Соборов, соответствуя им своими размерами.
В наши дни изображение явления Богомладенца Христа священномученику Петру Александрийскому важно как напоминание о необходимости хранить верность Православию и соблюдать единство Церкви от разделений.
1Подробности празднования юбилея см. Колохматов В. Тысячелетие России: 862–1862 г. в Новгороде. Новгород, 1863; Картину Б. Виллевальде, на которой изображено это событие см. Смирнов В. История Великого Новгорода. М., 2006. С. 277. Скульптор Микешин в день открытия памятника получил орден князя Владимира (Маслова Е. Н. Памятник “Тысячелетию России”. Л., 1972. С. 51).
2Добровольский О. М. Микешин. М., 2003. С. 195.
3Отто Н.; Куприянов И. Биографические очерки лиц, изображённых на памятнике “Тысячелетия России”, воздвигнутом в г. Новгороде, 1862 г. Новгород, 1862. С. 37–39; Памятник Тысячелетию Государства Российского в Новгороде. Новгород, 1883. С. 23; Семеновский А. И. Памятник Тысячелетию России, воздвигнутый в Новгороде 8 сентября 1862 г. по повелению императора Александра II-го. СПб., 1908. С. 34–35; Захаренко А. Г. Памятник “Тысячелетию России” в Новгороде. Новгород, 1958. С. 19. См. также: Смирнов В. Россия в бронзе: Памятник Тысячелетию России и его герои. Новгород, 1993. С. 75–76; Павлюченков А. С. Памятник Тысячелетию России в Великом Новогороде. М., 2000. С. 19. Фотографию всех просветителей см. Семанов С. Н. Памятник “Тысячелетие России”. М., 1974. С. 64–65.
4Добровольский О. М. Микешин. С. 168–169.
5Маслова Е. Н. Памятник “Тысячелетию России”. С. 33.
6Добровольский О. М. Микешин. С. 178.
7Будницкий Б. Розыск о художественном образе по памятнику “Тысячелетию России”. СПб., 2005. С. 171.
8Смирнов В. История Великого Новгорода. С. 285.
9Архимандрит Макарий. Святитель Макарий, Митрополит Московский, и архиереи его времени. М., 2007. С. 228–253.
10Архимандрит Макарий. О Церкви земной и Церкви Небесной. М., 2006. С. 218–219; Он же. Жизнь и труды святителя Макария, Митрополита Московского и всея Руси. М., 2002. С. 175–176.
11Игумен Макарий. Великие Макарьевские Четьи-Минеи — сокровище духовной письменности Древней Руси // Богословские труды. Сб. 29. М., 1989. С. 117.
12Памятник Тысячелетия России, открытый в Новгороде 8 сентября 1862 года. СПб., 1862. С. 5.
13О святителе Петре и о данной иконографии см. Диакон П. Веретенников. Священномученик Пётр архиепископ Александрийский // ЖМП. 1978. № 12. С. 68.
14Там же. С. 67. Прим. 17.
15Москва православная. Ноябрь. М., 2005. С. 507.
16Диакон П. Веретенников. Священномученик Пётр, архиепископ Александрийский. С. 63–66.
17См., например, икону “Первый Вселенский Собор” XVI века, вышедшую из мастерской святителя Макария Московского (†1563; пам. 30 дек.): Ростов Великий. М., 1971. С. 109. Об атрибуции иконы см. Вахрина В. И. Икона “Первый Вселенский Собор” из Ростовского музея // История и культура Ростовской земли. 2004. Ростов, 2005. С. 65–78.
18Холдин Ю. Сокровенная встреча с фресками Дионисия Мудрого. Сквозь пелену пяти веков. М., 2002. С. 282–283.
19Сюжет явления священномученику Петру см. там же, хотя он и не стал предметом самостоятельной съёмки: С. 200, 220, 232, 246, 302. См. также: Путеводитель по композициям стенописи Дионисия 1502 года в соборе Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря / Автор-составитель Е. Н. Щелкова. М., 2005. С. 75–76, 141. № 2; Архимандрит Макарий. Фреска “Видение Петра Александрийского” в соборе Ферапонтова монастыря // Ферапонтовский сборник. М., 1991. Вып. 3. С. 204–222.