Духовное родство

Свидетельство о духовном родстве этих двух угодников Божиих запечатлено в одном из древнейших письменных памятников русской истории – Троицкой летописи. «Не успела земля русская оправиться от скорби по преподобному Сергию, как новая скорбь постигла народ московский. Преставилась ко Господу Ульяна, игумения Алексеевского монастыря».

Союзом любви ко Христу и стремлением к воплощению заветов древних отцов об истинно монашеском житии неразделимо связаны святитель Алексий Московский, Игумен земли Русской Сергий и преподобные матери Иулиания и Евпраксия.

Проявляя архипастырское попечение о родной Церкви, святитель Алексий усердствовал о возрождении и укреплении русского монашества в духе молитвенного делания и Богосозерцания, в хранении монашеских обетов нестяжания, телесной и душевной чистоты и послушания. Ради этой цели митрополит перевел «Устав» Константинопольского Патриарха Филофея (Коккина) и с некоторыми изменениями и дополнениями применил его в созданном им Чудовом монастыре.

Провидя духом великое будущее Троицкой обители и ее Богомудрого основателя, глубокого молитвенника-исихаста и сердечного ревнителя о хранении древних иноческих уставов, святитель Алексий исходатайствовал у Патриарха Филофея и грамоту-благословение на устроение общежития в обители преподобного Сергия. Это событие предопределило начало духовного расцвета не только Троицкого монастыря, но и всего русского монашества.

Ревнуя о благоустроении духовной жизни и в Алексеевской девичьей обители, святитель ввел и здесь устав общего жития, с любовью и благоговением хранимый его сестрами. Впоследствии устав сей служил образцом для других женских монастырей столицы и прочих городов и весей.

Благоговейное почитание в Зачатьевской обители преподобного Сергия находит отражение в особенно праздничных богослужениях в дни его памяти, а также в образах, украшающих монастырские храмы. В Соборе Рождества Пресвятой Богородицы есть икона с частицей мощей преподобного, а над ракой с мощами Зачатьевских матушек-основательниц располагается икона, специально написанная к 700-летнему юбилею святого. На ней основательницы изображены вместе со святителем Алексием и преподобным Сергием. За фигурами святых – изображения основанных ими обителей: Зачатьевского (Алексеевского) монастыря, Кремлевского Чудова монастыря, Свято-Троицкой Сергиевой лавры. Наместник последней – архиепископ Сергиево-Посадский Феогност – и освятил эту икону.

А внутри – тишина…

Да, это первое, что поражает в Зачатьевском монастыре. Необыкновенная ти-ши-на. Напомню: мы – в самом центре крупнейшего мегаполиса Европы. В чем секрет этого акустического эффекта?

Настоятельница Зачатьевского монастыря игумения Иулиания (Каледа) возглавляет монашескую общину уже более 20 лет с самого начала возрождения монастырской жизни в 1992 году. Она рассказала, что, по свидетельству старожилов, особенная атмосфера благодатной тишины сохранялась в обители и в безбожные советские времена (а это ведь время непрекращающейся стройки почти всей современной Москвы). Иногда даже не подозревая, что здесь когда-то был монастырь, москвичи стремились в этот «уголок старины» напитаться удивительной умиротворенностью и спокойствием сего святого места.

Может быть, молитва здесь – и человеческая, и ангельская – настолько «громкая», что словно огнем попаляет все звуки суетного мира вокруг?

Не могли предположить

В Зачатьевском монастыре мы побывали 9 июня, когда обитель с любовью и радостью встречала престольный праздник храма Сошествия Святого Духа. Малый монастырский храм, изнутри похожий на расписную шкатулку, украсили цветы и березовые ветки. На полу ковром лежит душистая трава. Несмотря на будний понедельник, храм полон: на праздничную службу постарались прийти многие прихожане. Божественная Литургия, крестный ход, лития на монастырском кладбище. Батюшка перечисляет имена насельниц минувших лет и наших современниц. Поясняет матушка игумения:
«Во время раскопок на территории монастыря на том месте, где мы сейчас совершали литию, были обнаружены останки наших предшественниц. Очевидно, здесь располагалось кладбище. Сначала мы косточки хоронили в гробиках, но оказалось, что их слишком много, поэтому решили устроить костницу. Если судить по афонским меркам, у нас в монастыре было немало подвижниц, угодивших Богу, поскольку часто встречались косточки золотистого и янтарного цвета, что является свидетельством добродетельной богоугодной жизни почивших. Мы тогда ясно поняли, что молитвами, предстательством, подвигом и слезами всех, кто был здесь до нас, стоял, стоит и, Бог даст, будет стоять монастырь. Единство Церкви земной и Церкви Небесной в обители очень чувствуется.

Во время престольных праздников мы поминаем устроителей того или иного храма. Сегодня мы с благодарностью вспоминали святителя Филарета Московского, игумению Аполлинарию, при которой был построен храм Святаго Духа, и игумению Веру (Головину), собственно, устроительницу сего храма. С ними поминали и монахиню Авелю, скончавшуюся восемь дней назад, одну из первых наших сестер. Она была очень трудолюбивая, много трудов понесла по восстановлению монастыря».

Зачатьевский ставропигиальный женский монастырь 90-е гг XX в.В 1923 году, когда Зачатьевский монастырь закрывали, последняя игумения обители матушка Мария (Коробка) собрала сестер перед иконой «Милостивая». Отслужили последний молебен. Матушка игумения обратилась к сестрам с прощальным словом, в котором сказала, что отныне не может быть игуменией… Благословила сестер во всех скорбях и бедах прибегать к помощи Царицы Небесной, Которая отныне будет им и Игуменией, и Наставницей, и Матерью. В знак передачи игуменской власти матушка Мария поставила у иконы свой посох. Почитаемый образ Пресвятой Богородицы был перенесен в храм святого пророка Илии в Обыденском переулке, где святыня хранилась более 70 лет. В 1999 году по благословению Святейшего Патриарха Алексия II «Милостивую» икону Божией Матери и старинный игуменский посох торжественно перенесли в родную Зачатьевскую обитель.

Сестры, которые остались на свободе, поселились в подвалах переулков между монастырем и Обыденским храмом Илии пророка. Тут же, в Обыденском храме, их провожали в путь всея земли.

Вспоминает игумения Иулиания:

«После кончины игумении Марии и ареста последнего духовника сестер протоиерея Михаила Ивановского маленькая сестринская община сплотилась вокруг матушки Антонины (Яковлевой), которая отошла ко Господу в 1969 году в возрасте 100 лет и была наделена многими духовными дарами. События, которые она предсказывала, сбылись. Говорила она и о том, что монастырь возродится.

В 1984 году в день иконы Божией Матери «Милостивая» в Ильинском храме отпевали последнюю из сестер монастыря – схимонахиню Нину (Корнееву). Духовник последних зачатьевских сестер, мой духовный отец, клирик Обыденского храма протоиерей Александр Егоров разбирал келью матушки Нины после погребения. Он передал мне монастырские документы и фотографии, а затем благословил меня монастырской иконой Святого апостола и Евангелиста Иоанна Богослова на всю оставшуюся жизнь. Тогда ни батюшка, ни я и предположить не могли, что монастырь возродится».

Человеку – невозможно!

Храмы «одеты» в ослепительное великолепие. Тянутся к солнцу деревца молодого монастырского сада. Благоухает разноцветье, оберегаемое мощными стенами… Но еще 20 лет назад все здесь находилось совсем «не в поэтическом» настроении… Выносить мусор, мыть все, что не отмыто, штукатурить, разгружать машины со стройматериалами, передавая кирпич по цепочке, приходилось самим насельницам во главе с настоятельницей. Матушка Иулиания описывает те времена:

«Когда мы впервые вошли сюда, храм был один – Надвратный, из стен кирпичи сыпались, но крест, слава Богу, стоял. На месте собора была школа, а храм Сошествия Святого Духа был просто домиком с двускатной крышей.

Сначала нам передали одну квартирку в северном сестринском корпусе. Двери были заколочены, но начальник ЖЭКа разрешил нам… влезть в окно. Внутри были горы мусора, бутылки и даже ампулы из-под наркотиков. Но мы были в монастыре! И все вокруг казалось замечательным, как будто мы в царские чертоги попали.

Вскоре я позвала к нам отца Александра. Батюшке, как и нам, пришлось влезать в окно. К тому времени мы уже убрали мусор, а посреди коридора стоял ветхий стол с ящиком от овощей вместо стула. Батюшка был человеком хозяйственным, он обошел и осмотрел все вокруг, потом сел за этот стол, охватил руками голову и сказал: «Это невозможно!» А потом добавил: «Человеку – невозможно, а Богу возможно. Господь все управит. Помоги тебе Господи!»

Когда в обитель перенесли икону Божией Матери «Милостивая», монастырская жизнь сразу перешла на новый этап. Небесная Игумения вернулась в обитель! Вскоре произошли значительные перемены: съехали арендаторы, которые несколько лет после передачи монастыря Церкви не могли найти себе нового места, началось восстановление храмов, в обитель стали приходить новые сестры… Появились и благотворители, жертвовавшие монастырю крупные средства.

Каждое событие монастырской жизни было свидетельством явного заступничества и попечения Царицы Небесной. Особенно ясно это чувствовалось в том, как происходило воссоздание Собора Рождества Пресвятой Богородицы, полностью разрушенного в 30-е годы прошлого столетия. Вывод школы с территории монастыря, разбор здания, археологические и другие изыскания, проект Собора, закладка камня, возведение стен и куполов, Великое освящение одновременно семи престолов Собора – все было одним нескончаемым чудом, делом не столько рук человеческих, сколько благодатной помощи Пречистой Владычицы.

Сейчас нам предстоит привести в порядок большое строение южного келейного корпуса, находящегося в архи-аварийном состоянии. С Божией помощью и предстательством Милостивой Царицы Небесной все получится».
Монастырь живет по общежительному уставу, как и было изначально установлено святителем Алексием и преподобными Иулианией и Евпраксией. Жизнь обители выстраивается в духе святоотеческих традиций и сосредоточена вокруг богослужения. Сестры стараются участвовать во всех службах суточного круга и проходить свое монашеское жительство в молитве, исполняя необходимые дела служения в смирении и послушании во славу Божию.

Сестры попеременно живут и в монастыре, и на подворье в подмосковной деревне Барвиха. В XIX веке монастырское подворье было очень обширным: храм, церковно-приходская школа для крестьянских детей, приют, больница и хозяйство: сады, огороды, скотный двор; вокруг – монастырский лес. Все это называлось «монастырской дачей». Сейчас территория подворья невелика: действуют храм, Воскресная школа; устроено небольшое подсобное хозяйство: козочки, куры, грядки.

Сегодня в Зачатьевском монастыре 20 сестер. Самой молодой 25 лет, а самой старшей – 95.

Насельницы обители, как и их предшественницы, занимаются различными видами рукоделия, например шитьем, вышиванием. Интересно, что во время раскопок здесь было найдено много образцов старинного монастырского искусства: иголки, булавки, кусочки кружева… Послушаний много: в храмах, в трапезной, в просфорне, на подворье.

«При монастыре, как в прежние годы, существует богадельня. При Обыденском храме батюшка Александр Егоров организовал помощь пожилым прихожанам, которые не могут сами себя обслуживать. Эта сестринская община и стала переходной ступенькой к монастырю. Когда мы пришли в монастырь в 1992 году, то взяли с собой бабушек, за которыми ухаживали. Постепенно количество бабушек увеличивалось. За это время через нашу богадельню прошло более сорока подопечных. Бабушки – наши главные молитвенницы. Мы за ними ухаживаем, а они за нас – молятся!» – рассказывает матушка Иулиания.

«А почему бы не купить батон?»

На вопрос об экономических основах монастырской жизни наша собеседница ответила следующее:

«Главные наши «Благотворители» – Господь и Царица Небесная. История восстановления монастыря – великое чудо Милости Божией! Когда мы начинали, средств не было даже на хлеб. Однажды я приболела и почти ничего не могла есть, только кашку и белый хлеб понемногу. А белый хлеб у нас как раз кончился. Как только мы начали трапезу, кто-то позвонил в дверь, сестра вышла открывать и вернулась с батоном. Его принес какой-то мужчина. Он рассказал, что шел мимо и вдруг подумал: «А почему бы не купить батон и не отнести в монастырь?» И таких случаев у нас было немало. Каждый раз испытываешь глубокое умиление и особенный трепет от осознания того, как же Господь нас любит и печется о нас!

Или еще. Однажды у нас кончилась картошка. Именно в этот день приехали сестры из Пензенского монастыря и привезли нам два мешка картошки. А Великим постом, когда запасы овощей иссякли и в суп клали только то, что заготовили на зиму, на ручке входной двери вдруг «выросла» сетка с морковью. Господь давал именно то, что было потребно. Так же и с деньгами: когда началось восстановление монастыря, в нужный день вдруг появлялась сумма, необходимая, чтобы расплатиться с рабочими».

С Кипра пчелка «прилетела»

В церковном убранстве храмов, в кованых решетках и на витражах дверей можно увидеть изображение пчелы. Вот что поведала матушка игумения об истории этого символа:

«Главная святыня нашего монастыря – икона Божией Матери «Милостивая» – соименна и сродна Киккской иконе «Елеуса», которая находится на Кипре в Киккском монастыре.

С Кипра «прилетела» и пчелка. Ее история такова. Когда у византийского императора Алексея Комнина тяжело заболела дочь, правитель острова Кипр возвестил ему волю Царицы Небесной: икону, написанную святым евангелистом Лукой, нужно передать на Кипр, тогда дочь императора выздоровеет. Император пообещал отдать святыню – его дочь выздоровела. Но расставаться с иконой правитель не торопился. Он заказал ее копию. Старцу Исаии, который приехал, чтобы забрать Киккскую икону на Кипр, император показал две иконы: «Какую выберешь, такую и возьмешь». Старец помолился Царице Небесной, и в момент выбора ему был дан знак: на икону села пчелка. С тех пор пчела является символом Киккского монастыря. С Киккским монастырем мы поддерживаем братские отношения, поэтому и пчелку можно видеть у нас».

Пчелиный улей устроен премудро, и у каждой пчелы свое послушание. Так же и отношения в монастыре строятся на послушании игумену (игумении) и братии (сестрам) по любви ко Христу, и у каждого есть свое дело, исполняемое на пользу обители.

В церковной жизни много удивительных символов, в меру нашего восприятия открывающих глубину и величие истин православной веры. Но есть особые символы, на самом деле являющиеся реальностью, открывающейся тем, кто в простоте и цельности веры принимает ее. Такой символ – сам монастырь, прообразующий Рай, где преображенные покаянием и благодатью души человеческие непрестанно славословят своего Спасителя и пребывают в таинственном единении с Триипостасным Богом, Который есть Любовь!

ачатьевский ставропигиального женский монастыряь начала XX в.

Зачатьевский ставропигиального женский монастыряь начала XX в.

IMG_2362331

Сестры Зачатьевского монастыря за рукоделием. Начало XX в.

Сестры Зачатьевского монастыря за рукоделием. Начало XX в.

IMG_23623312

Фото: Алена Гетман
(исторические фото предоставлены
архивом Зачатьевского монастыря)