Император Александр II даровал крестьянам личную свободу, подписав комплекс законов об отмене крепостного права – Манифест об отмене крепостного права и Положение о крестьянах, выходящих из крепостной зависимости.
«Права помещиков были доныне обширны и не определены с точностию законом, место которого заступали предание, обычай и добрая воля помещика. В лучших случаях из сего происходили добрые патриархальные отношения искренней правдивой попечительности и благотворительности помещика и добродушного повиновения крестьян.
Но при уменьшении простоты нравов, при умножении разнообразия отношений, при уменьшении непосредственных отеческих отношений помещиков к крестьянам, при впадении иногда помещичьих прав в руки людей, ищущих только собственной выгоды, добрые отношения ослабевали и открывался путь к произволу, отяготительному для крестьян и неблагоприятному для их благосостояния, чему в крестьянах отвечала неподвижность к улучшениям в собственном быте», – говорилось в Манифесте.
Более 22 миллионов крепостных в ходе той реформы получили личную свободу.
Некоторые нынешние консерваторы готовы идеализировать крепостное право, а реформы оценивают как начало конца, как предпосылку распада империи. Между тем, необходимость преобразований в 1850-е признавали даже противники полной отмены крепостного права.
Первые годы правления императора Александра II прошли в потрясениях. На престол он взошел, когда стало ясно, что Россия впервые за многие десятилетия проигрывает крупную войну, да еще и на собственной территории – в Крыму. Сегодня трудно вообразить, насколько это был болезненный удар по имперскому самосознанию.
В начале 1863-го вспыхнет кровавое польское восстание. Обстановка в Польше была неспокойной уже с 1860-го. Лихорадило экономику. И на этом фоне пришлось проводить «великие реформы». На фоне падения уровня жизни, на фоне международной политической изоляции…
Первые здравицы
Манифест страна встретила с ликованием. Крестьянам было непросто понять все тонкости процесса освобождения, но они ответили на царскую милость благодарными слезами.
Умиленное отношение просвещенной России к дарованию свободы крестьянам мы видим в стихотворении Аполлона Майкова «Картинка». Крестьяне собрались читать царский Манифест:
Посмотри; в избе, мерцая,
Светит огонек;
Возле девочки-малютки
Собрался кружок;
И, с трудом от слова к слову
Пальчиком водя.
По печатному читает
Мужичкам дитя.
Мужички в глубокой думе
Слушают, молчат;
Разве крикнет кто, чтоб бабы
Уняли ребят.
Бабы суют детям соску,
Чтобы рот заткнуть,
Чтоб самим хоть краем уха
Слышать что-нибудь.
Даже, с печи не слезавший
Много-много лет,
Свесил голову и смотрит,
Хоть не слышит, дед.
Что ж так слушают малютку, –
Аль уж так умна?..
Нет! Одна в семье умеет
Грамоте она.
И пришлося ей, младенцу,
Старикам прочесть
Про желанную свободу
Дорогую весть.
Самой вести смысл покамест
Темен им и ей,
Но все чуют над собою
Зорю новых дней…
Вспыхнет, братья, эта зорька!
Тьма идет к концу!
Ваши детки уж увидят
Свет лицом к лицу!..
Воля, братья, – это только
Первая ступень
В царство мысли, где сияет
Вековечный день.
Можно выделить десятки причин этого исторического шага. Причины экономические, политические, морально-нравственные.
Экономические – поскольку были резоны считать, что свободные крестьяне будут работать эффективнее. Если при Екатерине Великой, в период укрепления крепостного права, для ведения успешных войн на Юге, на Западе и на Северо-Западе было достаточно 200-300-тысячной армии, то к середине XIX века Российской империи была необходима более чем 2-миллионная боеспособная армия. Это означало, что придется вырывать из хозяйственной жизни примерно 20 процентов крепостных крестьян. Неподъемная обуза для системы. Без кардинальных перемен страну ожидал кризис.
Политические причины выразились в знаменитой формуле, с которой, собственно говоря, реформа и стартовала. 30 марта 1856 года, обед, устроенный в честь императора московским дворянством вскоре после заключения мира с Турцией, Англией и Францией. И – слова Александра, осторожные, противоречивые, произнесенные в кругу консерваторов:
«Слухи носятся, что я хочу объявить освобождение крепостного состояния. Это несправедливо, от этого было несколько случаев неповиновения крестьян помещикам… Я не скажу вам, чтобы я был совершенно против этого: мы живем в таком веке, что со временем это должно случиться. Я думаю, что и вы одного мнения со мною; следовательно, гораздо лучше, чтобы это произошло свыше, нежели снизу».
Эти слова можно трактовать двояко, но общество уловило такой сигнал: чтобы избежать смуты, следует приступить к реформам.
Несколько поколений писателей и журналистов воспитывали общество в духе ощущения вины перед крестьянами. Решающую роль сыграл сборник рассказов Ивана Сергеевича Тургенева «Записки охотника», вышедший отдельным изданием в 1852 году. Эта вроде бы безобидная лирическая книга произвела сильный эффект, хотя в ней не было радикальных политических призывов:
Тургенев показал человечность крестьян, показал, что они – не люди второго сорта.
Считалось, что императору не хватает «темперамента преобразователя». Но надо признать, что в конце 1850-х он выдержал напряженную борьбу с противниками реформы. Надо было сломить сопротивление поместного дворянства, да и высшая бюрократия была настроена за сохранение крепостного права.
Конечно, у царя-реформатора имелись и надежные соратники. Самым последовательным и влиятельным из них был (с первых шагов в сторону реформы) министр внутренних дел Сергей Степанович Ланской. Человек немолодой, но решительно настроенный в реформаторском духе.
Осени себя крестным знамением…
Реформу предстояло проводить в православной стране. Крестьяне, которых освободили в 1860-е, были, в большинстве, православными. Церковь была главным институтом, объединявшим общество. И, хотя в середине XIX века государство имело мощные рычаги влияния на Церковь, можно говорить об особой линии духовенства в политической жизни периода Великих реформ.
Одним из наиболее деятельных разработчиков и в то же время критиков реформы был митрополит Московский и Коломенский Филарет (Дроздов). В Церкви многие настороженно относились к планам освобождения крестьян. Не спровоцирует ли этот шаг дальнейшее движение к переменам, в том числе – революционным? Ведь сказано: «Каждый оставайся в том звании, в каком призван».
В то же время многие священники обращали внимание на нехристианскую суть крепостничества.
Отношения между дворянами и крепостными трудно было назвать братскими. К тому же дворянство постепенно отчуждалось от церковной жизни.
Сам митрополит Московский опасался (и не без оснований), что нестроения, которые неминуемо вызовет столь масштабная реформа, могут поколебать основы жизненного устройства. Земельный вопрос, как предполагалось, мог вызвать волнения на уровне пугачевского бунта. С тревогой митрополит писал о возможных нападениях на монастыри… Этого удалось избежать.
Именно священникам пришлось разъяснять крестьянским общинам суть извилистой государственной политики в годы реформ.
Первый вариант исторического царского манифеста написал Юрий Самарин – знаменитый литератор-славянофил, ревностный сторонник освобождения крестьян. Но у него получился слишком публицистический документ. Император усомнился: а поймут ли крестьяне слова Самарина? И Манифест отправили митрополиту Филарету с просьбой переработать его на усмотрение владыки.
Митрополит стал автором окончательного варианта Манифеста, в котором появились слова:
«Осени себя крестным знамением, православный народ, и призови с нами Божие благословение на твой свободный труд, залог твоего домашнего благополучия и блага общественного».
Как и в 1812 году, Церковь в 1861-м была главным проводником царской воли в народ. О преобразованиях крестьяне узнавали, главным образом, из проповедей. Манифест зачитывали в храмах.
Победы и поражения
Эпоха великих реформ, вопреки сложившимся в наше время стереотипам, не была триумфальной для России. По многим показателям предыдущая – Николаевская – эпоха была успешнее. Да и осторожную киселевскую реформу, в ходе которой свободу получили миллионы крестьян, удалось реализовать с меньшими перекосами.
Вряд ли можно закрывать глаза на то, что именно в 1860-е в России усилилось революционное движение, вскоре потрясшее мир террористическими актами. Начинался экономический спад, который продлится до конца 1870-х. Америка потеснила Россию на международном аграрном рынке. В 1860-е Россия не кормила Европу. Несколько раз по стране прошли волны голода. Тяжелое, черное время для экономики. Заметно вырос государственный долг, наметилась зависимость России от мировых финансовых центров.
Социальное напряжение в стране росло. Нелегко приходилось временнообязанным. В конечном итоге «ярем барщины» отменялся, на личную свободу крестьян отныне тоже никто не замахивался, но земельные наделы бывших крепостных крестьян даже уменьшились по сравнению с дореформенными временами. К тому же нередко им нарезали худшие земли…
Дворовые крестьяне, слуги (их было не более 7 процентов от всех крепостных) освобождались без наделов и усадеб, правда, должны были еще 2 года служить старым хозяевам. Многие из них так и остались прислугой, но на новых условиях, а некоторые пополнили число слободских горемык.
Многим памятна по школьным учебникам истории карикатура 1860-х годов с таким невеселым текстом:
– Что ты, мужичок, на одной ноге стоишь?
– Да другую, вишь, поставить некуда. Везде вашей милости землица. Боюсь, еще за потраву судить будете.
При обсуждении реформы планировалось дать крестьянам по 9 десятин пашни. В реальности крестьяне получили в 2-3 раза меньше.
Трудно было выйти на компромисс между государственным интересом, здравым смыслом и интересами поместного дворянства. Изначально предполагалось, что в 1870 году правительство вернется к реформе. Проанализирует ее ход, успехи и провалы – и скорректирует политику. Но в 1870-м о таких планах не вспомнили.
И тут уместны знаменитые строки Некрасова из поэмы «Кому на Руси жить хорошо»:
Порвалась цепь великая,
Порвалась — расскочилася
Одним концом по барину,
Другим по мужику!..
В этих словах, полных отчаяния, отразились противоречия реформы. Личную свободу крестьяне получили, но земельный вопрос так и остался нерешенным. Положение помещиков стало и вовсе неопределенным, хотя наиболее оборотистые из них извлекли выгоду из нового положения вещей.
И всё-таки – невозможно представить себе развитие России после 1860-х с сохранением крепостного права. И, хотя дальнейшая история нашей страны не была безоблачной, рубеж 1861 года – дата, достойная благодарной памяти.