Тихо-тихо, без всякой помпы, без победных пресс-релизов, без оповещения СМИ в Москве состоялось историческое событие. Начался демонтаж гигантского металлического забора, с 2006 года ограждающего с трех сторон целый исторический район города – Зарядье.
Работы ведутся в Китайгородском проезде. Ряд за рядом снимаются профилированные стальные листы, демонтируются мощные несущие конструкции. Забор тает на глазах, становясь все ниже. Это значит, что скоро вид этой территории радикально изменится. Скоро уже нетрудно будет представить себе, как она будет выглядеть, когда на месте руин гостиницы «Россия» будет разбит парк.
Строительный мегазабор (длина 726 м, высота 15 м) был установлен вдоль Москворецкой улицы, Москворецкой набережной и части Китайгородского проезда компанией «СТ Девелопмент», принадлежавшей Шалве Чигиринскому — другу тогдашнего мэра Юрия Лужкова, и немедленно сдан в аренду крупнейшему оператору наружной рекламы — компании «News Outdoor» Руперта Мердока, тесно сотрудничавшей с сыном мэра Александром. Помимо собственно территории, где велись работы по сносу гостиницы «Россия», внутри огороженного периметра оказались прилегающие к гостинице скверы, проходы и проезды, то есть практически все Зарядье за исключением узкой полоски вдоль Варварки, где располагаются действующие храмы. За забор попал и прекрасный памятник архитектуры XVI в. – церковь Зачатия Анны, что в углу. Вот уже более пяти лет к ней нет доступа ни верующим, ни туристам.
Рекордные габариты стальной стены, никак не оправданные утилитарной необходимостью ограждения опасной зоны, свидетельствовали о том, что основной смысл создания забора-мутанта состоял не в том, чтобы защищать прохожих и проезжих от шума и грязи стройплощадки, а в том, чтобы служить рекламным носителем. По подсчетам специалистов, размещение там рекламы ежемесячно приносило «News Outdoor» около 30 млн. рублей
Городу же, как водится в подобных случаях, доставались моральные издержки. Гигантские рекламные картинки властно вторгались в городской ландшафт, искажая его классические смыслы и навязывая новые. Вид «города рекламы», огороженного собственной крепостной стеной и сопоставимого по масштабам с «городом власти» – Кремлем, с шокирующей прямотой иллюстрировал отношения государства и бизнеса в Москве 2000-х годов.
В апреле 2012 г. стало известно, что мэр Москвы Сергей Собянин дал поручение демонтировать стальное чудовище, оставив необходимое ограждение только вокруг руин, и благоустроить открывшуюся территорию. Сегодня мы видим начало этого процесса.
На место «городу рекламы», роскошному снаружи и полному мерзости запустения внутри, приходит «город-сад» — открытое, зеленое пространство будущего парка.
В момент создания забор в Зарядье с гордостью носил звание самой большой рекламной поверхности Европы (около 11 тыс. кв. м). После того, как в ноябре 2011 г. реклама с него была снята, он с полным правом считался самым уродливым сооружением города.
Слава Богу, мы его теряем.
Источник: блог общественного движения «Архнадзор»