Это слово – обида, обидчивость, практически у каждого живого человека вызывает отклик, потому что какими бы мы ни были оптимистами, как бы хорошо ни смотрели на этот мир, большим трудом бывает проходить через обидчивость, через обиду. Мир так устроен, что нас обижают близкие, дальние. Мы даже обижаемся на Бога, на друзей, потому что в жизни есть предательство, боль. Если бы мы были статуями, наверное, обида переносилась бы очень легко, статуи не дуются и не краснеют, а живой человек чувствует боль, потому что жить – это больно, это тяжело.
Как пел один мудрый петербургский поэт Евгений Клячкин:
Как непрочны двери у страны доверья
Для того, кто верит только в замки,
Значит, неизбежно гасит нашу нежность,
Нашу нежность –
Тяжесть чьей-то руки.
Каждый человек в детстве доверчив, открыт, он ожидает, что мир бросится ему в объятья, но происходят такие истории, о которых ты вспоминаешь с большой болью. Как быть? Как из этого выйти?
Мне кажется, самый первый шаг, который должен сделать человек, переживший такое состояние обиды – это признать, что я обижаюсь.
Людям верующим свойственно такое благочестивое кокетство: мы делаем вид, что все хорошо, ничего страшного не произошло, все замечательно, я не обиделся, я совершенно не обиделся, а вечером сидит человек и воет в голос от обиды. Потому что не надо себя обманывать – борьба с обидой, с переживанием обиды начинается с того, что ты признаешь, что тебе больно, это действительно с тобой произошло.
Второй момент, связанный с обидой: надо быть честным не только по отношению к себе, к своим чувствам, но и по отношению к человеку, который тебя обидел, и сказать: «Да, он совершил подлость», – если это было на самом деле. Не нужно кокетство это распространять, в том числе и на человека, который доставил вам боль, неприятность, предал вас, растоптал ваши самые нежные чувства. Нужно честным быть и говорить об этом честно. Это второй момент.
Третий пункт, который мне очень-очень помогает, хотя это прозвучит очень экстравагантно – я очень быстро забываю обиды. Я заметил, что это мешает мне их правильным образом переживать, поэтому я себе завел «злобный конверт». Что это такое – злобный конверт? Читаю как-то апостола Павла, 2-е Послание к Тимофею, и нашел строчку в 4-й главе, где он говорит, что «Александр Медник причинил мне очень много зла. Да воздаст ему Господь в день оный». Дальше он своему ученику Тимофею предписывает: «И ты берегись его, потому что он сильно много противился слову Божию». Апостол Павел – святой человек, образец благочестия, богослов и мудрец, он записал имя и преступление человека, который совершил против него очень горькое, огорчительное действие, огорчение это в апостольских текстах называется.
Я подумал: если апостол Павел записывает своих обидчиков, почему бы мне не записывать? Я завел себе этот «злобный конверт», где полно карточек, каждая из них пронумерована, там стоит дата и место, где и когда кто против меня совершил какое-нибудь злодеяние. Звучит совершенно не по-христиански, но мне очень помогает, потому что среди этих карточек есть и мои ошибки.
Почему я себе позволяю пользоваться этим конвертом? Почему он мне помогает? Потому что я заметил одну важную вещь, когда наблюдал за собой, обиженным. Я очень впечатлительный человек, я очень быстро обижаюсь, я обидчивый человек, меня легко ранить, как, наверное, большинство людей, выросших в городе. У городских жителей порог чувствительности к боли более высокий, чем у нормальных жителей деревни, у детей полей, которые ближе к природе, у них чувствительность правильным образом выстроена. Я заметил, что если перенести опыт обиды из поля эмоций и своих внутренних размышлений в поле работы и дела, тогда эта болезнь очень быстро проходит.
Что я имею в виду? Это обязательно нужно тщательно разъяснить. Для меня этот злобный конверт – это не памятник злопамятству. Я отмечаю для себя эти проступки, эти сложные для себя ситуации, чтобы сделать выводы относительно того, где я себя неправильно вел и с каким человеком мне не надо иметь дело. Я на него не обижаюсь, я просто знаю, что этот человек может подвести меня в самый неподходящий момент.
Самое странное, что, когда я перебираю эти карточки, у меня действительно проходит обида – у меня нет никакой злости к этим людям, я перенес свою обиду в поле рабочих отношений. Сразу исчезли все мои эмоции, депрессивные состояния, обида на Бога в том числе, что Он меня окружил такими людьми ненадежными, гнилым народцем, как некоторые выражаются. Нет, нужно помнить, что мы живем в этом мире, который действительно испорчен, в нем есть подлость, есть обман, есть боль – это нормально для нашего ненормального мира. Не нужно себя обольщать.
Поэтому я считаю, что обида – это детский грех.
Это состояние человека, который не позволяет себе быть взрослым и принимать всю трагичность этого мира. Потому что если мы понимаем, что мир болен, люди в нем болеют – мы учимся снисходительности.
Я неоднократно видел, как люди, которые меня обижали, люди ненадежные, менялись и потом становились моими друзьями. Я сам неоднократно обижал людей, потому что нравственно неустойчив, как и многие из нас. Вместо того чтобы корить себя, прятаться где-то в уголке и стыдиться себя, я должен сделать работу над ошибками, потому что свои обиды, те, которые я причинил людям, и те обиды, которые мне причинили люди, я должен перенести в область работы, труженичества – такое старинное красивое слово.
Мы здесь живем не для того, чтобы ныть, а для того, чтобы работать, то есть сделать жизнь лучше, чтобы оставить этот мир после себя более совершенным, прекрасным, добрым. Если речь идет о взаимодействии с людьми, о соработничестве с людьми, нужно просто смотреть, с кем ты работаешь, кто тебе может помочь и так далее. А не созерцать бесконечно свои обиды, которым уже 10 лет, 20, 30, 40. Мы никак не можем простить отца, или брата, или дядю. Зачем это все, если это мешает нам трудиться, если мешает нашему творчеству?
Поэтому, друзья мои, меньше боли, больше радости, больше труда. Человек, который трудится, реже обижается. Человек, который видит возможность улучшить этот мир, он понимает, что мир, к сожалению, болен, люди вокруг него больны, он не ждет от них ничего сверхъестественного, он понимает их заболевание. Поэтому эта работа, этот труд делает его мудрее, а мера мудрости есть мера снисходительности. Это очень утешает нас и успокаивает, и помогает нам справиться с обидчивостью – этим детским грехом.