Даже сроки — фантастика!
— Храм строился вдохновенно, — говорит заведующий научным фондом Михаил Суворов. — Одни сроки строительства чего стоят: в конце мая 1881 года начинаются земляные работы, а в июне уже подведены стены под крышу.
А всё началось с того, что в 1880-х годах в подмосковном Абрамцеве был создан художественный кружок, который собрал вокруг мецената Саввы Мамонтова лучших художников того времени.
— Сюда приезжали, как правило, по весне, ближе к Пасхе, — рассказывает Суворов. — Первая мысль была практичная: ближайший храм далеко, да и речка весной разливается. Хозяйка Елизавета Григорьевна (жена Саввы Мамонтова. — Прим. ред.) не только обустраивает свой быт, но и старается быть полезной местным крестьянам.
Модерн с народным акцентом
Храм Спаса Нерукотворного стал одним из первых и ярких образцов русского модерна. Это проявилось в интересе к национальным истокам.
— У участников Абрамцевского кружка, — объясняет Суворов, — было желание подхватить ещё живущее народное творчество.
Храм решили строить в северных традициях, для которых характерны простота форм и монументальность. В качестве ориентира был выбран новгородский храм Спаса на Нередице. Его строгость разбавили росписью и изразцами на ярославский и владимирский манер.
Всё определялось двумя художниками — Поленовым и Васнецовым. Они продумывали эскизы, писали иконостас. Репин поучаствовал в создании образа Спаса Нерукотворного. А Михаил Врубель оставил след, по его выражению, «как печных дел мастер»: выложил изразцами печь в храме. Каждая работа — шедевр в своем роде.
Дела семейные
Елизавета Григорьевна потом вспоминала, что эти два месяца все жили только церковью, об этом беседовали вечерами в её кабинете. Храм получился семейным: над ним трудились не только художники, но и их супруги.
— Женщины занимались церковной утварью, помогали в исполнении орнаментальных работ, даже в резьбе по камню, — рассказывает Суворов.
Службы в храме начались через сезон. В захватившем всех творческом порыве забыли… взять благословение на строительство.
— Елизавета Григорьевна писала, что, когда стены храма уже возвели, она поехала на станцию поговорить с архиереем. Вопрос был решён задним числом, а храм приписан к ближайшему приходу.
На следующий год в церкви прошло венчание Василия Поленова и Натальи Якунчиковой, которые трудились над её созданием. По сей день храм навещают правнуки известного мецената Мамонтова. Иван Николаевич Чернышёв, внук той самой «девочки с персиками», старается приезжать сюда несколько раз в год.
— Впервые я посетил Абрамцево, когда мне было лет шесть. Мы с двоюродным братом бегали тут по аллеям. Были послевоенные годы, сталинские времена, взрослые не особенно много об этом говорили. Я тоже много не болтал. Лет в 13 я ехал на электричке, и незнакомый человек начал рассказывать, что мы сейчас проезжаем замечательное место — Абрамцево, где жили художники. Хотелось ему сказать, что я очень хорошо это знаю, но я сжал зубы и промолчал, — говорит Иван Чернышёв.
Помогли меценаты из Петербурга
Судьба удивительного храма продолжает традиции русского меценатства. Его строили на средства Саввы Мамонтова, а реставрировали тоже на частные пожертвования: деньги дала семья Молчановых (Андрей Юрьевич и Елизавета Николаевна) из Санкт-Петербурга.
— Если бы не их поддержка, мы ещё долго бы не смогли отреставрировать храм. Про них я больше ничего не знаю, могу только назвать имена, — говорит директор музея Елена Воронина. — Они просто приехали к нам в гости посмотреть усадьбу и заинтересовались храмом.
В отреставрированной церкви 10-12 раз в год будут проходить службы: по памятным для Абрамцева дням (дни поминовения умерших членов семьи Мамонтовых), а также на Рождество, Пасху и престольный день.