Он указывает им на то, что совершилось в беспроглядной тьме, в небытии Гроба Христа.
Он – Ангел Его, вестник Воскресения Его, открывающий тайну Его – ибо Иисус Сам еще не видим для взоров их…
Жены иерусалимские, обнимающие друг друга, нерасторгаемые и в горе своем великом, как триплетеная веревка — «Вервь треплетена не расторгнется» (Еккл.4:12), взирают на тайну гроба, повинуясь жесту Ангела-тайноводца, научающему их тому, что написано у Пророков, прежде чем Сам Иисус Воскресший явится им – и в тот день они не спросят Его ни о чем (Ин.16:23).
«Утѣшéнiе скры́ся от óчiю моéю!» — повторяют они с пророком Осией (Ос.13:14), но Ангел отвечает им пророческими словами того же Осии:
«От руки́ áдовы избáвлю я́ и от смéрти искуплю́ я́: гдѣ́ пря́ твоя́, смéрте? гдѣ́ остéнъ твóй, áде?» (Ос. 13:14).
Где жало твое, смерть? Пелены свернуты подобием жала, но они светлы, они обвили жало, оставив только его очертание, уже не опасное, уже побежденного, уже обезврежено. Только тень жала смерти здесь – обвито оно погребальными пеленами Христовыми.
Где жало твое, смерть? Вот оно – сломано о воскресшую плоть Сына Божия. В темноте, в беспросветной темноте небытия боролся Он с тобой, смерть, с жалом твоим, и принял его в Себя, и разорвал тебя вместе с жалом пополам в Себя Самом — ценою своей жизни.
Сломано жало смерти. Сломано навек. Теперь и отныне всякий, взирающий во тьму смертную, увидит там белые пелены Христа – Он оставил их обвитыми вокруг пустоты смертной, вокруг жала небытия. И теперь нет в смерти тьмы, оттого, что –
Среди ночи глубокой, среди тьмы беспросветной
С изумленьем и страхом я Христа созерцаю.
(преп. Симеон Новый Богослов)
За спиной Ангела – неколебимая скала, образ Царства Неколебимого, Царства Бога Духа Святого. Духом Святым Божиим восстал Распятый, Духом Святым жив Он вовек и Духом познается верными.
Они взирают «на Начальника и Совершителя веры, Иисуса, Который, вместо предлежавшей Ему радости, претерпел крест, пренебрегши посрамление, и воссел по правую сторону престола Божия» (Евр. 12:2, пер. еп. Кассиана). Они теперь уже не обессилевшие, слабые женщины (Евр.12:3), они укрепили опустившиеся руки и расслабленные колени, и спешат по тропам воскресного утра исцелить неверие апостолов (Евр.12:12-13) – тем еще предстоит подвизаться до крови в проповеди Воскресения… (Евр. 12:4).
Гора за спиной Ангела – это таинственная гора Сион, образ Небесного Иерусалима, града Бога Живого (Евр. 12:22). Христос Бог в Воскресении Своем потряс землю и небо (Евр. 12:26).
Рядом, с Ангелом, повергнутые видением славы, недоступным для них, лежат воины. Их жалкие, плоские фигурки вовсе не похоже на фигурки человеческие. Они не выросли в меру человека – в меру мироносиц, возвышающихся над этими вооруженными и крепкими мужами, что ныне повергнуты долу на землю, бесчувственны и не понимают, о чем идет речь. Но очертания фигурок воинов складывается в буквы «IX» — монограммы имени Христа Спасителя. И значит, им еще предстоит стать людьми в полной мере, войти в человеческий «объемный» мир, где возможна встреча с Воскресшим, и увидеть Ангела у гроба, в котором сломано жало смерти.
И принимают мироносицы, взирающие на гроб со сломанным жалом смерти, принимают само невместимое человеками, как и Воскресший Христос, само Царство неколебимое (Евр.12:28).
Самого Христа — Живого и Животворящего.
* * *
Затворены Твои исходы,
К востоку зрят Твои врата,
Ты в полноте Твоей свободы
На средоточии Креста.
Темна вода. Затихли ветры.
Остановился мир, нелеп,
Взирать, как просто и как щедро
Ты преломил Себя, как хлеб, –
Никем вовек Неудержимый,
Никем не связан ни на миг…
…Весь мир, как сжатая пружина,
Ко Гробу Твоему приник.