Недееспособность женщины – вина мужчины
– Отец Петр, как возникла тема вашей книги и зачем вообще говорить о женственности? Что с ней непонятно?
– У меня никогда не было стереотипа, что женщина – существо неполноценное и достойный ее набор профессий сводится к домашнему хозяйству и уходу за детьми. Я с детства знал, а с возрастом лишь убеждался, что многие женщины – незаурядные и яркие личности.
Я родился в роддоме Клары Цеткин, а она была феминисткой. Можно сказать, что уже по рождению я должен был стать феминистом. Так вышло, что меня воспитывали женщины – мама и бабушка. Моими лучшими учителями тоже были женщины.
Например, преподаватель русского и литературы Авива Евсеевна Альтшуллер в далекие семидесятые познакомила меня с Библией. К поступлению в МАрхИ меня готовила гениальный педагог и замечательный рисовальщик Нина Федоровна Ненюкова. Учась в семинарии, я познакомился с женщиной, которая стала для меня первым живым богословом. Даже литургику я смог усвоить благодаря талантливому преподавателю ПСТГУ Марии Красовицкой.
Но едва начав трудиться, я увидел нездоровую тенденцию принижения женщин. «Бабы – и есть бабы», – можно было услышать в компании друзей, на работе, в транспорте. Острее ощутил проблему, когда понял, что внутри православного сообщества, особенно среди рядовых членов Церкви, существует высокомерно-покровительственное отношение к женщинам.
Поинтересовался, на чем оно базируется. Оказалось, на пустом месте.
– Что значит – на пустом месте?
– Праздник Жен-мироносиц – есть, апостолы-женщины – есть, Дева Мария – женщина, почитание Ее – есть.
Мне довелось десять дней жить на Афоне, причем в десяти разных монастырях, полностью погрузившись в жизнь этих обителей. У афонских монахов сильно почитание Девы Марии и Ее иконы, которую они называют не иначе, как «Игуменья горы Афон». Куда ни кинь взгляд, нигде нет повода для отношения к женщине, которое существует, в том числе, в православной среде. Мне захотелось разобраться в истоках проблемы. Но была и вторая причина.
– Какая?
– Проявление экстремистского феминизма. Существование такого явления, как Pussy Riot, Femen, для которых нет ничего святого. Хотя наш опыт учит, что вера во все времена была уделом женщин. Вера – это то, что впитывается ребенком от матери. А тут получается что-то совсем кощунственное, ломающее наше представление о женщине, если хотите, разрушающее матрицу – вот эта женщина-богоборец. Я пытался в этом разобраться.
– Но не из пустоты же появилось высокомерное отношение к женщине?
– Ну а чем еще, кроме вины мужчин, можно объяснить «недееспособность» женщины? Да, это примитивный способ мужчин охранять свой мир от власти женщин. Например, только в VI веке один из западных церковных соборов перевесом (в один голос) постановил, что женщина хоть и является существом низшего порядка, но все-таки имеет бессмертную душу.
Сегодня едва верится, что женщина когда-то считалась существом второсортным и юридически недееспособным и даже собственное имущество не могла наследовать, потому что права на него опекуном вручались супругу. Положение женщины многие века было зависимым. Были и объективные причины, например, роды, грудное вскармливание, воспитание. Все это отнимало время и лишало женщину возможности содержать себя и детей. Выбор профессий в городах, например, ограничивался работой прачки, уборщицы.
Высшее образование стало доступным для женщин в XIX веке. Кстати, многие связывают это с началом обучения умственно отсталых. Достижения коррекционной педагогики смогли убедить скептиков в способности женщин получать высшее образование.
Право выходить замуж по любви появилось еще позже. В некоторых культурах веками сохранялась традиция выкупа невесты, фактически покупки жены, как скотины, а если позволяло состояние, то нескольких жен-рабынь.
Всеобщее избирательное право для женщин – вообще подарок XX века. Во Франции женщины смогли голосовать в 1945 году, в Бельгии в 1948-м, в Греции в 1952-м, а в Швейцарии только в 1971-м. Об этом я подробно пишу в моей книге о женственности.
Смиренная, послушная, с хорошими пропорциями
– Что же такое женственность?
– Однажды спросил об этом представительницу старшего поколения, такую советскую производственницу, которая не пользовалась косметикой, не носила брюк, украшений, при этом была абсолютно в согласии с общей позицией того времени о женственности и красоте.
Когда я с ней заговорил, она как отрезала: «Ой, ненавижу эти фигли-мигли». Ну что для нее женщина? Крем, маски, накладные ресницы, ногти, педикюр и средства от морщин? Нет. По ее мнению, женщин эти вещи только унижают. Представляете, «требование» женственности в ее представлении унижает женщину!
«Вот мужчина – просто одет, пару раз махнул расческой, потер трехдневную щетину и готов идти на работу. Вроде даже хороший, вроде даже мачо. А женщина должна соответствовать каким-то глупым стандартам. Ну кто это придумал? Мужчины придумали? Фирмы, которые предоставляют всякие женские услуги? – сокрушалась она. И добавляла: – А я, может, НЕ хочу быть желанной и сексуальной». То есть суть женственности для этой советской гражданки сводилась к сексуальности и эротичности.
Другая моя знакомая, профессор, преподаватель университета, говорит, что не станет проявлять и демонстрировать свою женственность, не станет одеваться «эротично», предпочитает везде, даже не на работе, деловой стиль.
Самое интересное, что и мужчины женственность воспринимают однозначно – как сексуальность. То есть на одном полюсе мы имеем образ женственности – эдакой путаны, ночной бабочки, что дальше некуда, а на другом – профессор в деловом костюме с указкой в руке.
– В обоих случаях женственность – это нечто со знаком минус?
– Для тех, кто трактует женственность как сексуальность – это что-то с большим знаком плюс. Они хотят, чтобы женщина была сексуальной и выглядела как эротический объект, чтобы у нее были хорошие пропорции открытого и закрытого тела, или хотя бы, чтобы на нее было приятно посмотреть. Многие признаются: «Если я смотрю на женщину и не чувствую гормонального подъема, это и не женщина вовсе».
С другой стороны, и здесь вы правы, точка зрения некоторых мужчин на женственность сводится к идее некой подчиненности – смиренная, послушная и даже туповатая, чтоб не лезла со своим мнением. Частью общества женственность понимается как некоторая аморфность.
Философ Симона де Бовуар, соратница Сартра, вообще твердо стоит на позиции, что рождается женщина человеком, а женственной и женщиной ее делают обстоятельства: ломают, уминают в форму, благодаря чему она вынуждена быть женщиной.
Но в том-то и дело, что женственность – это другое. С моей точки зрения, это энергия и сила.
– Против чего сила?
– Наверняка встречали расхожие заголовки в глянцевых журналах: «Из мышек в кошки», «Из куриц в принцессы» или «Стань королевой мужских сердец». Вот эти книжки о покорении мужских сердец образ женственности трактуют в некотором смысле как «хищный» и буквально понимают как силу.
– То есть как способность, которая дает преимущество?
– Как власть, которая позволяет бросать себе под ноги мужские сердца и топтать их. В итоге, сколько людей, столько представлений о женственности.
Кроме того, есть идеал женственности и есть каналы, которые его транслируют. Все вместе – большой слоеный пирог. Но еще яснее, что мужчина и женщина – это люди. Если не брать физиологические отличия и принять, что профессиональные и интеллектуальные различия также довольно спорны, можно сказать, что и женственность, и мужественность находятся в некотором неточном значении.
Мужественность и женственность – это разброс показателей. Например, мы можем говорить о женственных качествах мужчины. Этот более мужественный, а тот более женственный. С женщиной та же история. Нет констант. Шкала размыта. На ней есть разные значения и самые крайние точки. Но если на одной шкале зададим мужественность и женственность, а потом отметим точку, то мужественная женщина, например, воспринимается обществом маскулинизированной – и это не очень хорошо.
Но и очень женственная женщина воспринимается не очень хорошо, пусть многие с удовольствием и эксплуатируют этот образ, как эксплуатируют они образ блондинки, не являясь блондинками по природе.
А между тем, золотая середина блестяще описана. Например, для Льва Николаевича идеалом женственности является Наташа Ростова. Это идеал в развитии. Читая роман, наблюдаем, как из по-детски непосредственного человека она вырастает в мать семейства. Толстой намеренно дает нам нестатичный образ. Вообще, он явно любуется Наташей Ростовой и апогей его восторга – эпилог романа.
– Это ваш идеал женственности?
– У меня их два. Пушкинская Татьяна Ларина и его же Донна Анна. Это очень цельные женщины без кокетства и с подлинным чувством. Женственность для них – это то, что позволяет женщине быть самой собой и соответствовать своему призванию, а не то, чему нужно подделываться.
– Что значит – соответствовать призванию?
– Это то, что каждая женщина должна открывать в себе. Возможность самореализации, самоактуализации. Это вообще желание разобраться в себе как в женщине.
Главная черта женственности – стремление к гармонии, гармонизация всего и вся. Мужское общество чревато перекосами, как и общество женское, или общество без ролевых моделей (унисекс), в котором утрачиваются важные ценности, и всем становится все равно, какие браки: мужчина-женщина, мужчина-мужчина, женщина-женщина.
По-настоящему живым общество бывает тогда, когда в нем есть мужская мужественность и женская женственность. Это сильный ресурс, и это возможность раскрыться в отношениях друг с другом, например, открыв в себе призвание родительства.
Причем у женщины больше возможностей развивать материнское призвание, достаточно работать в помогающих профессиях: педагогами, врачами, в приютах. А у мужчин отсутствие отцовства – трудно восполнимый опыт. Мужчина, в котором нет отцовства, – это мужчина, в котором нет чего-то важного и содержательного.
Pussy Riot, Femen пусть и редкое явление, но именно через них я обнаружил, что женщина сегодня по-настоящему отказывается от своей роли. А между тем женственность – это право быть ДРУГОЙ, не такой, как мужчина, не соперничать с ним, быть не такой, как ее видят мужчины в своих пошлых стереотипах. Женственность – это право быть самобытной и свободной.
Женственность – важный, недооцененный нами ресурс
– Я правильно понимаю, что, по-вашему, вне семьи и вне отношений с мужчиной женственность не проявляется?
– Женственность и мужественность проявляются во взаимодействии. И если мы возьмем одну персону, то это будет лишь особь мужского или женского пола. А мужественность и женственность – это предложение, то лучшее, что мужчина и женщина могут предложить друг другу, что в конце концов может стать фундаментом долгосрочных отношений. Не существует абстрактно ни женственности, ни мужественности.
– Разве в армии мужчины не тренируют свою мужественность?
– Я бы не сказал, что в армии тренируется мужественность, разве что ее отдельные черты. Под мужественностью мы понимаем многое из того, что связано с великодушием, силой, энергией, целеустремленностью, патерналистскими представлениями: стремление защитить, поддержать, помочь, проявить снисходительность, великодушие, терпение. В армии нет повода для проявления таких черт мужественности, потому что они нужны, чтобы быть выбранным.
Они нужны для брака. Брак – происходит от глагола «брать», «выбирать». Брак – это выбор, благодаря которому становится возможным взаимодействие мужчины и женщины и, как следствие, проявление мужественности и женственности.
Кроме того, тип женственности, который преподносит женщина, сильно зависит от ее представления о мужчинах. Если она считает, что «здесь покороче, здесь поглубже, здесь так рукой, а тут так глазами», ну, значит, такие у нее представления о мужчине. Главное, в этом есть что-то временное, наносное.
А женственность – это незыблемое и постоянное. Когда женщина демонстрирует свои лучшие качества не для того, чтобы угодить, а потому что это соответствует ее природе, если она видит в этом свое призвание, только тогда открывается настоящая женственность.
Женственность – это талант. Его можно реализовать, а можно закопать в землю. Я не сторонник унисексового воспитания, когда мальчики и девочки не должны отличаться. Я уверен, что различия должны быть обязательно. Они должны развиваться и реализовываться. Призвание – ключевое здесь слово.
– И как же найти это призвание?
– Если ты родилась женщиной, то ты не столько должна реализоваться как женщина, сколько можешь в себе это найти. Вот бутоны. Какие-то распускаются, какие-то вянут, не распустившись.
Важно то, что женственность и мужественность существуют в каждом. Разница в том, что мужественность – это нечто однозначно со знаком плюс, ей присвоены все положительные качества. С мужественностью вообще проблем нет, и никому в голову не придет писать книгу про мужественность. Это все равно, что изобретать велосипед.
Но мужественность по отношению к женщине всегда трактуется со знаком минус, как и женственность в отношении мужчин. А между тем женственность – это безудержное развитие женщины.
Исторически так сложилось, что мы имеем отрицательное отношение к женскому началу. Женственность понимается как отрицательное, второстепенное и подчиненное.
Даже книга Симоны де Бовуар называется «Второй пол» (вторичный пол).
Но женственность – это важный, недооцененный нами ресурс человечности.
Женщины очень многое миру не додали в культуре, науке, искусстве, образовании, богословии в силу определенных исторических обстоятельств.
Иметь в качестве идеала лишь мужественность, ну простите, это абсолютно искаженная уродливая модель. Если существовать будет только она, мы многого лишаемся и во взгляде на вещи, и в способах мышления. Общество, ограничивающее себя одной правильной моделью, обедняет себя.
Традиционное мужское общество – рабовладельческое, античное, средневековое, общество эпохи Возрождения или буржуазного времени. Это общество мужчин, где женщины – лишь подчиненный элемент. Но я уверен, что этот маятник слишком сильно был оттянут в одну сторону и поэтому сейчас он стремительно мотнулся в противоположную.
Согласитесь, в феминизме многое было положительным, прежде всего идея равенства, о которой сегодня мы уже не говорим. Если начать перечислять достижения феминизма, то кто-то определенно спросит: «Разве бывает по-другому?» Совершенно естественно смотрится сегодня женщина в парламенте и в университете.
Но экстремистский феминизм шагнул дальше, точнее в другую сторону. И женщины вдруг пришли не к идее реализации женственности, а к идее мужественных женщин. Мне хочется показать, что женственность – это не калька или антикалька, или зависимая производная от мужественности. Это самостоятельная ценность.