История о десяти прокаженных знакома каждому более-менее воцерковленному человеку: именно это евангельское зачало читается на благодарственном молебне. Часто эти слова проскальзывают если не мимо ушей, то мимо сознания. А если остановиться и задать себе вопрос: вхожу ли я в 10% нормальных людей?
Кто ударил Христа по щеке? Тот же человек, которого он исцелил при Овчей купели. Этот слуга первосвященника раньше был расслабленным, и сорок лет пролежал около источника, не имея человека, который захотел бы его опустить в воду ради исцеления.
Кто связал Христа в Гефсиманском саду? Те, кто перед этим упали пред Ним ниц.
Кто предал Христа? Тот, кто ел и пил вместе с Ним.
Несмотря на разность ситуаций, все они поступили так одинаково по одной общей причине. Они не узнали Бога. У них не было веры.
На поверхности эта мотивация нам известна и, даже, многим свойственна. Тот, кого исцелили, был немолод. За сорок лет лежания при Овчей купели он вряд ли научился какому-нибудь ремеслу. Его взяли на работу к первосвященнику, скорее всего, простым слугой. Чтобы выделиться и сохранить место среди молодых клевретов, надо было лезть из кожи вон. Разумеется, слуга узнал своего благодетеля.По-хорошему, узнав в Нем своего врача, мог бы просто отойти в сторону и тем, самым так принести Ему благодарность.
Возможно, он догадывался, что этот необычный Иисус — пророк. Возможно — учитель. Возможно — просто хороший человек. Но душа его была тупа. Не было в ней ни ума, ни сердца. Когда нет ни ума ни сердца, в самом деле, послушание начальству есть лучший способ удержаться на плаву. Мало ли на кого был похож этот чудаковатый странник, главное, что первосвященник сказал: «Фас». Сработали шкурничество, жестокосердие и глупость. Сработал рабский менталитет.
Стража, вязавшая Христа в Гефсимании, возможно так себя успокаивала: «Если Мессия — выкрутится, если — нет, поделом. Нам заплатили — мы хорошо сработали и в этой истории ни при чем». История палачей «ни при чем». Работа такая.
«Если мессия — выкрутится» — это резон Иуды, плюс ему интересна была провокация, во время которой скорей бы открылась истинное соответствие Иисуса образу иудейского мессии.
Нам кажется: какие глупые люди — Бог был рядом и они не узнали Его. Подождите так думать. Вот в их среде появился человек внешне ничем не отличавшиеся от других жителей Палестины. Это как среди нас появился мужчина высокого роста, с голубыми глазами, скромно одетый. Обычный сегодня русский костюм — куртка, джинсы, вязаная шапка. Кто смог бы догадаться, что Бог? Также необыкновенно трудно было увидеть в Иисусе Бога и иудеям. Очень трудно.
Как это можно?
Иногда нам нужно встретить другого человека по фотографии. Мы изучаем карточку, и немного напрягшись, узнаем его в незнакомце. Так и с Богом. Если в нашей душе есть образ Божий, то мы Его узнаем и в миру.
Например, Авраам беседовал с Богом под Небом, глядя на звезды. Праотец не имел понятия о цвете глаз, росте и вообще о том, что может ли Бог принимать зримый образ. Однако, когда к нему подошли три юноши, он узнал в этой Троице Бога. Потому что его душа имела такую фотокарточку сердечного образа. Он увидел Его духовными очами.
Эти люди, ударившие, связавшие и предавшие Христа, не узнали в нем Бога.
Так же не узнали в Нем Бога и девять исцеленных прокаженных.
Сначала все пошло как надо. Несчастным больным, собранным в странствующую ватагу, встретились какие-то странные люди, и они в надежде что-то заполучить подошли ближе. Их не прогнали и не обидели. Они попросили Наставника помиловать их. Наше ухо плохо разтличает эпитеты Христа, даваемые Ему в Евангелии другими людьми.
Тут и Учитель, Равви, Раввуни, Мессия, Сын Божий и т. п. А для иудеев того времени это была колоссальная разница. Никакой наставник не мог снять с них грех — это было делом только Бога. Никакой учитель не мог убрать болезнь. Такого никогда не было в Иудее. Они на что-то рассчитывали, но явно не на то, что с ними случилось чуть позже.
Вдруг Некто, имеющий говорить с властью, вместо хлеба дает им совет пойти к первосвященникам, как будто они уже получили что-то.
И вот что важно — они вместо того, чтобы удивиться или посмеяться над чудаком и продолжить путь, в самом деле, пошли к священникам! И по пути исцелились. Пришли в храм, показались, и… разбрелись. Возможно, они связали это чудо с Богом и принесли в синагоге благодарение, показались священникам, но не связали с Христом. Но ведь сотни тысяч больных, приходя в синагогу, не получали там чуда. Почему они не задумались: а в чем разница?
Десятерым из них встреча на дороге показалась случайной. И только один из них, иноплеменник (а самарянин для иудеев был хуже собаки), задумался над произошедшим. Ведь они приняли его повеление, они начали исполнять веленное, и вдруг (как бы) случилось то, что не в силах человека. Точно так, как в Кане Галилейской Мария сказала слугам на брачном пиру:
— Сделайте, как Он сказал.
И вода превратилась в вино. Так и здесь, они сделали то, что Он им сказал, и результат не замедлил явиться.
Десятый человек догадался, что чудо как-то связано со странствующим учителем, и он вернулся в точку отсчета. Бывший прокаженный связал чудо с Иисусом и Его волей, желанием и властью. То есть, возврат этого человека означал понимание произошедшего как явления Мессии. И очевидно, что он имел образ Бога в душе, беседуя с ним внутри себя в продолжении всей жизни. Исцеленный вернулся продолжить диалог лицом к лицу, начав с благодарения. Таким образом, разница между прокаженными была в состоянии сердца, в способности к диалогу с Ним внутри сердца. В том, что этот самарянин имел «фотокарточку». А ключом к началу диалога, ставшего явным, стала благодарность
Все что мы жертвуем Богу — это Его. Его деньги, силы, время, материя, энергии, молекулы. Нам только кажется, что мы принесли на канун пачку НАШЕГО печения или дали СВОИХ денег. Нет, это все Его, от Него и к Нему. И Он в этом не нуждается. Мы приносим фикцию жертвы. По большому счету, такая жертва нужна более всего нам самим — для умягчения сердца, для того, чтобы очищенное таким образом сердце смогло увидеть Бога.
Псалом 49
«Яко мои суть вси зверие дубравнии, скоти в горах и волове.
Ибо Мои все звери в лесу, скот на горах и волы.
Познах вся птицы небесныя, и красота сельная со Мною есть.
Я знаю всех птиц небесных, и красота поля — со Мною.
Аще взалчу, не реку тебе: Моя бо есть вселенная и исполнение ея.
Если бы был Я голоден, не сказал бы тебе: ведь Моя вселенная, и что наполняет её.
Еда ям мяса юнча или кровь козлов пию? —
Разве буду Я есть мясо волов или пить кровь козлов? —
Пожри Богови жертву хвалы и воздаждь Вышнему молитвы Твоя»
Ему нужна ТОЛЬКО любовь. Как это странно и возвышено — только любовь.
Наша неблагодарность, может, составляется из того, что и у нас нет «фотокарточки» — Образа внутри сердца. Отсутствие Образа связано с дефектом сердца, с его чистотой.
«Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят»
А чистое сердце берется так, как у Иоанна Милостивого. Он имел обыкновение раздавать щедрую милостыню. И однажды его слуги заметили, как некий человек уже трижды подходит за деньгами. Они сказали владыке об этом, а он ответил:
— Как не дам? А вдруг это Христос испытывает меня?
То есть он видел в человеке отражение Образа, запечатленного Богом, и чтил его духом и делом. Это важная пара, взаимообуславливающая правильное функционирование души.
Вот другой пример видящего сердца.
На Афоне был один старец, который кланялся в ноги всем встречавшимся ему людям. Спрашивают:
— Зачем ты так? А он отвечает:
— Ради святых даров, принятых человеком при крещении, ради причастия им Бога.
Разумеется, это максима. Однако, общий корень проблемы духовной проказы очевиден — болезнь сердца. Чистое сердце берется от милосердия. Оно, будучи чистым, видит образ Бога. Его оно узнает везде и повсюду. Узнает и, общаясь с Ним, понимает, что единственное, что мы можем дать этому Великому Любимому — жертва благодарения, то единственное, на что только мы способны по немощи. Благодарение — эта главный акт нашей встречной любви к Богу.
Евангелие написано для вечности. Сколько будут жить люди, столько они будут читать эту книгу, находя в ней вечные сюжеты и приметы своего времени. Например, истории России и веры ее народа. Евангельский текст о прокаженных актуален как для всей нашей страны в целом, так и для отдельной личности. Духовная проказа разрушила нашу страну, изуродовала наш народ.
Может показаться, что эти поступки слуги первосвященника, гефсиманской стражи и Иуды остались где-то в темных глубинах истории. Отчего же? Новые стражи красных первосвященников, чьи-то дедушки или отцы, совсем недавно били и расстреливали народ Божий по чекистским подвалам, в Бутово, на Соловках и в глухих тюрьмах. Всякий вступивший в коммунистическую партию дал Христу Иудин поцелуй, предавая его. И наша страна стала новой Голгофой для Церкви.
Всего 25 лет, назад я сам видел иконы, порублеленные топором, воздУх, намотанный на швабру. А руины храмов — свидетельства богоборчества — может и до сих пор видеть каждый любопытный человек. Страна и наиболее активная часть нашего народа 80 лет назад не узнали Бога, утратили Его образ внутри. И ушла благодать и духовное зрение. Пришла слепота, рожденная болезнью, бесконечная борьба, ненависть, война, все вместе составившее проказу страны.
Мы принесли горе и себе и нашим соседям, так что они часто ненавидят нас, видя в нас прокаженных преступников перед небом и людьми. Можно сказать, что сегодня мы, как народ, вернулись в точку отсчета. Вернулись туда, где оставили Христа. По логике мы также должны начать новую жизнь с очищения благодарения. А очищения начинается со слов:
— Сделайте так, как Он сказал
Евангелие и о каждом из нас.
Садясь за трапезу, большая часть молится, а вот вставая, большая часть, забывает поблагодарить. Мелочь, но характерная. Неблагодарность простирается и на полученное чудесным образом здоровье, избавление от невзгод, и несть числа тем событиям, когда мы призывали Бога, а получив Его дар, очень быстро забыли об этом.
«Слава Богу за все» — это воздыхание души совершенной, наученной ощущением постоянной близости Бога, беседой с Ним, уверенностью в Его абсолютно правой любви. Это привычка благодарить Бога каждым своим дыханием. Она рождает и ответный ток благодати и тихой радости.
Если нам незнакома такая радость и понимание важности благодарности Богу как взаимности в любви, и если мы не видим Бога в ближнем, в природе, во внутреннем тонком мире, то это значит, мы, как те исцеленные, не вернувшиеся прокаженные, просто ушли от Бога куда-то в другую сторону. Туда, где Иуда с его поцелуем и больной при Овчей купели с его тяжелой рукой. Не узнавание Бога — это не просто равнодушие к Его любви, это в финале болезни — заушение Христа, связывание и предательство.
Читайте также: