Наш пост протекает неверно, если мы в тягость другим. Главная задача – если и вызвать недовольство, то лишь своими верными действиями, иначе мы превращаемся в мучителей, которые уверены в своей праведности, а все остальные должны страдать и терпеть.
В этом смысле христианский пост предполагает всегда верное поведение в разных ситуациях. Среди людей, которые знают, что я христианин, нужно вести себя твердо, не допуская вольности в их присутствии. Среди тех, кто не знает меня, не нужно выпячивать свой пост, а стараться находиться среди таких людей в рамках приличия и чести.
Пост всегда понятие творческое. Первая задача поста – разобраться с собой, а не едой – глубже копнуть в себя, проявить интерес к жизни, Богу. Если такой огонь жажды загорелся, то он может зажечь других. А если пост лишь набор внешних правил, то он вреднее, чем не пост.
В этом случае ты превращаешься даже не в фарисея и книжника, а безумного обывателя, который к своему свинству хочет добавить следования каким-то правилам и убедить себя, что он – порядочный человек.
Пост – попытка трезвения, обретения самого себя, проба вглядеться в отношения с Богом, ближними. Потому в пост стараюсь быть в пользу ближним, а не во вред. Если отягощаю своим присутствием – должен продумать свой стол, устроить свою жизнь, чтобы она была в помощь другим. Есть в пост нужно столько, чтобы сэкономить деньги и потратить их потом не на себя.
Нужно помнить, что пост – серьезная и творческая работа, на протяжении которой проверяю узелочки своей души: что я люблю на самом деле, чего хочет мое сердце, любит ли оно Бога или борется с желанием что-то съесть, любит ближнего, или мне важнее сам я?
Если мой пост верен, он не только не в тягость людям, но и ставит вопрос перед другими людьми: что ж ему так хорошо? Современному человеку нужно ставить вопросы и нельзя на них отвечать, потому что получается метание бисера перед свиньями.
Отвечать можно лишь тому, кто трясет тебя за грудки и спрашивает: «Скажи, как?». Иначе ты свою правду растрясешь, выкинешь ее на помойку и пустым останешься, и другому не поможешь, который праздно тебя послушал и все.
Чувство собственного превосходства над другими во время поста происходит от невежества. Этим чувством мы ничем не отличаемся от тех, кто не постится. Это просто разные полюса одного и того же идиотизма.
Тот, кто не постится, уверен, что у него все хорошо – он центр мира, красив, благороден, умен, а кто постится считает: «у меня все лучше, чем у непостящегося, потому что молюсь и пощусь».
Это даже не мытарь и фарисей, а фарисей и идиот. Потому что мытарь тоже был плох – взятки брал, ему было стыдно. Фарисей наоборот – жил достойно, но, как правильно говорил кто-то из Отцов: «очень сильно закостенел в своей праведности».
Нужно из храма унести чувство мытаря, а жить, как фарисей, по всем правилам, соблюдая все нормы. Чтобы не гордиться, нужно внимательно себя изучать, не только умом понимать, что грешнее всех, но трезвея в духовной жизни понимать свою немощь, вглядываясь в Христа, понимая, что без Него ничего не могу. И это та точка, в которой человек становится сильным.