Из сборника изречений преподобного Амвросия Оптинского «Жить – не тужить», выпущенного в издательстве «Никея» . Ритмичные и рифмованные строки, ироничные и остроумные поучения одного из самых почитаемых русских старцев, много лет не теряют своей актуальности.

Интересна, как доказательство той поэзии, которая всегда жила в этой богатой натуре, припавшая ему одно время фантазия писать стихи, о чем он сам впоследствии рассказывал: «Признаюсь вам, пробовал я раз писать стихи, полагая, что это легко. Выбрал хорошее местечко, где были долины и горы, и расположился там писать. Долго, долго сидел я и думал, что и как писать; да так ничего и не написал». Но на всю жизнь осталась у него любовь говорить в рифму.

Чадце мое нетолковитое, мир тебе и Божие благословение и всякое утверждение в терпении и долготерпении, в нем же имамы великую потребу, да благодушно переносим вся встречающаяся и вся приключающаяся.

***

N воры — лакомые воры, да и не слабы, и не хворы, лазят не только через заборы, но, как мыши, пробираются и сквозь крыши. Эти воры, или другие, в двух местах хлебный амбар провертели, но ничего не успели и, должно быть с горя, пошли и запели: «Монастырского не трогай, чтобы не послали арестантскою дорогой».

***

Благодушно и благодарно терпящим всё обещается там покой. Да ведь какой? И сказать невозможно; только требуется для этого жить осторожно, и прежде всего жить смиренно, а не тревожно, и поступать как следует и как должно. В ошибках же каяться и смиряться, но не смущаться.

Прп. Амвросий Оптинский. Портрет

***

N во время поста находится в церковном затворе, а я и в пост, и не в пост постоянно нахожусь на людском соборе и сборе и чужих дел на разборе.

***

N! не будь как докучливая муха, которая иногда без толку около летает, а иногда и кусает и тем и другим надоедает, а будь как мудрая пчела, которая весной усердно дело свое начала и к осени окончила медовые соты, которые так хороши, как правильно изложенные ноты. Одно сладко, а другое приятно…

***

Ты, N, чай пей, только дело духовное разумей.

***

Прп. Амвросий Оптинский. Икона

Без смиренья невозможно иметь успокоенья.

***

На слово не верь всякому вздору без разбору — что можно родиться из пыли и что люди прежде обезьянами были. А вот это правда, что многие люди стали обезьянам подражать и до степени обезьян себя унижать.

***

Возмогай о Господе и в державе крепости Его! Да возрадуется душа твоя о Господе, облече бо нас в ризу спасения и одеждою веселия одея нас; и глаголет к нам через Апостола: всегда радуйтеся, о всем благодарите, сия бо есть воля Божия.

***

Потерпи; может, откроется тебе откуда-либо клад, тогда можно будет подумать о жизни на другой лад; а пока вооружайся терпением и смирением, и трудолюбием, и самоукорением.

***

Ты говоришь, что делаешь все с понуждением; но в Евангелии понуждение не только не отвергается, но и одобряется. Значит, не должно унывать, а должно на Бога уповать, Который силен привести все к полезному концу. Мир тебе!

***

Воли человека и Сам Господь не понуждает, хотя многими способами и вразумляет.

***

Немощь, и слабость, и усталость, и изнеможение, а к ним еще и леность и нерадение — вот мои спутницы! И с ними мое всегдашнее пребывание.

***

Мать! Давно было сказано, чтобы не унывать, а на милость и помощь Божию уповать! Что говорят — слушай, а что подают — кушай.

***

Послушай, сестра! Не будь востра, не будь пестра! А будь постоянна и смирна — и будешь мирна!

***

Не люби слушать о недостатках других, тогда у тебя будет меньше своих.

***

Благожелательно приветствую о Господе N многовещанную и других сестер, которые живут, аки рыбы безгласные, хотя изредка перышки и поднимают. Но перо не палка, и воробей не галка, и сорока не ворона. Впрочем, у всех есть своя оборона. Когда найдет уныние, прочитывай этот набор слов, как немец русскому говорил: «Экой ты дров!» Хотел назвать дубиной, да не сумел.

***

Не раз вспомнишь простую русскую пословицу: «Бей в решето, когда в сито не пошло». Пословицу эту не мешает заметить и запомнить и тебе, мать, когда придется в деле не успевать, когда думаем сделать так, а выходит иначе. Тогда пословица эта пригодна наипаче.

***

Приветствую N многовещанную, и N поющую и тон задающую, и пытливую… чтобы не допускали много к своему уху. Слабые уши не могут без вреда многого переносить.

***

Хоть и говорят, что год на год не приходится, а все-таки всегда дела идут, как водится. Всегда один прочный совет: «Ванька, а Ванька! Смака, барин знаит-пярязнаит, а все-таки твярдит». Этот с барином Иван — пример и нам. Каждый тверди свой урок и помни, что говорит пророк: блажен, иже не иде на совет нечестивых.

***

Не было печали, но лукавые враги накачали, представляясь то в виде Ефремки, то в виде зубастой крокодилки.

***

Слышу о тебе, начальственная мать, что ты не перестаешь унывать с тех пор, как начала горевать, получивши весть о пострижении. Знай, что горе — как море: чем более человек в него входит, тем более погружается.

***

Мир тебе и милым гусяткам! Которые бывают иногда милы, иногда же и гнилы.

***

Хорошо бы, новая матушка …ина, если бы у тебя наружно была приятная и назидательная мина, при этом и душевная тишина хранима. Хотя это не легко, и претрудно, и не всегда удобно, но зато и нам и другим полезно.

* * *
Дай Бог, чтобы всякое возгорание неприятное скоро погашалось, чтобы не подавать деревенским ребятишкам повода повторять старинную песенку: «Гори, гори жарко, едет Захарка, сам на лошадке, жена на коровке, дети на телятках». По-видимому, песенка эта глупенькая, но не без причины же и повода какого-либо она сложена. А я вам написал это после духовного утешения для простого рассмешения.

* * *

Оттого и кончина была хороша, что жила хорошо. Как поживешь, так и умрешь.

* * *

Отчего люди грешат? Или оттого, что не знают, что должно делать и чего избегать, или если знают, то забывают, если же не забывают, то ленятся и унывают.

* * *

Иди, куда поведут; смотри, что покажут, и всё говори: да будет воля Твоя. Вот смерть-то не за горами, а за плечами, а нам хоть кол на голове теши.

* * *

Лицемерие хуже неверия.

* * *

Жить можно и в миру, только не на юру, а жить тихо.

Преподобный Амвросий Оптинский
Преподобный Амвросий Оптинский

* * *

Москва бьет с носка и колотит досками.

* * *

Если слушать чужие речи, придется взвалить осла на плечи.

* * *

Купить — все равно что вошь убить, А продать — все равно что блоху поймать.

* * *

Нужно жить нелицемерно и вести себя примерно, тогда наше дело будет верно, а иначе выйдет скверно.

* * *

Жить — не тужить, никого не осуждать, никому не досаждать, и всем мое почтение.

* * *

Народ! Не разевай рот!

* * *

Когда кашу заварим, тогда увидим, что творим.

* * *

Батюшка, мы знаем, что вы молитесь на нас каждый вечер.

Да, когда не устаю, а то и свинья забудет своих поросят, когда ее палят.

* * *

Ты не тужи, у тебя не ременные гужи. Лыко да мочало оборвалось — связала и опять помчала.

* * *

Скука — унынию внука, а лени — дочь. Чтобы прогнать ее прочь, в деле потрудись, в молитве не ленись; тогда и скука пройдет, и усердие придет. А если к сему терпение и смирение прибавишь, то от многих зол себя избавишь.

* * *

Мать! Претерпевай и не унывай.

* * *

У хозяина были гуси, он и ласкает их: «Те-жа, те-жа!» А они все те же.

* * *

Всем бы я была довольна, батюшка, да вы от меня далеко.

Ближние мои далече от меня стали. Близко — да склизко, далеко — да глубоко.

* * *

Терпел Елисей, терпел Моисей, терпел Илия, потерплю и я.

* * *

Старость, слабость, бессилие, многозаботливость и многозабвение, и многие беcполезные толки не дают мне и опомниться. Один толкует, что у него слабы голова и ноги, другой жалуется, что у него скорби многи, а иной объясняет, что он находится в постоянной тревоге. А ты все это слушай, да еще ответ давай, а молчанием не отделаешься — обижаются и оскорбляются. Недаром повторяется иногда поговорка: «Толкуй больной с подлекарем». Больному желается объяснить свое положение, а подлекарю скучно слушать, а делать нечего — слушаешь, не желая еще более раздражить и растревожить больного толкуна.

* * *

Хотя бы на время желал бы куда уйти или уехать, но болезненное положение не выпускает из келии, в двери которой с двух сторон стучат и докучают принять и потолковать о нужном и ненужном, а слабость моя преклоняет принять. Вот и не знаешь, как дело это понять.

* * *

Этот Иван будет полезен и нам и вам.

* * *

Ты ведь молодой князь, через такие поступки не ударяй себя лицом в грязь.

* * *

Чтобы идти в монастырь, надо терпения не воз, а целый обоз.

* * *

Кто хочет себе внимать, тот должен книгу сию внимательнее читать, побольше дома сидеть, поменьше по сторонам глядеть, по келиям не ходить и к себе гостей не водить; других не осуждать, а о своих грехах к Господу Богу воздыхать, дабы получить милость Божию.

Читайте также: Преподобный Амвросий Оптинский: всех поражала его любовь к Богу и людям

 

Поскольку вы здесь...
У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.
Сейчас ваша помощь нужна как никогда.
Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее!
Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира.