От переводчика. Вступление
Святая Бригита Килдарская — одна из трех наиболее почитаемых в Ирландии святых1. Двое других — святой Патрик и святой Колумба, прозванный Колумом Килле, Голубем Церкви. Святой Патрик — апостол Ирландии, давший мощный импульс христианству на острове. Колум Килле — защитник ирландских поэтов, филидов, хранителей древней литературной традиции, сам поэт, влиятельный политик и добровольный изгнанник, принявший изгнание из Ирландии как мученичество. Кем же была святая Бригита и какое место занимает она в ряду великих святых Ирландии?
Жизнь святой Бригиты приходится на самые первые века христианства на острове. Согласно ирландским анналам, она почила в 524 или 526 г., прожив, как сообщает составитель среднеирландского Жития, восемьдесят восемь лет (на тридцать один/три года пережив святого Патрика и став современницей родившегося в 521 г. Колума Килле). Бригита была дочерью одного из ирландских королей и рабыни. Так она стала причастной и королевской, и народной традициям, и была принята в сердца и королевских династий, и простолюдинов.
В ее жизни было и изгнанничество. Ее мать-рабыня была продана, и Бригита, будучи еще в утробе матери, покинула родные земли своего отца и провела все детство и отрочество вдали.
Бригита отказалась от замужества и избрала для себя путь монашества, приняв постриг от епископа МакКайле. Насколько необычен был такой шаг, можно судить по реакции на это родных девушки, понуждавших ее к замужеству. И все же такой выбор был не единичен. Еще несколько девушек принимали постриг вместе с Бригитой, но, видимо, женского монастыря в то время еще не существовало, и принявшие постриг девушки жили в семьях. Так же по свидетельствам Житий жила и Бригита. И только через некоторое время для нее выделяется земля под монастырь. К этому времени мы видим вокруг нее уже постоянных спутниц — святых дев, составлявших, вероятно, первую женскую общину в Ирландии. Но и до основания монастыря святая Бригита была центром притяжения для многих людей. Как рассказывает одно из Житий святой, уже те девушки, которые приняли постриг со святой Бригитой, признают ее духовный авторитет и вместе со своими родителями просят ее не покидать их и остаться жить с ними.
В этом раскрывается феномен ирландского христианства первых веков, возникшего и развивавшегося вокруг монастырей. Центрами христианской жизни становились святые подвижники, вокруг которых складывался круг людей, принимавших их духовное руководство. Прежде всего это были, конечно, принявшие постриг монахи и монахини. Кроме них, вокруг святого жили работавшие в хозяйстве монастыря крестьяне и ремесленники; некоторые приходили из окрестных земель и селились вокруг монастыря. И все они, будучи в строгом смысле мирянами, назывались монахами, manaig, поскольку жили в монастыре и подчинялись его сонователю, а позднее аббату.
Таким был и первый, главный монастырь святой Бригиты, Килдаре, расположенный недалеко от того места на юго-востоке острова, где жил род святой Бригиты. Здесь жила святая Бригита и те, кто искал духовного водительства и спасения под опекой святой девы. Ее святостью освящалась их жизнь и после ее кончины, когда рака с ее мощами оставалась в главном храме монастыря. Ее современники питались от источника ее жизни, как последующие поколения питались от источника ее Житий.
Самые ранние дошедшие до нас Жития относятся к VII веку, но, по-видимому, они не были первым текстом о святой Бригите. Об этом говорит и автор Жития VII века Когитоз, сообщая, что, составляя Житие, он использовал “воспоминания и письменные документы”. Об этом свидетельствует и текстологический анализ сохранившихся ранних Житий. VII век отмечен созданием трех Житий святой Бригиты — двух на латыни и одного на древнеирландском языке. Еще три Жития возникли на протяжении последующих семи веков. Среди них и предлагаемое читателю среднеирландское Житие, называемое так, поскольку оно написано на среднеирландском языке2.
Интересно, что все или почти все истории о святой Бригите, присутствующие в поздних Житиях, известны уже по ранним текстам. Каждый следующий текст добавляет мало, а иногда и сокращает предыдущие. Но, безусловно, сообщение исчерпывающей информации не являлось задачей агиографов. Каждый новый текст призван был стать еще одним свидетельством, и в умножении этих свидетельств нет противоречия. Эти шесть текстов, созданные в разное время в разных частях Ирландии, разнообразны и по своему строению, и по содержанию в том смысле, что каждый новый текст добавляет новые подробности, вносит изменения в детали и по-иному расставляет акценты в житийном повествовании. Каждый агиограф, переосмысливая христианский путь святой, предлагает читателю обратить внимание на то, что представляется ему важным.
Среднеирландское Житие возникло, видимо, в XIV веке и содержится в трех крупных собраниях ирландских текстов: в Книге Лисмора, в Пестрой Книге и в Желтой Книге Лекана.
Житие написано как гомилия на слова из Откровения Иоанна Богослова (14:4): это те, которые следуют за Агнцем, куда бы Он ни пошел. Текст состоит из трех частей. Комментарию на Откр 14:4 посвящена первая часть, пролог. Вторая составляет собственно Житие святой Бригиты. Третья часть — славословие святой Бригите. На этом кончается само Житие, но в Книге Лисмора за ним следует отрывок из Книги Гимнов, в котором рассказывается история создания гимна святой Бригите “Бригита, жена вечно благая” и приводится сам этот гимн. Этот отрывок завершается повествованием о смерти святой Бригиты, которое является логичным окончанием Жития и связывает оба текста — гомилию и отрывок из Книги Гимнов — воедино.
Размышляя над словами Откровения, автор гомилии говорит о непорочности тех, кто следует за Агнцем и к кому автор причисляет и святую Бригиту, избравшую непорочность плоти, то есть монашеский путь. Но “не лучше чистота тела, если несовершенна и осквернена душа”. Поэтому следовать за Агнцем значит “уподобиться Христу и следовать Ему через исполнение закона и Евангелия, не желая земного, не любя тленное, избегая почестей, презирая мир, принося выгоду всем, не делая никому недолжного или несправедливого, терпеливо снося искушение, прощая преследователей. Все добро делать для возвеличивания Бога и не превозносить себя”. Таков путь следования Христу, и его избрала для себя святая Бригита. В ее жизни не было открытого прозелитизма, как в жизни святого Патрика. Но все ее существование являлось проповедью новой жизни.
Короткий эпилог Жития предваряет отрывок из Книги Гимнов и сам, по сути, является гимном. Постепенное нарастание в нем числа и “градуса” метафор завершается называнием святой Бригиты “королевой Юга” [Ирландии] и “Марией гойделов”.
Святая не просто дева, но “подлинная дева” (an fhirуgh), не королева, но “королева королев” (an righan righdha). На пике заостренности всех качеств возникает сравнение с Матерью Божией, Которая является воплощением безупречной чистоты и девственности.
Сравнение святой Бригиты с Девой Марией есть и в основной части Жития, где рассказывается о том, как Бригита пришла на Синод и епископ Ивар, видя Бригиту среди других девушек, узнает в ней приснившуюся ему Деву Марию.
Слова “Она Мария гойделов” следуют за строками: “Отец этой святой девы — Небесный Отец. Сын ее — Иисус Христос. Воспитатель — Святой Дух”. Именование Бригиты Марией связывается с тем, что “Сын ее — Иисус Христос”. Рождение Иисуса женщиной-святой, видимо, находится в сфере мистического представления о рождении Иисуса в душе христианина, которое становится одновременно следствием выстраивания жизни по образцу пути Иисуса, для подражания Христу и стяжания основ святости. Тема подражания Христу дополняется в Житии уподоблением жизни святой девы жизни Девы Марии3.
Эпилог Жития построен таким образом, чтобы достичь наиболее полного выражения представлений о святой. И выражение это достигается не рассказом, повествованием, а гимном, славословием. Воспеваемая хвала святой Бригите устанавливает связь между аудиторией Жития и святой — не случайно Эпилог и Житие заканчивается молитвенным обращением к святой Бригите. И все Житие в целом становится не поучением, объяснением, а попыткой ввести читателя/слушателя в мир святости.
С. Дорогина
Житие святой Бригиты
Это те, которые следуют за Агнцем, куда бы Он ни пошел5. Это люди, которые следуют за Агнцем неоскверненным, каким бы путем Он ни шел.
Иоанн сын Заведея, любимый ученик Иисуса, наследник Девы, именно он написал эти слова и оставил с Церковью в память о награде и о вознаграждении, которое даровал Бог третьему чину Церкви, девственникам, то есть следующим за неоскверненным Агнцем.
Вот же другая половина того, что сказал Иоанн вплоть до места, где говорится: Никто не мог научиться сей песни, кроме сих ста сорока четырех тысяч, искупленных от земли. Не придется никому совершить молитву или славословие Господу, но лишь тому одному из всей Церкви, кто сохранил чистоту и девственность и искуплен платой крови Христа.
Ибо они поистине девственники. А вслед за этими словами Иоанн сказал: Это те, которые следуют за Агнцем, то есть это те люди, которые следуют за Агнцем, куда бы Он ни шел.
Вот что значит следовать за Агнцем — уподобиться Христу и следовать [Ему] через исполнение закона и Евангелия, не желая земного, не любя тленное, избегая почестей, презирая мир, принося выгоду всем, не делая никому недолжного или несправедливого, терпеливо снося искушение, прощая преследователей. Все добро делать для возвеличивания Бога и не превозносить себя. “Уподобляйтесь же”, — говорят мудрецы. — “Как неоскверненный Агнец в девственности плоти, так же и неоскверненное тело Сына Святого Отца”. Уподобляйтесь же тайному Агнцу, то есть непорочному Христу и святости души, как сказал Он Сам: “Будьте святы и благочестивы, как Господь, ибо Сам Я свят и невинен”. Ибо не лучше чистота тела, если несовершенна и осквернена душа.
Множество же святых и праведных исполнило заповедь Нового Завета о непорочности, [подобно тому] как уподобилась святая дева, чей праздник и поминовение пришлось на это время, то есть святая Бригита дева Божия, то есть святая Бригита дева Господа [всего] происходящего6.
Вот тогда отмечают христиане праздник святой Бригиты, в февральские календы по солнечному исчислению и в тот день седмицы, который у нас сегодня.
Далее рассказаны некоторые из чудес святой Бригиты и ее родословная по плоти: Бригита дочь Дубтаха, сына Девре, сына Бресала, из рода Эохайда Финд Фуатнарта.
Дубтах же, до того как родилась святая Бригита, купил рабыню по имени Бройксех, дочь Далбронада из Дал Конхобар с юга Бреги. Дубтах соединился с этой рабыней в браке, так что понесла от него. Жену Дубтаха охватила ревность к рабыне, и она сказала Дубтаху: “Если не продашь ты рабыню в далекие земли, я заберу свое приданое и уйду от тебя”. И все же Дубтах не хотел продавать рабыню.
Однажды Дубтах, и рабыня с ним, ехали в колеснице мимо дома одного друида7. Когда услышал друид шум колесницы, сказал так: «Парень, посмотри кто в колеснице — звук такой как будто король в ней». «Сказал парень: «Дубтах, — говорит, — там». Пошел друид к нему и спросил, чья женщина с ним в колеснице. “Моя”, —говорит Дубтах. Майтген же было имя друида, это от него Рос Майтген. Друид спросил, беременна ли она от кого-нибудь. «От меня беременна, — говорит Дубтах». «Ребенок, который в ее чреве, будет чудесным, и не будет ему равных на земле». «Не разрешает мне моя жена, — говорит Дубтах, — не продавать рабыню. Сказа друид через дар пророчества: «Потомство твоей жены будет служить потомству твоей рабыни, ибо принесет рабыня дочь чистую, яркую, так что будет она сиять как солнце среди звезд небесных». Был благодарен Дубтах за радость, ибо небыло у него дочери до того.
Пришли потом домой и принесли благодарность от них обоих. Любовь же Бога к деве была очевидна, ибо пришли два епископа из Британии и Шотландии, по имени Мэл и Мэлху, чтобы пророчествовать о ней и благословить ее. Дубтах приветствовал их, и рабыня омыла ноги им и прислуживала. Жена Дубтаха была грустна и печальна. Спросил епископ Мэл о причине ее печали. Сказала женщина: “Потому что Дубтах предпочитает мне рабыню”. Сказал епископ Мэл: “Естественно, что предпочитает, ибо твои потомки будут служить потомкам рабыни, но будет полезно ее потомство твоему”. Разгневалась она от этого. Тогда к дому Дубтаха случилось прийти филиду8 из Уи Мак Куайс, [возвращавшемуся] со сбора даров9. Когда филид узнал причину гнева женщины, сказал: “Продашь рабыню?”. “Продам, — говорит Дубтах, — ибо мне нужно”. Сказали епископы: “Продай рабыню, но не продавай ребенка”. Так и сделал он. Филид ушел с рабыней. После того как филид пришел к себе домой, случилось там ночью быть человеку с севера, который призывал Господа и молился. И явилось ему пламя и огненный столп в том месте, где была рабыня. Пришел один друид из земли Коналла в дом вышеупомянутого филида. Он купил услуги10 рабыни. Филид продал ему рабыню, но не продал ребенка который был в ее чреве. Пошел друид домой с рабыней.
Вот случилось друиду устроить большой пир для Коналла. Король пришел к нему на пир. Тогда было время рожать жене короля. Среди спутников короля был пророк, и король спросил его: “Когда хорошо будет королеве родить?”. Проговорил друид: “Ребенок, который будет рожден на восходе солнца, ни в доме, ни вне его, превзойдет всех детей Ирландии”. Королеве пришло время рожать до того, и принесла мертвого сына. Тогда же шла рабыня утром на восходе солнца с полным сосудом молока в руках, и когда поставила одну ногу через порог дома, а другая нога была снаружи, вот принесла дочь, то есть святую Бригиту. Омыли служанки святую Бригиту в молоке, которое было у ее матери в руках. Это было в соответствии с достоинством Бригиты, то есть с сиянием и блеском ее непорочности. Сразу после рождения принесли девочку к мертвому сыну королевы, и когда коснулось ее дыхание мальчика, восстал от смерти.
Друид с рабыней и ее дочерью пошел после того в земли Коннахта11, ибо ее мать была из Коннахта, а ее отец из Мунстера12.
Однажды рабыня пошла доить коров и оставила девочку одну спать в доме. Увидели соседи, что дом, в котором спала девочка, объят пламенем, так что вспыхнул огонь от земли до неба. Когда пришли на помощь, не нашли огня, но сказали, что девочка полна благодати Святого Духа.
Как-то друид сидел с рабыней в одном месте, и они увидели, как вспыхнула повязка на голове девочки. Когда же протянули руки, чтобы потушить, огня не было.
Однажды друид спал и увидел трех клириков в сияющих одеждах. Они лили масло на голову девочки, совершая обычным образом обряд крещения. То были три ангела. Сказали три ангела друиду имя девочки. Sancta Brigida, то есть святая Бригита. Друид поднялся и рассказал то, что видел.
Как-то раз слышали, как кричал младенец Бригита и говорил так: Meum erit hoc, то есть это будет моим. Услышал друид это и сказал так: “Будет так, как говорит девочка”, то есть земля будет ее потом, и так и было. Когда услышали об этом жители той земли, изгнали друида из земли, и пошел он к себе в отечество свое.
Святая же девочка, то есть Бригита, была вскормлена пищей, отличающейся от пищи ее ровесников, ибо была …, чем все дети13. Она не ела нечистую пищу, отвергала пищу друида и ее тошнило. Обдумал друид, что было с девочкой. Он решил, что, возможно, его еда была нечистой и испорченной. Тогда назначил доить отдельно для Бригиты красноухую корову14и доверил доить ее набожной женщине. Святая девочка ела, и не тошнило ее.
Вскормлена после того святая девочка, и стала служанкой, и все, на что она клала свою руку, возрастало. Ухаживала за овцами, кормила скот, питала бедных. Когда стала Бригита сильной и взрослой, захотела она пойти навестить свою родину. Послал друид гонцов к Дубтаху, чтобы пришел к своей дочери. Отправились гонцы к Дубтаху и рассказали чудеса и удивительные деяния девочки. Пошел Дубтах и был рад. Друид приветствовал его и отдал девочку ему свободной. Дубтах и Бригита пришли после того в землю Уи Файлги и приемная мать Бригиты с ней. По пути заболела приемная мать и послала Бригиту и другую девочку к одному человеку, который устраивал большой пир, попросить для нее глоток пива. Звали же его Бэтху. Он отказал Бригите. Бригита после того пришла к одному колодцу и наполнила сосуд и благословила, и превратилась (вода) в пиво. Она дала его приемной матери и та сразу выздоровела. Когда же на пир, где ей отказали, пришли гости, но не нашли ни капли.
Однажды отправился Дубтах в поездку и оставил Бригиту со своими свиньями. Пришли к ней два вора и унесли двух кабанчиков из стада. Немного спустя после того, как они ушли, встретил их Дубтах и забрал у них свиней. Потом приходит он к Бригите. “Целы ли свиньи, дочка?” — говорит Дубтах. “Сосчитай”, — говорит Бригита. Сосчитал Дубтах свиней и не было недостачи в них.
Вскоре после того пришел гость в дом Дубтаха, и он был принят. Дали Бригите пять кусков мяса, чтобы сварила (его). Дубтах из дома ушел. Приходит в дом к Бригите голодный пес, полный желания поесть. Бригита из жалости дала ему пятую часть мяса. Пес этим не довольствовался. Бригита дала ему еще кусок. Она думала, что гость спал, но нет. Пришел Дубтах и сказал Бригите: “Ты приготовила мясо? Целы ли порции?”. “Проверь”, — говорит она. Сосчитал Дубтах, и не было недостачи. Поведал гость Дубтаху о том, что сделала Бригита. Пищу ту гости не ели, ибо были неправедны, а раздали бедным и нуждающимся.
Однажды некая верующая женщина пригласила Бригиту идти с ней в долину Лифи15. Там собрался тогда синод Лейнстера16. Епископу Ивару, который был на том собрании, было явлено, что туда идет Дева Мария. Наутро женщина пришла на собрание, и Бригита с ней. Епископ Ивар сказал: “Вот она Мария, которую я видел”. Благословили все собравшиеся святую Бригиту, так что Бригита с тех пор — Мария гойделов17.
После того Бригита пошла навестить свою мать, которая была несвободна. Вот ее мать в болезни перед ней. А была она в хлеву, и было у нее двенадцать коров. Она собирала масло. Со смирением послужила дочь матери и стала приводить [дела] в порядок. Сбитое масло делили на двенадцать частей в честь двенадцати апостолов Господа. Тринадцатую долю, которая была больше всех долей, клали в честь Христа и раздавали бедным и нуждающимся. Ибо говорила [Бригита], что в каждом верующем18 госте — Господь. Это показалось странным пастуху, и он пошел поговорить с друидом. Спросили друид и его жена: “Хорошо ли идут дела у девушки?”. Пришел тогда к коровам. “Хорошо, — говорит пастух. — Я доволен. Телята упитаны”, ибо не осмелился обвинять Бригиту в ее отсутствие. Пошел друид и его супруга к месту, где доили коров, с лубяным коробом в восемнадцать кулаков, чтобы наполнить его маслом. Бригита приветствовала их, омыла им ноги и дала еды. Вот говорит супруга друида Бригите: “Вот пришли мы узнать, дало ли прибыль вверенное тебе. Сколько у тебя масла?”. У нее же не было готового сбитого масла кроме как от одного пахтанья и половины. Тогда Бригита пошла в кладовку и сказала так:
О, мой Король,
Который во всем,
Благослови, о Боже — плач без запрета —
Твоей десницей кладовку мою!
Моя кладовка!
Повелителя светлого кладовка,
Благословил мой Король кладовку,
Есть масло в моей кладовке.
Приди, мой друг, Сын Марии,
Благослови мне кладовку,
Правитель мира до края,
Пусть много будет у нас.
И она взяла половину сбитого масла из задней части кладовки. Посмеялась жена друида и сказала так: “Достаточно этого масла, чтобы наполнить большую меру”. “Наполни вашу меру, — говорит Бригита, — Бог положит что-нибудь туда”. Она ходила в кладовую и каждый раз приносила оттуда по половине масла, читая по стиху из своих стихов, когда шла назад. Если бы дали ей все короба, которые были у мунстерцев, она бы наполнила их все. Друид и его жена удивились чуду, которое увидели. И сказал друид Бригите: “Предлагаю тебе масло и коров, которых ты доила, и ты не будешь служить мне, а послужишь Господу”. Бригита сказала: “Возьми коров и дай мне свободу моей матери”. — “Возьми свою мать свободной и коров. Все, что скажешь, сделаю”.
Бригита раздала коров бедным и нуждающимся. Друид крестился, был верующим и сопровождал Бригиту до своей смерти.
Потом Бригита и ее мать пришли в дом ее отца. Все, что попадало к ней в руки из еды, имущества и скота ее отца, она отдавала бедным и нуждающимся у Господа. Так что ее отец был ею недоволен и захотел продать святую Бригиту. Поехал он в колеснице вместе с дочерью, и сказал он: “Не для чести и не для почета тебя везут в колеснице, а для того чтобы продать работать на мельнице Дунланга сына Энны, короля лайгенов. Когда подъехали к крепости короля, Дубтах пошел в крепость к королю и оставил свой меч в колеснице возле Бригиты. К Бригите пришел прокаженный и во имя Бога просил Бригиту дать ему что-нибудь. Бригита дала ему меч своего отца. Когда Дубтах вошел внутрь, говорит королю: “Купишь у меня мою дочь?”. — “Зачем ты продаешь свою дочь?” — говорит Дунланг. “Не трудно сказать, — говорит Дубтах, — потому что продает мое имущество и раздает его жалким дурным людям”. — “Пусть приведут ее к нам, чтобы мы посмотрели”, — говорит Дунланг. Дубтах пошел к ней. Когда он подошел, посмотрел в колесницу и не увидел своего меча. Он спрашивает Бригиту, что она сделала с мечом. “Дала, — говорит Бригита, — бедному, который пришел ко мне с мольбой”. Сильно разгневался на нее Дубтах за то, что отдала его меч. Когда Бригита предстала перед королем, король говорит: “Почему ты забираешь добро и имущество своего отца и, что еще хуже, зачем ты отдала меч?”. Бригита сказала: “Знает Сын Девы, если бы была у меня твоя власть над всем твоим добром и над всем твоим Лейнстером, отдала бы его Господу всего Происходящего”. Сказал король Дубтаху: “Не годится нам продавать и покупать эту девушку, ибо благородство и достоинство ее в глазах Бога больше наших”. Так спаслась Бригита от кабалы.
Вскоре после того пришел к Дубтаху некий муж знатного рода просить его дочь в жены. Это понравилось Дубтаху и его сыновьям. Бригита же отказалась. Один из братьев сказал ей: “Воистину, бесполезен ясный глаз в твоей голове, если он не на подушке подле мужа”. — “Знает Сын Девы, — говорит Бригита, — не жив он для нас, если несет нам вред!”. Тогда кладет палец под глаз и выдавливает его из головы, так что лежит он у нее на щеке. Когда Дубтах и ее братья увидели это, поклялись не велеть ей идти с мужем, кроме того мужа, который понравится ей самой. Тогда Бригита положила ладонь на глаз, и он сразу стал здоров.
Пошла Бригита и некие девушки с ней принять постриг от епископа Мэла в Телха Миде. Он был рад им. Бригита из смирения оставалась так, чтобы принять постриг последней. Над ее головой поднялся огненный столп до свода церкви. Тогда епископ Мэл сказал: “Иди, святая Бригита, принять постриг прежде других дев”. Случилось там через милость Святого Духа вот что: над Бригитой был прочитано посвящение в чин епископа. МакКайле сказал, что в чин епископа не должна быть посвящена женщина. Епископ Мэл ответил: “Это не в моей власти. От Бога дана Бригите честь превыше всех женщин”. Так что с тех пор преемнику Бригиты ирландцы воздают почести епископа19.
Восьмого числа Бригита родилась, а именно в среду. Восемнадцатого она приняла постриг. В восемьдесят восемь лет она ушла на небо. С восьмерыми Бригита посвящена в исполнение восьми Евангельских блаженств, из которых выбрала Бригита милосердие.
Однажды, когда подошло время празднования Пасхи, пожелала Бригита ради благотворительности сварить пива для многочисленных церквей в округе. Но в то время в Миде не хватало зерна и у Бригиты была лишь одна мера солода20. У людей же Бригиты не было сосудов, лишь два чана21. Они положили солод в один из двух чанов. Другой наполнили пивом. Потом роздано пиво Бригитой по семнадцати церквям Фер Тулах, так что благословением Бригиты одной меры солода хватило от Великого Четверга до Фомина воскресения.
Однажды некий прокаженный пришел к Бригите просить корову. Бригита говорит ему: “Что лучше тебе, забрать с собой корову или исцелиться от проказы?”. Прокаженный сказал, что лучше ему исцелиться от проказы, чем получить царство этого мира. Бригита помолилась Богу и излечила его от проказы. После этого он служил Бригите.
Одна монахиня из людей Бригиты тяжело заболела и просила молока. В то время не было коровы в церкви. Наполнили сосуд водой для Бригиты, благословила она его, и превратилась (вода) в молоко. Дали монахине, и тотчас выздоровела.
Когда же слава о Бригите и признание прошли по Ирландии, пришли к Бригите за исцелением два глухих из Британии и прокаженный, их поводырь. Бригита сказала: “Подождите снаружи, пока мы празднуем”. Но они были нетерпеливы. “Людей своего рода ты исцеляла вчера и не откладывала, а нас не исцеляешь теперь”. Бригита совершила молитву, и тотчас исцелились трое.
Когда завершилось празднование Пасхи, Бригита спросила девушек, не осталось ли чего от празднования Пасхи. Сказали девушки: “Дай Бог”, — говорят они. Тогда две девушки вошли в дом, и у них был полный дромлах22 воды. “Сын Девы знает, как хорошо это!” — говорит Бригита — ей показалось, что это пиво. Как произнесла она это, тотчас превратилось в пиво. Отдали его потом епископу Мэлу и всем остальным девушкам.
В то время настигла Бригиту болезнь глаз и сильно болела у нее голова. Когда услышал об этом епископ Мэл, сказал так: “Поедем вместе, попросим лекаря, чтобы вылечил тебе голову”. Сказала Бригита: “Если бы ты не был так непослушен, мне не нужно было бы никакого телесного лекаря, однако сделаю то, что говоришь”. Когда ехали, упала Бригита с колесницы и сильно ударилась головой о камень, так что пошла кровь. Этой же кровью исцелились две немые женщины, которые были на дороге. Встретился им после на пути лекарь, которого они искали. Когда осмотрел он рану, говорит: “Отныне не ищи другого лекаря, кроме Того, Который тебя вылечил, ибо если бы все лекари Ирландии лечили тебя, не сделали бы лучше”, так что вот так выздоровела Бригита.
Однажды случилось королю Тефы быть на пиру по соседству. В руках у короля был разноцветный сосуд. Один неправедный муж выхватил его из рук короля, так что он упал и разбился. Король Тефы схватил этого человека. Епископ Мэл пошел просить, но ничего не получил от короля кроме угрозы смерти того человека. Епископ Мэл попросил разбитый сосуд и взял его к Бригите. Дунула на него Бригита и обновился его образ так что стал лучше. Взяли его к королю, и заключенный был освобожден. Говорит епископ Мэл: “Не для меня Бог совершил это чудо, а для Бригиты”.
Однажды Бригита пошла к некой девушке, к Бригите дочери Коналла. Водой, которая была полита на ноги Бригиты, когда она пришла, исцелилась одна больная девушка, которая была в доме. Когда же пошла Бригита со своими девушками к трапезе, стала она пристально смотреть на стол. Кто-то спросил Бригиту: “Что ты видишь?”. Бригита сказала: “Вижу демона на столе”. — “Хорошо бы и мне увидеть”, — говорит другая девушка. “Перекрести лицо и глаза”, — говорит Бригита. Перекрестила девушка и увидела сатану на столе, головой вниз, ногами вверх, дым и пламя из глотки и из ноздрей. Сказала Бригита: “Дай ответ нам, дьявол!” — “Не могу, монахиня, — говорит демон, — [оставить] тебя без ответа, ибо соблюдаешь заповеди Бога и милостива к бедным и людям Господа”. — “Скажи нам тогда, — говорит Бригита, — почему пришел к нами к нашим монахиням?” — “Здесь есть одна благочестивая девушка, — говорит демон, — именно ее я сопровождаю, наслаждаясь ее ленью и пренебрежением”. Бригита говорит той девушке: “Положи крест Христов на свое лицо и на свои глаза”. Тотчас положила и увидела девушка ужасное чудовище. Великий страх объял девушку, когда она увидела демона. Бригита говорит: “Почему ты избегаешь воспитанника, которого так долго лелеяла?”. После этого покаялась девушка и исцелилась от демона.
Одна женщина принесла Бригите корзину полную яблок. Там случилось быть прокаженным и просить у Бригиты яблок. Сказала Бригита: “Дай им яблок”. Когда услышала это женщина, взяла корзину яблок и сказала так: “Я принесла яблоки тебе самой, а не прокаженным”. Было досадно Бригите, что препятствуют ей дать милостыню, и она закляла деревья, с которых были взяты яблоки. Когда пришла женщина домой, не нашла ни одного яблока в кладовке, хотя та была полна, когда она уходила. И деревья с тех пор были бесплодны.
Однажды Бригита пошла в Тефу в сопровождении многих людей. Два прокаженных шли за ней и случился между ними спор. Когда один из прокаженных хотел ударить другого, его рука застыла, а рука другого скрючилась. Тогда они покаялись и Бригита очистила их от проказы.
Пошла Бригита в одну церковь в земле Тефы праздновать Пасху. Аббатиса говорит девушкам, чтобы кто-нибудь из них послужил в Великий Четверг старикам и беспомощным больным людям, которые были в церкви. Ни одной из них не нашлось послужить. Бригита сказала: “Я послужу сегодня”. Четверо больных было в церкви: расслабленный, безумный, слепой и прокаженный. Бригита дала четверым отдых и исцелила от всех недугов, которые были у них.
Однажды Бригита пошла погостить в один дом. Случилось уйти всем хозяевам, кроме одного расслабленного и глухого мальчика. Бригита же не знала, что он такой. Пришли в дом к Бригите гости просить еды. Спросила Бригита глухого мальчика, где ключ от кладовки. Мальчик сказал: “Знаю, где он”. Сказала Бригита: “Иди принеси мне”. Он тотчас поднялся и прислуживал гостям.
Вот проходил в Тайльтиу сбор мужей Ирландии, на котором был Патрик и синод Ирландии с ним23. Отправились к нему навстречу Бригита и епископ Мэл и обнаружили сложное дело на собрании, а именно, одна женщина родила ребенка и сказала, что ребенок был от епископа Брона, который был из людей Патрика. Отдали этот вопрос решать Бригите. Спросила Бригита женщину, от кого та зачала ребенка, и велела не произносить лжи. Женщина сказала: “От епископа Брона”. Вздутие и опухоль объяли язык у нее во рту, и не могла произнести ни слова. Бригита положила знак креста на рот младенца и спросила: “Кто твой отец?”. Младенец ответил: “Мелкий низкий человек, который в последних рядах собрания — вот мой отец”. Так что вот так спасен епископ Брон через благодать Бригиты.
Вот пришел человек к Бригите, чтобы пошла освятить новый дом, который был для него построен. Когда он приготовил еду для Бригиты, вот что сказала Бригита своим девушкам: “Не годится нам есть пищу этого язычника, ибо открыл мне Бог, что он еще не крещен”. Когда тот добрый человек услышал это, пронзило ему сердце, и епископ Брон крестил его. После этого Патрик приказал, чтобы ни Бригита, ни ее наследник не оставались без сопровождения священника. Поэтому Нат Фрайх получил сан священника.
В это же время человек с юга Бреги принес на плечах свою мать, чтобы Бригита исцелила ее, ибо она была расслаблена. Он снял ее с плеч и положил в тень Бригиты. Когда попала она в тень, тотчас выздоровела.
В другой раз увидели, что к ним идет Патрик и большой синод с ним. Лассарь24 говорит Бригите: “Что будем делать со множеством, которое идет к нам?” — “Что из еды есть у вас?” — говорит Бригита. “Ничего нет, — говорит Лассарь, — кроме одной овцы, двенадцати хлебов и немного молока”. Бригита сказала: “Хорошо. Будет нам проповедано слово Божие и мы им насытимся”. Когда закончил Патрик проповедь, Бригите принесли делить еду. Она благословила и насытились два народа Божиих, то есть Бригиты и Патрика. И остатков было намного больше, чем того, что было сначала.
Был в церкви Лассари некий муж, жена которого оставила его и не брала ни куска, и не спала с ним. Он пришел к Бригите просить, чтобы жена полюбила его. Бригита благословила для него воду и сказала так: “Полей в отсутствие жены воду на дом и на еду и на ваше собственное питье и на постель”. Когда сделал так, жена очень сильно полюбила его и не оставалась без него, даже на разных половинах дома с ним, но была всегда у одной из его рук. Как-то отправился муж в путь и оставил жену спать. Когда жена проснулась, встала быстро и легко и пошла вслед за мужем, так что увидела его, но между ними простерлось море. Позвала она мужа и говорила, что пойдет в море, если он не придет к ней.
Некая женщина из Уи Мак Уайс пришла к Бригите с просьбой, а была она всегда в бедности до того. Так что Бригита дала ей пояс и сказала, что он излечит любой недуг или болезнь у человека, к которому будет приложен. Так и случилось, и так она зарабатывала на жизнь с тех пор.
Однажды пришли друзья к Бригите на какой-то праздник и принесли с собой подношение. Но оставили они дом без хозяев. Тогда пришли воры и увели быков, которые были в доме. Поднялась на них река Лифи, и положили свои одежды на рога быков. А быки вернулись оттуда в то место, где была Бригита, и одежды с ними.
Еще однажды пошла Бригита в Маг Лемна поговорить с Патриком. Он проповедовал там Евангелие. Вот заснула Бригита на проповеди. Говорит Патрик: “Почему ты заснула?”. Пала Бригита трижды (на землю) и сказала: “Мне было видение”, — говорит она.
“Расскажи видение”, — говорит Патрик. “Я видела четырех пахарей на юго-востоке, которые распахали весь остров. И до того как посев был закончен, созрел урожай. Пришли светлые потоки и сверкающие реки из борозд. Светлые одежды были на пахарях и на сеятелях. Видела четырех других пахарей на севере, они распахали остров поперек. Снова обернулся урожай и овес, который посеяли, вырос и сразу созрел. Темные реки хлынули из борозд. Темные одежды были на сеятелях и на пахарях”.
“Не сложно это, — говорит Патрик. — Четыре первые пахаря, которых ты видела — это я и ты сеем четыре книги Евангелия, сея правду и веру и благочестие. Урожай, который ты видела — это те, кто приходит к правде и вере через наше учение. Четыре пахаря, которых ты видела на севере — это лжеучители и обманщики, которые перевернут учение, посеянное нами”.
Однажды, когда Бригита была в Ард-Махе, шли мимо нее двое, и дромлах воды у них. Они подошли к Бригите за благословением. Упал дромлах позади них и покатился вверх дном от ворот крепости до Лох Лафань. Но не разбился, и не упало из него ни одной капли. Было ясно каждому, что на них благословение Бригиты. Тогда говорит Патрик: “Раздай воду в Ард Махе и в Айртере”. И были излечены все болезни и недуги, которые были в той земле.
Пошла Бригита в землю Фер Рос освобождать заключенного, который был в той земле. Бригита сказала: “Отпустишь со мной на волю заключенного?”. Король говорит: “Даже если бы дала мне все королевство Фер Бреги25, не дал бы тебе заключенного. Но чтобы не ушла ты с отказом, будет дано тебе охранять его одну ночь”. Явилась Бригита в конце дня к заключенному и сказала ему: “Когда снимут с тебя цепи, пой этот гимн и беги направо”. Так и сделал. Заключенный убежал по слову Бригиты.
Однажды пошла Бригита на Слиав Фуать. На горе был одержимый, который постоянно беспокоил общину. Когда монахини увидели это, великий страх и ужас объял их. Говорит Бригита безумному: “Раз оказалась я здесь у тебя, проповедуй нам слово Божье”.
“Не могу, — говорит он, — не послужить тебе, ибо ты милостива к людям Господа, и к бедным, и к несчастным”.
Тогда безумный сказал так: “Люби Господа, монахиня, и тебя все будут любить. Почитай Господа, и тебя все будут почитать. Молись Господу, и тебе все будут молиться”.
Однажды пошел отец святой Бригиты и пришел к королю лайгенов, то есть к Айлилю сыну Дунланга26, просить передать ему во владение меч, данный ему однажды. Пошла Бригита по приказу отца. Пришел раб короля поговорить с Бригитой и говорит: “Если ты освободишь меня от служения королю, я стану христианином и послужу тебе и Господу”. Пошла Бригита в крепость и просила у короля две милости, то есть передать во владение Дубтаха меч и освободить раба.
“Зачем бы мне давать тебе это?” — говорит король.
“Тебе будут даны прекрасные дети, — говорит Бригита, — твоим сыновьям королевство и небеса тебе самому”.
Говорит король: “Я не прошу Царства Небесного, ибо не вижу его. Не прошу королевства моим сыновьям, ибо я сам еще жив, ведь все происходит в свое время. Дай мне долгую жизнь на троне и победу в битвах над половиной Конна27, ибо часты войны между нами”.
“Будет дано”, — говорит Бригита. И это исполнилось, ибо тридцать битв в Эрин1 и девять в Альбе2 было выиграно им по благословению Бригиты. Пришли после его смерти в Лейнстер Уи Нейллы3. Лейнстерцы взяли в битву его тело и тотчас обратили врагов в бегство.
1Эрин — традиционное название Ирландии.
2Альба — традиционное название Шотландии.
3Уи Нейллы — королевская династия, жившая в половине Конна.
Однажды Бригита была со своими овцами на Куррах и видит, бежит мимо нее сын чтения31, то есть это был школяр Ниндид.
“Отчего так неспокоен, сын чтения? — говорит Бригита, — и что так ищешь?”.
“О, монахиня, — говорит школяр, — бегу на небеса”.
“Знает Сын Девы, — говорит Бригита, — счастлив тот, кто отправляется в это путешествие. Ради Бога помолись со мной, чтобы был гладок мне этот путь”.
“О, монахиня, — говорит школяр, — нет отдыха мне, ибо двери небес сейчас открыты, но боюсь, закроются передо мной. Поскольку я задерживаюсь из-за тебя, молись со мной Господу, чтобы легко мне было идти на небеса, и я помолюсь Богу за тебя, чтобы было гладко тебе и привела бы тысячи с собой на небеса”.
Бригита прочитала Pater [Noster] с ним и он стал набожным с тех пор. Именно он дал причастие ей, когда она умирала. Так отсюда произошла в мире дружба сынов чтения с Бригитой. Господь дает им любое совершенное благо, какое они ни попросят через молитву Бригите.
Пошла Бригита к епископу Мэлу, чтобы пришел определить ей место монастыря. Когда пришел после этого в то место, где теперь Кил Дара, случилось там в центре Кил Дара быть Айлилю сыну Дунланга с сотней всадников, у которых были очищенные прутья. От Бригиты же пришли девушки просить прутьев, но он отказал им. Лошади под всадниками упали на землю. Тогда взяли [девушки] у них прутья и жерди, но не поднялись [всадники],пока не пожертвовал Айлиль сотню всадников Бригите. Так что был построен большой дом для святой Бригиты в Кил Даре. Это Айлиль кормил работников и платил им за работу. Бригита завещала Айлилю сыну Дунланга власть над Лейнстером навеки.
Однажды пришли к Бригите двое прокаженных просить милостыню. В общине ничего не было, кроме одной коровы. Бригита дала прокаженным ту корову. Возблагодарил один из прокаженных Господа. Другой же прокаженный был недоволен, ибо был горд. “Подошло бы мне одному владеть этой коровой. До сего дня не был я среди celi D№32, бедняков и немощных. Не буду совместно владеть этой коровой”. Бригита сказала смиренному прокаженному: “Побудь здесь, пока не найдется для тебя что-нибудь. Пусть идет гордый прокаженный с коровой”. Вот пришел к Бригите человек с коровой, и дала смиренному прокаженному. Когда же отправился гордый прокаженный в путь, не мог гнать корову в одиночку, так что пришел назад к Бригите и к другу. Он стал высмеивать и стыдить Бригиту. “Не ради Бога, — говорит он, — дала ты мне дар, но от равнодушия и моей стесненности дала ты мне”. Пошли тогда два прокаженных к Бербе. Поднялась река против них. Смиренный прокаженный спасся с коровой благословением Бригиты. Гордый прокаженный с коровой упал в реку и утонул.
Однажды пришла королева Кримтана сына Энны Кеннселаха короля лайгенов с серебряной цепью в подношение Бригите. На одном конце ее было изображение человека, а на другом конце серебряное яблоко. Бригита отдала ее девушкам. Девушки хранили ее в тайне от Бригиты, ибо она обычно раздавала много добра и отдавала бедным. Пришел к Бригите прокаженный, и она отдала ему цепь без ведома девушек. Когда девушки узнали об этом, сказали с гневом и недовольством: “Мало добра у нас, — говорят они, — из-за твоего милосердия, и сами мы нуждаемся в еде и одежде!”.
“Грешите вы, — говорит Бригита, — идите в церковь, туда, где я молилась, и найдете там цепь”. Пошли по слову Бригиты. Хотя отдана была, нашли ее там.
Однажды пришел король Лейнстера послушать проповедь и отпраздновать Пасху у Бригиты. Когда закончилось празднование, пошел король своей дорогой. Когда пошла Бригита совершить трапезу, говорит Ломан, прокаженный Бригиты, что не будет есть, пока не дадут ему оружие короля лайгенов, копье или щит или меч. Пошел от Бригиты гонец за королем. От полдня до полночи бродил король и не сделали они и тысячи шагов. Так что взял у него оружие и отдал прокаженному.
Однажды Бригита увидела человека, идущего мимо с солью на спине. “Что у тебя на спине?” — говорит Бригита. “Камни”, — говорит человек. “Будут же камни”, — говорит Бригита. Тотчас соль сделалась камнем. Снова идет тот же человек мимо Бригиты. “Что у тебя на спине?” — говорит Бригита. “Соль”, — говорит он. “Будет же соль”, — говорит Бригита. Тот час камень сделался солью по слову Бригиты.
Однажды пришли к Бригите два прокаженных, чтобы исцелиться от проказы. Бригита говорит одному из двух прокаженных, чтобы омыл другого. Он сделал это. “Послужи же, — говорит Бригита другому прокаженному, — и омой другого, как он послужил тебе”. “Но кроме времени, которое виделись, — говорит он, — мы больше не увидимся. Разве справедливо по-твоему, монахиня, что я, здоровый, с моими чистыми членами и в новой одежде буду мыть страшного прокаженного с его темнозелеными отваливающимися членами? Не подходит мне такой обычай”. Бригита же сама омыла несчастного смиренного прокаженного. Говорит гордый прокаженный, который сначала очистился от проказы: “Я чувствую, — говорит он, — как искры огня проникают под кожу”. Наполнился он проказой от макушки до ступней из-за своего непослушания.
Однажды, когда Бригита пошла принять причастие из рук епископа, явилась ей в жертвенной чаше голова козла. Бригита отказалась от чаши. “Почему отказываешься?” — говорит священник. “Голова козла явилась мне там”, — говорит Бригита. Епископ позвал мальчика, который принес переносной алтарь, и велел ему признаться. “Я пошел, — говорит мальчик, — в дом, где держат козлов, украл оттуда жирного козла и съел подобающий кусок от него”. Мальчик раскаялся и совершил покаяние. После этого Бригита пошла к причастию и не увидела видения.
Однажды к Бригите пришли гости. Они были благородны и благочестивы. Это были семь епископов, которые жили на горе, на востоке Лейнстера. Вот приказала Бригита одному из своих людей идти к морю и поймать рыбу для гостей. Человек пошел и взял с собой гарпун, и попался ему тюлень. Всаживает он гарпун и привязывает веревку к своей руке. Тянет тюлень этого человека с собой через море к берегу Британии и, разорвав веревку, оставляет на скалах. Тюлень же вернулся назад и гарпун в нем; море выбросило его на берег по соседству с Бригитой. Рыбаку же Бригиты британские рыбаки дали лодку, когда он рассказал им свою историю. Тогда он пересек море, нашел тюленя на берегу Лейнстерского моря и взял его с собой для гостей Бригиты. Вот так он утром перешел море и, снова перейдя через Британское море, в полдень был у Бригиты. Возвеличили гости и прочие люди имя Господа и Бригиты, видя это чудо, это диво.
Однажды монахиня из людей Бригиты сильно захотела соли. Бригита совершила молитву, так что камни превратились в соль, и монахиня излечилась.
Однажды работник из людей Бригиты рубил дрова. Случилось ему убить ручную лисицу короля Лейнстера. Король схватил работника. Бригита приказала дикой лисице выйти из леса. Она прибежала и по приказу Бригиты показывала трюки и забавляла их и короля. Когда лисица все это проделала, невредимой ушла в лес, а войско Лейнстера, и пешее, и конное, и с собаками гналось за ней.
Однажды к Бригите пришли епископы, но ей нечего было им дать, ибо коров уже доили дважды. Привели коров в третий раз, и у них было больше молока, чем в предыдущее доение.
Однажды собирали урожай работники Бригиты. Полил сильный дождь над всей долиной Лифи, а на их поле не упало ни капли.
Вот еще одно из чудес. Благословила она слепого калеку и дала ему зрение.
Однажды случилось Бригите прийти к вдове, и та заколола для Бригиты теленка своей коровы и сожгла свой навой. Наутро же Господь сделал для Бригиты так, что был цел навой, а корова облизывала своего теленка.
Однажды были Бригита и епископ Эрк в Лейнстере. Бригита говорит епископу Эрку: “Идет между двумя родами битва, и сейчас сражаются”. Говорит ученик из людей епископа Эрка: “Не думаем, — говорит он, — что это правда”. Бригита осенила крестом глаза ученика. Тогда ученик сказал: “Вижу, — говорит, — как убиты мои братья”, и совершил великое покаяние.
Однажды Бригита пасла овец. Пришли к ней воры и украли семь баранов. Когда стадо пересчитали, то обнаружили, что бараны в целости через молитву Бригиты.
Однажды некий муж из общины Бригиты приготовил мед для короля Лейнстера. Когда пришли пить, то не нашли там ни капли, ибо он был выпит перед Бригитой. Встала Бригита на защиту несчастного и благосовила сосуд, и ввесь поностью мед был найден. И было это дивное чудо.
Пришли однажды семь епископов из Уи Бриунь Куалунн из Телах Эспак и нашли Бригиту в одном месте с северной стороны Килдаре. Бригита спросила свою кухарку, то есть Блатнат, есть ли еда у нее. Она сказала, что нет. Бригите было стыдно, что у нее нет еды для святых. Она горячо помолилась Господу, и тогда ангелы сказали ей, чтоб она подоила коров в третий раз. Бригита сама подоила коров, так что наполнили сосуды молоком и полилось молоко через край, и получилось из него озеро там, где Лох Айс, то есть Озеро Молока ныне. Этим возвеличено имя Бога и Бригиты.
Ибо что бы ни просила Бригита у Господа, все ей тотчас было дано, ибо ее желание было насыщать нищих, сострадать всем несчастным. Не было же никого скромнее или благовоспитаннее, или добрее, или смиреннее, или красивее, или праведнее33 Бригиты. Она никогда не мыла в присутствии мужчин ни рук, ни ног, ни головы. Она не поднимала глаз на мужчин. Не говорила без краски на лице. Была воздержанна, невинна, молитвенна. Была терпелива. Была радостна в исполнении заповедей Божиих. Была тверда. Была смиренна. Была милостива. Она была священный ларец для хранения Тела Христова и Крови. Она была храмом Божиим. Ее сердце и ум были престолом для Духа Святого. Была проста и сострадательна к несчастным. Была ярка в чудесах и дивных делах. Имя ее среди вещей, что голубь среди птиц, виноград среди деревьев, солнце среди звезд. Отец Небесный — вот отец этой святой девы. Иисус Христос — вот ее сын. Святой Дух — вот ее воспитатель. Совершила святая дева великие и бесчисленные чудеса и деяния. Это она помогает каждому в беде и в опасности. Это она ослабляет болезни. Это она умеряет гнев и морские бури. Она — пророчица Христа. Она — королева юга. Она — Мария гойделов.
Гимн Бригите создал Колум Килле, он сочинил его во времена Аэда сына Айнмереха. И было это вот по какому случаю. Когда Колум Килле шел по морю, разразилась сильная буря. Это случилось в Кайре Брекан. Он призвал Бригиту, чтобы пришел бриз, и произнес Brigit bi bithmaith34. Или Брокан Клоен сочинил его, тогда же, когда создал Ni char Brigit buadach bith1.Или это трое из людей Бригиты сочинили его в то время, когда ходили в Рим и посетили Палестину. Случилось, что некто из горожан вышел к ним и спросил, не нужна ли им гостиница. Они сказали, что нужна. Тогда он повел их в дом. Но случилось им встретить школяра, идущего из Рима, который спросил, куда они идут и зачем. Они сказали, что в гостиницу. “Как жаль, — говорит он, — ибо этот человек имеет обыкновение убивать своих гостей”. Они же спросили об этом совета школяра. Им в питье был дан яд, но восхвалили Бригиту, чтобы спастись и спели Brigit bi bithmaith и т.д. Они выпили питье с ядом, но оно не повредило им. Когда человек пришел в дом посмотреть, убил ли их яд, увидел, что они живы, и увидел среди них прекрасную девушку. Потом пришел в дом и искал ту девушку, но не нашел. Он спросил их, почему ушла девушка, но они сказали, что не видели ее. Тогда на них надели оковы, чтобы наутро убить их, если не скажут о девушке. Школяр же тот пришел к ним наутро и, найдя их в цепях, спросил их, как спаслись и почему связаны.
1Стихотворение, посвященное святой Бригите.
Возможно, что гимн создал Бренанн. Бренанн же пришел к Бригите узнать, почему морской зверь оказал Бригите честь перед всеми святыми. Когда же Бренанн пришел к Бригите попросить о признании, как она любит Бога, Бригита говорит: “Сначала ты признайся, клирик, а потом я”. Бренанн говорит: “Со дня, когда я принял веру, не прошел и семи шагов, чтобы мой ум не пребывал в Боге”. — “Хорошее признание”, — сказала Бригита. “Скажи же свое, монахиня”, — говорит Бренанн. “Знает Сын Девы, — сказала Бригита, — что с того дня, как положила свой ум на Бога, не взяла от Него”. “Думаю, монахиня, — говорит Бренанн, — правы звери, что оказали тебе честь прежде всех”.
Или Ултан из Ард Брекан36 сочинил этот гимн для восхваления Бригиты. Ибо он был из Дал Конхобар, и мать Бригиты — Бройксех дочь Дал Бронаха — тоже. Он составлен во времена двух сыновей Аэда Слане, ибо это они убили Суибне сына Колмана Мора, ….
Бригита, жена вечно благая, пламя37 золотое искрящееся
Веди нас в вечное Царство, солнце яркое великолепное
Освободи нас, Бригита, от толп демонов
Победи в нас битвы всякого недуга
Разрушь в нас оковы плоти
Ветка цветущая, мать Иисуса
Истинно дева, прекрасная с честью великой
Пусть всегда я буду свободен с моей святой лайгенов.
Один из столпов Царства, с Патриком во главе
Покров славы, Царица Цариц.
Пусть будет на нас власяница в старости.
Излей на нас милость, освободи нас, Бригита.
Многие чудеса и дивные дела совершил Господь для Бригиты таким образом, но никто не мог открыть их число, если только сам Апостол или ангел Божий не являлся и не открывал.
Когда дни Бригиты подошли к концу, после основания и помощи кельям и церквям, и бесчисленным алтарям, в чудесах и дивных деяниях, число которых как морской песок или небесные звезды, после любви к Богу38 и милости, пришел тогда Ниндид Чистая Рука из Рима латинян. Он зовется Ниндид Чистая Рука вот еще почему: он не положил руки на бок, пока читал Pater Noster с Бригитой. Так что он дал Бригите причастие и послал её на небеса. Тело ее пребывает на земле с честью и достоинством и превосходством, с чудесами и дивными деяниями. Ее душа как солнце в Царстве Небесном среди хора ангелов и архангелов. И насколько велика ее честь, настолько больше она будет, когда как горящая лампа поднимется в полноте тела и души в Судный день в единстве с херувимами и серафимами, в единстве с Сыном Девы Марии. Это единство благороднее любого союза, единство Святой Троицы — Отца, Сына и Святого Духа.
Да будет милость Бога Всевышнего Всемогущего через молитву святой Бригиты: заслужим же все этот союз, достигнем и будем пребывать, во веки веков. Аминь.
Перевод с древнеирландского С. Дорогиной
1О древней Ирландской Церкви см. публикации в “Альфе и Омеге”: Святитель Патрик Ирландский. Исповедь (№ 4(7) за 1995 г.); Житие Колума Килле (№ 3(14) за 1997 г.); Е. Милкова. Крещение Ирландии и Ирландская церковь V–IX веков (№ 4(7) за 1995 г.); Т. Михайлова. Святой Колумба Ирландский (№ 3(14) за 1997 г.); см. также: Митрополит Антоний Сурожский. Память всех святых Великобритании и Ирландии (№ 3(25) за 2000 г.); Местночтимые святые Сурожской епархии (Патерик новоканонизированных святых — №№ 1(23) и 2(24) за 2000 г.); Д. Муллинс. Святые Древнего Уэльса (№№ 1(39) и 2(40) за 2004 г.). — Ред.
2В истории ирландского языка условно выделяют несколько периодов: древнейший, архаический древнеирландский, классический древнеирландский, среднеирландский, новоирландский, современный.
4Перевод выполнен с древнеирландского по изданию Lives of saints from the Book of Lismore / Ed. W. Stokes.Oxford, 1890.
5Курсивом выделены слова, написанные в оригинале на латыни.
6Coimdheadh na ndula — букв. ‘Господь идущего’. Издатель Житий из книги Лисмора У. Стоукс дает перевод Lord of the Elements.
7Друиды представлены в Житиях чаще не как сила, противоборствующая христианству, но как признающая его превосходство.
8Филиды — в ирландской традиции поэты, историки и хранители правовой традиции. Они продолжали существовать и в христианские времена, переняв часть магических функций друидов. За это с ними боролась Церковь. В VI веке, как мы знаем, за них вступился Колум Килле, защищая, безусловно, поэтов, а не магов.
9o thochur maine — ‘от собирания сокровищ’. Филиды могли просить любых даров у королей — в случае отказа короля они исполняли глам дицин, песнь поношения, в результате чего король лишался трона, а порой и жизни.
10Не совсем понятно, что имеется в виду. Видимо, существовала практика покупать не раба или рабыню, а их труд.
11Ирландия была поделена на пять частей, пятин: Ульстер, Лейнстер, Мунстер, Коннахт и Миде. Коннахт — северо-западная часть острова.
12Мунстер расположен на юго-западе острова.
13 Слово пропущено.
14В ирландской эпической традиции красноухие животные были обитателями сидов, потустороннего мира. В житийной традиции их потустороннесть переосмысляется, видимо, как особое качество, выделяющее их из мира земного, а, возможно, и как принадлежность к иному миру уже христианской традиции.
15Долина Лифи лежит к северо-востоку от Килдаре.
16Лейнстер — восточная пятина Ирландии. В Лейнстере находится монастырь святой Бригиты Килдаре.
17Гойделы — самоназвание ирландцев.
18irisigh, airisech; возможно, «в каждом праведном госте».
19Аббат монастыря Килдаре был одновременно и епископом. В этом эпизоде, вероятно, отразилось обоснование легитимности такой практики.
20oencriathar bracha — ‘одно решето солода’.
21lothar — “квашня, калка, чан, сосуд для жидкости”.
22dromlach, drolmach — “сосуд для жидкости с двумя ручками”.
23Тайльтиу — место в Миде, центральной пятине Ирландии, где ежегодно проводились праздники и приуроченные к ним ярмарки. Здесь, видимо, имеется в виду именно такой праздник, на котором присутствует синод Ирландии и происходит решение важных церковных дел, в том числе и суд.
24Имя святой Лассари связывают с церквями Келл-Лайсре на юго-западе графства Фермана и Келл-Лайсре в графстве Майо.
25Фер Брег — букв. ‘люди Бреги’, Брега — долина в Миде в центральной провинции Ирландии, к северу от Килдаре.
26Айлиль мак Дунланг — один из лейнстерских королей, потомок легендарного Дунланга, от которого пошла лейнстерская династия Уи Дунланге.
27Кроме пятичастного деления Ирландии существовало и еще одно — на северную и южную части, которые назывались в честь правивших в них легендарных королей половиной Конна и половиной Муга.
28Эрин — традиционное название Ирландии.
29Альба — традиционное название Шотландии.
30Уи Нейллы — королевская династия, жившая в половине Конна.
31Студент, др.-ирл. mac legin — букв. «сын чтения».
32celi De — букв. «слуга Бога», монашеское отшельническое движение.
33cuibdi — букв. «правильнее, гармоничнее».
34Гимн святой Бригите “Бригита, жена вечно благая”.
35Стихотворение, посвященное святой Бригите.
36Ултана из Ард Брекан считают автором одного из ранних, не сохранившихся Житий святой Бригиты.
37В Книге Лисмора bruth — «зарево, отблеск» во всем остальных манускриптах — breo — «пламя»
38desheirc — букв. «боголюбие».