Совсем еще недавно блоги вообще и «Живой журнал» в частности были областью, с которой у некоторых идеалистов могли связываться надежды на более разумное переустройство общества. В наши дни эти иллюзии развеялись, но и окончательный крест на блогах ставить еще рано. О прошлом, настоящем и будущем ЖЖ рассказывает Евгений МАЙЗЕЛЬ.

584902

Прошлое

В 1999 году в интернете появился любопытный сайт — LiveJournal.com (сокращенно LJ). Обладателям специальных пригласительных кодов (каждый пользователь периодически получал некоторое их количество для того, чтобы пригласить своих знакомых) предлагалась удобная возможность завести собственный онлайн-дневник, а также читать как вместе, так и по отдельности дневники других пользователей — читать и комментировать. Записи можно было делать как открытыми для всех, так и видимыми избранной группе лиц и даже только себе одному. Сервис был придуман молодым американцем Брэдом Фитцпатриком и поддерживался при помощи маленькой компании программистов. Спустя два года на сайте появились первые русскоязычные лжеюзеры (LJ-users) — в основном московская, петербургская и зарубежная интеллигенция, по долгу службы много времени проводящая в сети. LJ пришелся настолько впору, что прирост пользователей во всем мире был стремителен. Русские не стали исключением. Уже к 2002 году LiveJournal становится в рунете сайтом для общения номер один. Кроме множества индивидуальных дневников здесь открываются десятки, а позднее сотни дневников коллективных, так называемых комьюнити, сообществ по интересам.

Важно добавить, что сервис был бесплатным, а программный код — открытым для усовершенствования всеми желающими. Те, кому понравились предлагаемые услуги, могли оплатить свой журнал (25 долларов за год, за полгода и менее — меньшие суммы), получив дополнительные удобства. Однако сама оплата была исключительно добровольной — не было ни рекламы, ни прочих маркетинговых хитростей, при помощи которых клиента в сфере обслуживания обычно вынуждают так или иначе купить платный абонемент. Однако, несмотря на эту коммерческую неагрессивность (а может быть, благодаря ей), в русском сегменте практически все известные юзеры были «платными». Внести не бог весть какую сумму на счет службы, столь полезной и деликатной, службы, подарившей каждому столько удовольствия (а разве общение с интересными людьми — не одно из самых главных человеческих радостей?), считалось чем-то само собой разумеющимся. К слову, скоро вошла в моду и оплата чужих дневников нравящихся авторов, зачастую анонимная.

Уже в 2001 году создается так называемая лента рыбака — fif (Fisherman’s friends page), объединяющая все зарегистрированные русскоязычные дневники и позволяющая читать все (находящиеся в открытом доступе и открытые лично для вас, если вы «залогинены») записи всех ЖЖ-авторов в режиме реального времени. Впоследствии именно эта модель ЖЖ как универсального русского интернета в миниатюре приведет к тому, что свои представительства в LiveJournal заведут и российские бумажные СМИ, и иные учреждения Российской Федерации, и многочисленные випы, вплоть до президента Дмитрия Медведева.

Приблизительно в 2002 году самоназвание «Живой журнал» и краткая аббревиатура ЖЖ устанавливаются в качестве русского обозначения LiveJournal (точнее было бы перевести «Живой дневник», но выиграло ЖЖ в пользу большей звучности). В этот период ЖЖ осознает себя сообществом, если угодно — виртуальной общиной. Волонтеры переводят на русский язык нормативные документы LJ, программисты создают приложения для нового сайта и запускают десятки удобных сервисов. Все это делается на чистом энтузиазме, на стремлении поддержать хорошее общее дело. Возникает явление, которое интернет-исследователь Евгений Горный впоследствии справедливо назовет «соборным характером русского ЖЖ» — явлением, между прочим, уникальным в новейшей интернет-истории, то есть свойственным именно русскому сегменту LiveJournal.

Многие отмечали, сколь разительно отличие среднестатистического пользователя LJ в США (стране, лидирующей по числу «лжеюзеров») от среднестатистического пользователя ЖЖ. Первый — это американский подросток 15-20 лет, фиксирующий в дневнике факты своей частной жизни и читающий лишь непосредственных своих знакомых, число которых редко превышает два десятка. Русский блогер, во-первых, старше (средний возраст от 25 до 35 лет), а во-вторых, склонен заводить сразу значительно большее число «френдов» (читаемых авторов), поскольку его принцип «френжения» основан, как правило, на интересе к содержанию дневника и личности автора, а не на факте знакомства с ним или даже на личной приязни. Многие сразу, без разбора подписываются на максимальное число дневников, чтобы то ли читать всех, то ли — что, вероятно, чаще — просто заявить о своем существовании максимально большему числу присутствующих.  В-третьих, русские блогеры предпочитают не столько описывать свою жизнь, сколько обсуждать общественные, политические, культурные проблемы, а также предлагать вниманию публики свои труды — тексты, фотографии и т. д.

Конечно, одной только виртуальной жизнью жизнь блогеров не ограничивается. Возникает явление развиртуализации — встречи в реале тех, кто прежде был знаком лишь по ЖЖ. Организуется множество проектов — культурных, социальных, благотворительных. Присутствие в ЖЖ специалистов из разных областей довольно быстро превращает сайт в источник оперативной инсайдерской информации, а его «густонаселенность» — в инструмент, способный мобилизовать сотни и тысячи человек. Довольно скоро становится очевидным влияние ЖЖ на реальную жизнь — влияние контролирующее, развивающее, общественно и гуманитарно полезное.

Настоящее

Тем не менее с ростом числа пользователей возникают и специфические проблемы. Учащаются конфликты между отдельными пользователями, юзеры все чаще пишут друг на друга жалобы администрации сайта, требуя закрытия неугодных им журналов. Попутно появляются различные попытки размещения скрытой рекламы некоторыми недобросовестными, но популярными пользователями. Упразднение пригласительных кодов в 2005 году еще больше усиливает приток новых юзеров, в разы увеличивая число «дневников-однодневок», создаваемых иногда под рекламные или иные цели, вырастает число «виртуалов» (персонажей-самозванцев) и т. д. Резко возрастает число всевозможного виртуального хулиганья, так называемых «троллей», «подонков», «албанцев», в последнюю очередь беспокоящихся о чистоте и удобстве блогосферы. В этот момент ЖЖ-как-сообщество постепенно начинает проигрывать ЖЖ-как-мета-СМИ с естественной склонностью последнего к сенсациям, провокациям, скрытой рекламе и PR-кампаниям. Но настоящий удар под дых был нанесен ЖЖ в 2006 году, когда Брэд Фитцпатрик неожиданно решил продать свое разросшееся многомиллионное детище сначала одной американской компании (чье название блогерам ни о чем не говорило), а та — спустя некоторое время — перепродала ЖЖ другой компании, на сей раз российской.

В ЖЖ эти сделки была восприняты как гром среди ясного неба. Фитцпатрик, неоднократно утверждавший (и в итоге всех убедивший), что LJ для него лишь развлечение, по сути всегда воспринимался не собственником некоего актива, но лишь — как бы смешно это ни звучало — главой компании из таких же, как он, энтузиастов-разработчиков, чуть ли не бескорыстно помогающих блогерам всего мира. Легенда эта так часто подтверждалась на словах и на деле, что в нее давно уже привыкли верить самые неверующие скептики. Теперь же, с переходом LJ в собственность сначала компании SixApart, а затем и СУПа, до русских блогеров наконец доходит, что создаваемый ими ежедневно контент, оказывается, имеет некий совершенно денежный эквивалент. Они осознают, что их активность на сайте — это помимо прочего еще и капитал, им не принадлежащий. «Не нравится? — отвечали недовольным “реалисты”. — Тогда подите в другое место или создайте свое собственное». Некоторые наиболее сознательные пользователи, кстати, так и поступили, но подавляющее большинство, впрочем, осталось.

Сегодня в LiveJournal зарегистрировано всего около 24 млн пользователей, из них почти 1,3 млн зарегистрировано в России. Среди них множество публичных персонажей, известных ученых, писателей, артистов, политиков. Сегодня здесь имеют свои «представительства» тысячи самых разных компаний учреждений и даже сетевых СМИ. Здесь по-прежнему пишут журналы сотни замечательных авторов, которых всегда интересно читать. И по-прежнему немало мест, где царит человеческая атмосфера. Конечно, есть и много минусов, но сейчас мы не будем на них останавливаться. Важно, что ЖЖ как самоорганизующегося сообщества, к сожалению, больше нет.

Другие

Вдохновленные востребованностью LiveJournal и других аналогичных проектов, в которых «контент генерят» сами пользователи, в середине нулевых стали появляться и другие сайты похожего типа, такие, как американский Facebook, отечественные Odnoklassniki, MoiKrug, VKontakte (является калькой Facebook) и другие. Однако функционируют они скорее как социальные сети, нежели как блоги. То есть эти сайты удобны для того, чтобы размещать о себе разнообразную информацию, искать знакомых и друзей, анонсировать события своей жизни, координировать действия в офлайне. Коммуникация же в них чаще всего сводится к обмену краткими репликами.

Стремительную популярность завоевали и так называемые микроблоги, среди которых лидирует Twitter. За три года с момента основания в 2006 году к осени 2009-го этот сервис набрал порядка 60 млн пользователей, включая многих VIP — например, свои твиттеры имеются и у Барака Обамы, и у Дмитрия Медведева. Фирменная фишка этого сайта — в краткости: дневниковая запись в нем не может превышать 140 символов. Именно беглый СМС-формат и пришелся по нраву многим людям во всем мире. Тем не менее в России Twitter пока еще не составил серьезной конкуренции «Живому журналу»: по данным «Яндекса» на октябрь 2009 года, в Twitter зарегистрировано немногим более 76 тыс. русскоязычных юзеров. Причинами столь сильного отставания от ЖЖ аналитик компании «Финам» Татьяна Менькова считает «слабое развитие, в частности в силу высокой стоимости мобильного интернета». А кроме того, добавляет Менькова, «россиянин предпочитает более вдумчивое общение в полноценных блогах. А для любителей чатов соответствующие сервисы и так представлены на достаточном уровне».

Таким образом, серьезной конкуренции со стороны других сайтов «Живому журналу» пока что не существует.

Про любовь

Толстой в «Войне и мире» на разные лады доказывал, что обыкновенный денщик влияет на события мировой истории в той же мере, что и великие полководцы. Каким станет ЖЖ в будущем, зависит не только от владельцев этого сайта, но и от нас, рядовых его пользователей. Нам в наши дни уже не кажется удивительным, что, зародившись в глубокой провинции среди бедного и малообразованного люда, христианское учение постепенно завоевало весь огромный, цивилизованный и разнообразный языческий мир. Но давайте спросим себя, как это случилось? Благодаря Церкви, а точнее, благодаря первым христианским общинам, которые называли себя по-гречески «экклесия». В эпоху классических Афин (то есть за 500 лет до возникновения первых христианских экклесий) так называли собрание граждан, то есть орган народного городского самоуправления. О роли экклесий замечательно сказал отец Александр Мень: «Если человек хочет совершенствовать свою физическую природу, он может заниматься упражнениями один; если человек хочет совершенствовать свою психическую природу, он может заниматься упражнениями один или под руководством учителя. Если человек хочет идти за Христом — это путь вместе, поэтому слово “экклесия” здесь было употреблено».

Именно дополнительный шанс привлечения и объединения людей доброй воли, и в частности людей верующих и воцерковленных, и дает нам сегодня «Живой журнал» и другие электронные площади для свободной коммуникации. Руководитель пресс-службы Московской Патриархии священник Владимир Вигилянский в интервью порталу Bogoslov.ru высказал наблюдение, что в ЖЖ около 500 русскоязычных блогов священнослужителей, и это «не просто мало, а очень мало, [ведь] в Русской Православной Церкви более 30 тысяч священнослужителей, не считая монашествующих. Таким образом, лишь 1 процент духовенства имеет свой личный журнал в интернете. А если учесть, что каждый из них призван быть миссионером, а читателей блогосферы в РФ более 2 миллионов, то эта аудитория остается совершенно без окормления». Безусловно, добавляет отец Владимир, участие священников в православном ЖЖ — дело новое и к тому же стихийное. Миссионерская роль священников в блогосфере еще не осознана, но, «как любое другое средство коммуникации, интернет нейтрален, и только от нас, авторов и пользователей, зависит, станет ли он языком миссии, свидетельством истины, христианской свободы и любви или превратится в мусорную свалку мелких самолюбий, словоблудия и зложелательства».

Справедливости ради надо добавить, что в ЖЖ сегодня есть замечательные христианские сообщества: например, сообщество православных журналистов ortho_periodics, объединяющее около 250 участников и вдвое больше читателей. Или сообщество, посвященное вопросам церковных правил, — ustav. Созданное три года назад, сегодня оно объединяет свыше 1100 членов. Всего таких православных ресурсов в ЖЖ около сотни. Особое место среди них занимают личные дневники священнослужителей. Важно, что для многих верующих эти журналы — важное средство не только информации, но и общения. И общения не в режиме «привет, как сам?», а вдумчивого, уважительного, иной раз посвященного сложным духовным вопросам. В этом смысле «ЖЖ-батюшка» — это не только удобный виртуальный «амвон» для тех прихожан, которые удалены от тебя и твоего храма иной раз на тысячи километров. Это и уникальная возможность пообщаться со священнослужителем, спросить и получить совет, увидеть, чем живет священник, как он ведет себя в диалоге, как «держит удар» в полемике. Важны и нюансы, по которым опознается человек: на что он обращает внимание, какие мелочи жизни его трогают, все эти мимолетные «опавшие листья», как называл свои заметки Василий Васильевич Розанов. Ведь большинство из нас пересекаются с батюшками лишь в храмах во время службы — а здесь видишь человека и в минуты радости, и скорби, и повседневности. И эта возможность наблюдать за человеком во всем объеме его душевной и духовной жизни имеет огромное воспитательное значение. Образцовым примером такого дневника — и очень личного, и очень человечного, и по-настоящему миссионерского — был ЖЖ покойного отца Даниила (Сысоева), pr-daniil. До сих пор его журнал (закрытый после мученической смерти батюшки для обновлений и комментариев) открыт для всех желающих, и до сих пор мы можем видеть, как день за днем с достоинством держал свой путь отец Даниил.

Забавно, что на давней пресс-конференции, посвященной передаче «Живого журнала» российской компании СУП, новоиспеченный руководитель службы Антон Носик заявил: «ЖЖ — это про любовь… это про сообщество». Но если даже менеджер-предприниматель понимает духовное значение блогосферы (или во всяком случае чувствует его мобилизационный потенциал), не пора ли и всем нам приступить к созданию в интернете той общины, что в «Деяниях апостолов» названа «одной душой и одним сердцем»?

Поскольку вы здесь...
У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.
Сейчас ваша помощь нужна как никогда.
Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее!
Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира.