«Я не думаю с помощью языка»
Думаю, начать мне стоит с того, что вообще такое аутизм. Этот диагноз могут иметь и дети, которые не говорят, и очень талантливые ученые и инженеры.
Это целый диапазон различных черт. Что отличает обыкновенного чудака от человека с синдромом Аспергера, который является легкой формой аутизма? Эйнштейн, Моцарт и Тесла — сегодня бы сказали, что все они имеют расстройство аутистического спектра.
И самое главное, что меня интересует — это то, как дать этим ребятам возможность стать теми, кто изобретет новое.
Прежде всего я хочу поговорить о различных способах мышления. Забудьте о вербальном языке — я думаю образами. Я не думаю с помощью языка. Отличительная особенность аутистического мышления — внимание к деталям. Посмотрите — это тест, в котором необходимо найти большие или маленькие буквы. Аутистический мозг гораздо быстрее находит маленькие буквы.
Нормальный мозг игнорирует детали. Но если вы, например, строите мост, детали очень важны, потому что он просто упадет, если их игнорировать.
Меня беспокоит то, что все становится гораздо более абстрактным. Люди перестают заниматься практической работой.
Меня очень волнует то, что во многих школах отменили уроки прикладного мастерства, а рисование и подобные предметы были как раз теми, которые мне легко давались.
Когда я работала c крупным рогатым скотом, замечала мелкие детали, на которые большинство людей не обращает внимания. Но эти детали пугают скот и заставляют его упираться. Например, флаг, развевающийся перед ветеринарной клиникой. Единственное, что нужно было сделать [чтобы не пугать животных] — это снять этот флаг. Резкие движения, контраст.
В начале 70-х, когда я только начинала, направилась прямиком в загоны, чтобы посмотреть, что окружает скот. Все думали, что это ерунда. Висящая на заборе куртка могла заставить их упираться. Тени, шланг на полу. Никто не замечал этих вещей, например, свисающую цепь.
Google Картинки в голове
Итак, что же такое мышление образами? Это в буквальном смысле фильмы в голове. Мое мышление работает, как Google Картинки. И когда я была маленькой, я не знала, что мое мышление отличалось от мышления других, я думала, что все думают образами. А потом, когда работала над моей книгой, «Мышление образами», начала брать интервью у разных людей о том, как они думают. И была в шоке, когда узнала, что мое мышление сильно отличалось от остальных.
Например, если я скажу: «Представьте себе шпиль церкви», — большинство людей представят некий абстрактный шпиль. Я вижу только конкретные образы. Они всплывают в моей памяти, прямо как Google Картинки. И всплывают они один за одним. А потом я думаю, а как насчет заснеженной церкви или церкви в грозу? И я могу держать этот образ в голове и превратить его в «фильм».
Визуальное мышление явилось неоценимым преимуществом в моей работе по разработкам скотоводческих помещений. Одной из особенностей при разработке таких помещений явилось то, что я могла «тестировать» оборудование в голове, совсем как компьютерная система виртуальной реальности.
Одно из правил, которое я поняла очень рано, так как не была очень общительной — это то, что рекламировать мне нужно свою работу, а не себя. И свои скотоводческие проекты я рекламировала, показывая свои чертежи и рисунки. Другое, что мне помогло, так это то, что в 50-е годы нас учили быть воспитанными. Нас учили тому, что нельзя хватать товары с полок в магазине и швыряться ими.
Итак, когда ребенок в третьем или четвертом классе, вы можете заметить, что у него визуальное мышление, если он рисует с перспективой. Только я хочу подчеркнуть, что не каждый ребенок с аутизмом будет визуальным мыслителем.
Несколько лет назад мне делали томографию мозга, и я, помню, любила шутить о том, что у меня в мозгу проходит гигантская магистральная линия интернета, уходящая глубоко в зрительную зону коры. Это спектральная томография. И моя магистральная линия интернета в два раза больше линии контрольного пациента. Снимок с красными линиями — это мой мозг, а с голубыми линиями — мозг контрольного пациента того же пола и возраста. И на этом снимке моя линия огромна, а у контрольного пациента (голубая линия) — очень короткая.
И некоторые исследования сегодня показывают, что в мышлении людей с аутизмом зрительная зона является первичной.
Также необходимо заметить, что визуальное мышление — это только один из способов мышления. Видите ли, аутистическое мышление имеет тенденцию быть узкоспециализированным. Это люди, одаренные в одной сфере, но не успевающие в другой. Моим слабым местом была алгебра. И мне так и не разрешили заниматься геометрией или тригонометрией. Это было большой ошибкой. Я замечаю, что многим детям нужно пропустить алгебру и перейти сразу к геометрии и тригонометрии.
Сколько информации на пожарном гидранте
Еще один вид мышления — это мышление схемами. Это мышление более абстрактно. Оно, в основном, у инженеров, программистов. Вот пример мышления схемами. Этот богомол сделан из одного листа бумаги — без клейкой ленты, без разрезов. А на заднем плане представлена схема сворачивания бумаги.
Типы мышления: визуальное фото-реалистическое мышление — такие люди, как я; мышление схемами — музыканты и математики. Некоторые из них испытывают проблемы с чтением. Такие же проблемы испытывают дети с дислексией. И также вербальное мышление. Такие люди знают все обо всем.
Еще один вопрос — сенсорные проблемы. Я очень волновалась о вот этом приспособлении на моем лице (имеется в виду микрофон — Прим. ред.). И я специально пришла на полчаса раньше, чтобы его надели на меня и чтобы я могла к нему привыкнуть. И они его немного загнули, так чтобы оно не прикасалось к моему подбородку. Но сенсорная проблема является важной. Некоторых детей беспокоит флуоресцентное освещение, другие чувствительны к звукам. Каждый случай особенный.
Итак, визуальное мышление дало мне возможность понять, как мыслят животные. Задумайтесь: мышление животных сенсорно, а не вербально. Они думают образами. Звуками, запахами. Задумайтесь о том, сколько информации на местном пожарном гидранте. Животное знает, кто там был, когда он там был, является ли он другом или врагом, и можно ли с ним спариться. На пожарном гидранте — огромное количество информации. И это очень подробная информация. И изучение этих подробностей позволило мне очень хорошо понять животных.
Итак, мышление животных (и мое) делит сенсорную информацию на категории. Человек на лошади и человек, стоящий на земле, воспринимаются совершенно по-разному. Например, лошадь, над которой издевался наездник. Она будет совершенно спокойно относиться к ветеринару и мастеру, подковывающему ее, но не потерпит на себе наездника. Или конь, которого избивал тот, кто его подковывал, — он будет очень агрессивен с людьми, стоящими на земле, с ветеринаром, но не будет против наездника. Крупный рогатый скот ведет себя так же. Человек на лошади и пеший человек не являются одним и тем же. Видите ли, это очень разные образы. Задумайтесь о том, насколько конкретно такое мышление.
Такая способность делить информацию на категории дана далеко не всем.
Когда на заводе проблемы с чем-нибудь, зачастую руководство не может разобраться: «Проблема в том, что персонал не обучен? Или что-то не так с оборудованием?» Иными словами, они не могут отделить проблему с оборудованием от проблемы с персоналом. Я замечаю, что многим людям это дается нелегко. Скажем, я определила, что это проблема с оборудованием. Является ли это мелкой неполадкой, которую легко починить? Или вся система разработана неправильно? Многим тяжело в этом разобраться.
Давайте посмотрим на другой пример. Например, решение проблемы безопасности авиакомпаний. Да, я налетала уже миллион миль. Я очень часто летаю на самолетах, и если бы я была членом Федерального авиационного управления, что бы я в первую очередь осмотрела? Хвосты самолетов. Пять смертельных катастроф за последние 20 лет — хвост либо оторвало, либо рулевой механизм в хвосте вышел из строя тем или иным образом. Проще простого — проблема заключается в хвостах. И когда пилоты обходят салоны самолета, знаете что? Они не видят то, что находится внутри хвоста. Знаете, сейчас, когда я думаю обо всем этом, я вспоминаю различные конкретные сведения. Очень конкретные. Видите, мое мышление работает вверх тормашками. Я беру маленькие кусочки и складываю из них картину, как пазл.
А вот лошадь, которая до смерти боялась черных ковбойских шляп. Над ней издевался человек в черной ковбойской шляпе. Но она не имела ничего против белых шляп.
«Давай попробуем нарисовать что-то другое»
Итак, дело в том, что миру нужны различные способы мышления, работающие вместе. И нам нужно работать над тем, чтобы развивать все эти типы мышления. И одна из проблем, которая сводит меня с ума, когда я езжу по конференциям и собраниям по аутизму, это то, что я вижу множество очень умных детей. И они не очень общительны. И никто не работает над тем, чтобы заинтересовать их чем-нибудь вроде науки.
Я не была прилежной студенткой. В старших классах мне не было дела до учебы, до тех пор, пока я не попала на урок мистера Карлока. Он бросил мне вызов: разгадать загадку комнаты с оптической иллюзией. Это затрагивает тему того, что детям нужно показывать интересные вещи. Знаете, мне кажется, что TED следует сообщить во все школы о том, какие отличные лекции тут есть, и что в интернете есть разные классные штуки, чтобы заинтересовать детей.
Дело в том, что мышление можно сделать направленным на размышление и познание. Или запрограммировать его на общение и социальную сферу. И некоторые исследования аутизма показали, что в аутистическом мозгу могут быть дополнительные соединения. Человек может быть одаренным, но сфера общения у него может быть недоразвита. Получается как бы замена мыслительного процесса на общение.
Это эксперимент доктора Брюса Миллера. Он изучал пациентов, страдающих болезнью Альцгеймера, у которых была деменция коры лобно-височной доли головного мозга. Деменция у этих пациентов разрушила языковые участки мозга, и вот эту картину нарисовал человек, который раньше занимался установкой магнитол в машинах.
Ван Гог не разбирался в физике. Но я нахожу очень интересными исследования, которые доказали, что вот эти вихревые образы повторяют статистическую модель турбулентных потоков. Что подводит меня к очень интересной идее, что, может быть, некоторые из математических схем находятся у нас в голове.
Мы должны думать обо всех типах мышления. И мы обязательно должны работать с ними, потому что в будущем нам обязательно понадобятся эти люди [с аутизмом]. И давайте поговорим о трудоустройстве.
Ну хорошо, мой учитель естественных наук заставил меня учиться. Но знаете что? Я тоже работала. Я вижу много умных детей, которые не знают элементарных вещей, например, как приходить вовремя. Меня этому научили уже в восемь лет. Как вести себя за столом на воскресном обеде у бабушки. Меня этому научили в очень раннем возрасте. А когда мне было 13, я работала в магазине портного продавщицей. В студенчестве я проходила производственную практику. Я мастерила различные устройства. И мне пришлось научиться выполнять задания.
Знаете, когда я была маленькой, я не хотела делать ничего, кроме как рисовать лошадей.
И тогда моя мама сказала: «Давай-ка попробуем нарисовать что-нибудь другое». Людям с аутизмом необходимо научиться делать что-нибудь еще.
Скажем, ребенок очень увлекается конструктором Lego. Давайте попробуем научить его строить из него различные вещи. Отличительная черта аутистического мышления — это то, что обычно оно фиксировано на чем-то одном. Например, если ребенок любит гоночные машины, нужно использовать это при обучении математике. Давай выясним, сколько времени понадобится этой гоночной машине, чтобы преодолеть определенное расстояние.
Иными словами, используйте фиксацию ребенка, чтобы мотивировать его. Это просто необходимо.
Детям нужны наставники
Чем могут заниматься дети с визуальным мышлением, когда вырастут? Графическим дизайном, компьютерами, фотографией, промышленным дизайном. Дети со схематическим мышлением — будущие математики, разработчики программного обеспечения, программисты и подобное. А из вербальных мыслителей получаются отличные журналисты. А также артисты. Будучи аутистом, мне приходилось учиться социальным навыкам, например, как играть в пьесе. Тебе просто приходится учиться, как это делать.
Нам нужно работать с такими учениками. И это подводит меня к вопросу о менторах. Знаете, мой учитель естественных наук не был дипломированным учителем. Он был космическим ученым в NASA. Сейчас некоторые штаты начинают делать то же самое — если у тебя есть биологическое или химическое высшее образование, ты можешь прийти в школу и преподавать биологию или химию. Нам нужно это делать. Потому что я замечаю, что хорошие учителя для таких детей все преподают в муниципальных колледжах. Нам нужно набирать таких хороших учителей в старшие классы средней школы.
Еще один вариант, который может быть очень успешным — вашего ребенка могут учить люди, которые ушли на пенсию после работы в отрасли программного обеспечения.
И совершенно не важно, что они учат его устаревшим понятиям, потому что самое главное — это зажечь искру.
Заинтересовать ребенка, включить его мыслительный процесс. И если вы включите этот процесс, ребенок сам выучит все новое.
Детям необходимы наставники. Я не могу до конца выразить, что для меня сделал мой учитель естественных наук. Так что нам нужно обучать этих детей и нанимать их на работу.
Особенность аутистического мышления, типа синдрома Аспергера — это то, что таким людям нужны очень конкретные указания. И если вы возьмете их на стажировку в свою компанию, не говорите просто: «Разработай новое программное обеспечение». Вам нужно дать им гораздо более конкретные указания. «Мы разрабатываем программное обеспечение для телефона, и оно должно выполнять такие-то и такие-то функции. И оно не должно использовать более такого-то количества памяти». Вот примерно настолько конкретно это должно быть.