Жизнь без конца. К 50-летию со дня кончины Е.Л. Шварца
Источник: Страна.ру
Интеллигентным человеком невозможно прослыть, если не читал Пушкина, Лермонтова, Толстого. Но стать образованным человеком невозможно, не полюбив творчества Евгения Шварца. По меркам многотомников «классиков» он творил весьма умеренно: в его багаже порядка 20 пьес, 8 сценариев (некоторые по собственным пьесам). И едва ли наберется по десятку сказок, рассказов, стихов. Но и того достаточно для совершенного бессмертия его имени. Сегодня исполнилось 50 лет со смерти Евгения Львовича Шварца.
Евгений Шварц родился 21 октября 1896 года в Казани в семье медиков.
Шварц очень рано научился читать, мечтал стать «романистом» и, обладая развитым воображением, выдумывал различные истории, иногда пугая самого себя до полусмерти. Но как иначе мог возникнуть Ланселот, спасающий мир от Дракона, или Ученый, победивший призрак Тени?
В конце 1910-х Евгений учился на юридическом факультете МГУ, но, проучившись там два года, решительно отказался от профессии юриста, посвятив жизнь театральному искусству и литературе. Свежеиспеченный артист переехал в Ростов-на-Дону, где поступил в Театральную мастерскую. Помимо театра Шварц работал фельетонистом в провинциальной газете «Всесоюзная кочегарка», где судьба его свела c Николаем Олейниковым, ставшим впоследствии близким другом и соавтором. В 1921 году Шварц приехал в Петроград в составе ростовской театральной труппы.
Некоторое время он работал секретарем у Корнея Чуковского, а в 1923 году начал публиковать свои фельетоны. С 1924 года Шварц жил в Ленинграде, работал в Госиздате под руководством Самуила Яковлевича Маршака, тогда же сблизился с представителями литературного объединения ОБЭРИУ. Человеком в своем кругу слыл гениальным, восхитительным, остроумным.
И все же Евгений Шварц выбирает особый вид творчества – он дарит людям возможность познать самое себя через спектакль, сказку, придуманный мир. Если сделать усилие и суметь разглядеть волшебство мысли за простым театральным действием, увидишь ответы на главные вопросы.
На прошлой неделе по одному из телеканалов показали последнюю версию «Снежной королевы» Ганса Христиана Андерсена, созданной профессионалами из Голливуда. Кай – мечта эмансипированной Герды, картонные улыбки, выхолощенная история и – венец – слегка подпустили дьявольщинки для возбуждения интереса.
Свою «Снежную королеву» придумал когда-то и Евгений Шварц. Конечно, учитывая, что он был советским человеком, и речи быть не могло о том, чтобы Герда, на подступах к царству мертвых, повторяла за своим прообразом, созданным Андерсеном, «Отче наш». Может, поэтому у Шварца появляется Сказочник? Он сопровождает, охраняет, наставляет, но никогда не вмешивается в основной сюжет.
«Снип-снап-снурре, пурре-базелюрре! Разные люди бывают на свете: кузнецы, повара, доктора, школьники, аптекари, учителя, кучера, актеры, сторожа. А я вот — сказочник». И «молодой человек лет двадцати пяти в сюртуке, при шпаге, в широкополой шляпе» выходит на сцену, чтобы начать новую историю про Снежную королеву. Он красивый, мудрый и смелый, он настоящий друг.
А еще Шварцем была создана самая лучшая в мире «Золушка». Такой, как у нас «Золушки» с Эрнестом Гариным больше ни у кого не было, а ведь только точно-одноименных фильмов было снято 15 штук, не говоря о тех, которым дали другие названия. «Золушка» 1947 года рождения с Эрастом Гариным, Яниной Жеймо и Фаиной Раневской каждый раз заставляет сопереживать своим героям: впадать в меланхолию с принцем, злиться на всех вместе с королем. И мечтать о мороженном, о том, чтобы поскорее вырасти, но главное – о любви прекрасного принца.
«Театр Шварца — театральный, он и не пытается подражать жизни, он не зеркало, не отражение, он, в подлинном смысле, — увеличительное стекло. И увеличивает оно до гигантского преувеличения: вдруг, неожиданно для нас, зрителей-читателей, обычные свойства человека становятся сказочными — сказочной верностью, сказочной подлостью и т. д. А попробуйте размасштабьте чувство, только что вами воспринятое из книги или со сцены, и оказывается — это жизнь, каждодневная и простая», вспоминал потом великий Эраст Гарин. И ему можно верить – прочувствовать сказочность, театральность и жизненность писателя актеру посчастливилось, играя в постановках Шварца и в Московском театре сатиры и в Театре киноактера.
А еще можно верить русскому писателю, верному другу Шварца Михаилу Слонимскому, утверждавшему, что «всякое проявление душевной грубости, черствости, жестокости Шварц встречал с отвращением, словно увидел сыпнотифозную вошь или змею, это было в нем прелестно и, главное, воздействовало на согрешившего, если тот был человеком, а не закоренелым тупицей или самолюбивым бревном. Человеколюбцем Шварц был упрямым, терпеливым и неуступчивым».
Так ведь и вправду, в конце каждой пьесы им обязательно будет наказан любой, даже Министр-Администратор («Обыкновенное чудо»), если это человек с установкой: «Весь мир таков, что стесняться нечего. Сегодня, например, вижу: летит бабочка. Головка крошечная, безмозглая. Крыльями — бяк, бяк — дура дурой! Это зрелище на меня так подействовало, что я взял да украл у короля двести золотых. Чего тут стесняться, когда весь мир создан совершенно не на мой вкус. Береза — тупица, дуб — осел. Речка — идиотка. Облака — кретины. Люди — мошенники. Все!»
«Я человек непростой», имел мужество признаться Евгений Львович. И, может, слава Богу, что он был так непрост, чтобы запрятать, замаскировать свою жизненную философию в финальный монолог Короля из «Золушки»: «Ну вот, друзья, мы и добрались до самого счастья. Все счастливы, кроме старухи лесничихи. Ну, она, знаете ли, сама виновата. Связи связями, но надо же и совесть иметь. Когда-нибудь спросят: а что ты можешь, так сказать, предъявить? И никакие связи не помогут тебе сделать ножку маленькой, душу — большой, а сердце — справедливым. И, знаете, друзья мои, мальчик-паж тоже в конце концов доберется до полного счастья. У принца родится дочь, вылитая Золушка. И мальчик в свое время влюбится в нее. И я с удовольствием выдам за мальчугана свою внучку. Обожаю прекрасные свойства его души: верность, благородство, умение любить. Обожаю, обожаю эти волшебные чувства, которым никогда, никогда не придет… КОНЕЦ».