Жизнь и деятельность святителя Феофана Затворника

Инок-богослов святитель Феофан Затворник за святость своей жизни и за бессмертные труды свои может быть назван учителем Русской Церкви.

Родился святитель Феофан, в мире Георгий Васильевич Говоров, 10 января 1815 года в селе Чернавске, Елецкого уезда, Орловской губернии, в семье священника. Первоначальное обучение дано ему было в родительском доме и в духовном училище в городе Ливнах. Затем в 1829 году он поступил в Орловскую духовную семинарию. Отлично окончив семинарию, Георгий Говоров в 1837 году поступил в Киевскую Духовную академию.

15 февраля 1841 года студент Говоров был пострижен в монашество с именем Феофан ректором Академии архимандритом Иеремией 1. 6 апреля того же года ректор Иеремия, в то время уже епископ Чигиринский, викарий Киевского митрополита, рукоположил инока Феофана в иеродиакона, а 1 июля — в иеромонаха.

В 1841 году иеромонах Феофан в числе первых закончил Академию со степенью магистра богословия за курсовое сочинение “Обозрение подзаконной религии” и был назначен ректором Киево-Софийского духовного училища.

7 декабря 1842 года отец Феофан определен инспектором Новгородской Духовной семинарии и преподавателем психологии и логики, а в конце 1844 года его перевели в Петербургскую Духовную академию на должность бакалавра нравственного и пастырского богословия. С 22 марта 1845 года на иеромонаха Феофана возложена должность помощника инспектора Академии, а 3 июля он был назначен членом комитета для рассмотрения конспектов преподаваемых в семинарии учебных предметов.

21 августа 1847 года отец Феофан назначен членом Русской духовной Миссии в Иерусалиме, возглавляемой архимандритом Порфирием (Успенским), известным церковным археологом. В 1854 году Духовная Миссия была отозвана из Иерусалима в Россию. За свои труды и заслуги в Миссии иеромонах Феофан был возведен в сан архимандрита и назначен в Петербургскую Духовную академию бакалавром канонического права, а через полгода — на должность ректора Олонецкой Духовной семинарии. В 1856 году архимандрит Феофан был послан в Грецию на должность настоятеля посольской церкви в Константинополе.

Указом Святейшего Синода от 13 июня 1857 года отец Феофан был назначен на должность ректора Санкт-Петербургской Духовной академии в звании профессора богословских наук. Ему было поручено наблюдение за преподаванием Закона Божия во всех светских учебных заведениях столицы и ее окрестностей.

В июне 1859 года состоялась хиротония архимандрита Феофана во епископа Тамбовского. Хиротония совершена в Александро-Невской Лавре собором епископов во главе с митрополитом Санкт-Петербургским Григорием.

В 1861 году по решению Святейшего Синода епископ Феофан принимал участие в торжестве открытия мощей святителя Тихона Задонского.

22 июля 1863 года он был перемещен на древнюю Владимирскую кафедру.

Епископ Феофан проявил себя ревностным проповедником. Плодом его проповеднических трудов явились публикации его слов, обращенных к Тамбовской и Владимирской паствам.

17 июня 1866 года Преосвященный Феофан, согласно прошению, уволен на покой с правом пребывания в Вышенской пустыни, Тамбовской епархии. С этих пор началась его подвижническая жизнь, продолжавшаяся 28 лет.

Святитель Феофан искал затвора, чтобы беспрепятственно предаться духовно-литературным трудам на пользу Церкви.

После пасхальных дней 1872 года он прекратил всякое общение с людьми и затворился в отдельном флигеле, где принимал лишь настоятеля пустыни архимандрита Аркадия, духовника игумена Тихона и келейника отца Евлампия.

В своей келье епископ-затворник устроил небольшую церковь во имя Богоявления и служил в ней Божественную литургию во все праздничные дни, а в последние 11 лет — ежедневно. В богослужении и молитве, в подвигах телесных и духовных проходила большая часть затворнической жизни Святителя. В свободное от духовных подвигов время он занимался богословскими трудами, писал письма к разным лицам, обращавшимся к нему с недоуменными вопросами, с просьбами о помощи и наставлениях; известно, что Святитель занимался и иконописанием. “Затвор, — по словам профессора А. А. Бронзова, — дал возможность преосвященному Феофану стать глубочайшим христианским психологом. Он дал ему потом возможность поделиться плодами своей мудрости, своих знаний с другими, оставив после себя богатейшее учено-литературное наследство, благодаря которому имя его никогда не умрет в русском обществе” 2.

В период пребывания в Вышенской пустыни были написаны основные богословские труды епископа Феофана Затворника, которые можно подразделить на три вида: нравоучительные, истолковательные и переводческие. За эти труды Санкт-Петер­бургская Духовная академия в 1890 году удостоила его степени доктора богословия.

Передать все, что было написано Святителем, невозможно. “Это может сделать только тот, кто сам прошел всю школу духовного воспитания и роста, выносил, прочувствовал, сделал родным для себя путь нравственного воспитания” 3.

Многообразны предметы и крайне разнообразно содержание литературно-богословского наследия святителя Феофана. Но среди этого разнообразия главной является мысль о христианском спасении. Этот вопрос разрабатывается во всех нравоучительных сочинениях Святителя.

Особенно большое и важное приобретение представляют для православных христиан и богословской науки печатные труды его по христианской нравственности. В них преосвященный Феофан Затворник предстает перед нами не только как великий мыслитель, но и как богомудрый подвижник, предлагающий для руководства учение Святых отцов, предварительно исполненное им в жизни. Высота личности Святителя-затворника позволяет смотреть на его труды как на продолжение и развитие святоотеческого учения с сохранением той же православной чистоты и богопросвещенности. Поэтому его творения по праву цитируются при разрешении многих богословских вопросов, где требуется святоотеческое подтверждение тех или иных положений 4.

Особый вид литературных трудов епископа Феофана представляет его переписка. Со всех концов России поступали в Вышенскую пустынь письма к богомудрому архипастырю. Лучшие современники видели в нем истинного светильника христианства и всей душой стремились иметь с ним духовное общение, проявлявшееся в последнее время в многочисленной переписке. Многие ревностные иноки, религиозная интеллигенция и простой верующий народ составляли большую духовную семью богомудрого Святителя. Нередко почта приносила до 20–40 писем в день. К нему обращались за советом, за разрешением недоумений, у него искали утешения в скорби, облегчения в бедах все, начиная с сановников и кончая самым последним из простолюдинов 5. Святитель чутко улавливал духовные потребности писавшего и, не жалея своих сил, обстоятельно и сердечно разъяснял все вопросы и недоумения. Он как-то особенно умел войти в положение писавшего, и между ними сразу устанавливалась самая близкая духовная связь, при которой жизненные нужды высказывались с полной искренностью и ответственностью.

6 января 1894 года около 4 часов дня епископ Феофан мирно скончался в день престольного праздника своего келейного храма. При кончине Святителя никто не присутствовал. Всю свою земную жизнь он любил уединение и умер наедине с Богом, на служение Которому посвятил себя. Отпевание почившего Святителя-затворника было совершено 11 января епископом Тамбовским Иеронимом при большом стечении духовенства и народа.

После смерти епископа Феофана интерес к его личности и творениям непрестанно возрастал. В год смерти Святителя на страницах “Церковного вестника” было сказано о нем, что “имя его, можно быть уверенным, не угаснет с его кончиною, но будет приобретать все больше известности и славы как имя великого духовного просветителя, умевшего давать ответы на самые насущные вопросы духовной жизни” 6. Христиане прошлого века сразу увидели в его сочинениях всестороннее руководство в духовной жизни.

Преосвященный Феофан в одном из своих многочисленных творений пишет: “Умершие продолжают и на земле жить в памяти живущих через добрые дела свои” 7. Добрые дела богомудрого архипастыря — это прежде всего его письменное наследие, которое называют “путеводной звездой для всех тружеников богословской науки” 8. Реки богомудрых учений и потоки воды живой Христова учения истекли из сердца и ума епископа-затворника. Это нетленное сокровище, драгоценное наследие оставлено всем труженикам богословской науки и всем ищущим путь к вечной бессмертной жизни. В бессмертных произведениях Святителя каждый христианин может почерпнуть для себя все, что необходимо для спасения души. Архипастырь может найти в облагодатствованном церковно-общественном служении святителя Феофана пример ревностного служения Церкви. Богослов в творениях Владыки найдет чистое православное учение по многим актуальным богословским вопросам. Пастырь-проповедник, руководствуясь учением Святителя о духовной жизни христианина, будет достойно вести своих пасомых по пути спасения, а в его гомилетических сочинениях может черпать неиссякаемый материал для своих проповедей. “В творениях Святителя-затворника для каждого возраста духовного, для каждой степени образования есть своя духовная пища, своя наука, свое доступное учение, начиная от млека до твердой пищи, от азбуки духовной жизни до высшей мудрости духовной, доступной уже только совершенным” 9. Особенно большое значение имеют эти труды для иночества, представляя совершеннейшие образцы иноческой жизни и давая мудрое руководство для нее.

Служение Святителя словом назидания не прекратилось с его кончиной. Учение о духовной жизни христианина, изложенное им в его творениях, служит спасению христиан всех последующих поколений. Руководствуясь в своей духовной жизни его богопросвещенными творениями, каждый христианин может с помощью Божией унаследовать вечную жизнь.

В 1988 г. преосвященный Феофан Затворник был прославлен Русской Православной Церковью в лике святых. Мы верим, что ныне святитель Феофан, принадлежа уже к Церкви торжествующей, на небесах сущей, возносит свои молитвы за всех духовных чад своих. А чадами его являются все те, кто в своей духовной жизни руководствуется его творениями и почитает его память.

Примечания

  1. Преемник архимандрита Иннокентия по ректорству, отличался строгим аскетизмом; скончался в 1884 году на покое в сане архиепископа Нижегородского.
    © Подготовка текста. “Альфа и Омега”, 1999
  2. Странник. Т. 2. Ч. 2. 1905. — С. 593.
  3. Преосвященный Феофан, бывший епископ Владимирский, как нравоучитель // Русский паломник. 1894. Январь. № 4. — С. 50.
  4. Сарычев В. Учение о благодати в трудах епископа Феофана Затворника. Машинопись. МДА. Загорск, 1952. — С. 7.
  5. Слово при погребении епископа Феофана, произнесенное ректором Тамбовской семинарии протоиереем П. Соколовым // Протоиерей М. Хитров. Преосвященный Феофан, затворник Вышенский. М., 1905. — С. 206–207.
  6. Преосвященный Феофан как писатель-богослов // Церковный вестник. 1894. № 4. — С. 51–52.
  7. Архимандрит Клавдиан. Преосвященный Феофан, Вышенский затворник //
    ЖМП. 1953. Январь. — С. 54.
  8. Кротков А. Святитель Феофан Затворник.
    М., 1899. — С. 9.
  9. Из речи Преосвященного Никандра, епископа Нарвского, произнесенной на торжественном собрании членов “Общества распространения религиозно-нравственного просвещения в духе Православной Церкви” в память епископа Феофана
    // Прибавление к Церковным ведомостям. 1894. Февраль. № 8. — С. 254.
Поскольку вы здесь...
У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.
Сейчас ваша помощь нужна как никогда.
Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее!
Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира.