Архиепископ Амвросий (в миру Алексей Осипович Ключарев) родился 18 марта 1820 года в семье священника Иосифа Петровича Ключарева. Род Ключаревых был широко известен в городе Александрове Владимирской губернии и за его пределами: около двух веков Ключаревы из поколения в поколение священствовали здесь. Отец Алексея Ключарева, ревностный священнослужитель, пользовался всеобщим уважением среди духовенства и мирян.
Начатки образования преосвященный Амвросий получил дома под руководством родителей, подготовивших его к поступлению в духовное училище. Десятилетним мальчиком Алеша Ключарев был определен в Переславское духовное училище, которое успешно окончил в 1834 году вторым учеником по разрядному списку. Следующей ступенью его духовного образования стала Вифанская духовная семинария, основанная Московским митрополитом Платоном. Здесь Алексей Ключарев учился в течение шести лет (1834–1840) и обнаружил незаурядные способности, был усерден, “весьма благонравен”. Вифанскую семинарию он окончил по первому разряду, вторым по списку, и как лучший из воспитанников был направлен для продолжения богословского образования в Московскую Духовную Академию.
Это было время ее расцвета. Во главе Академии и в составе ее профессоров находились люди, оставившие по себе славную память в истории Русской Церкви. Ректором Академии был известный догматист-богослов и церковный историк архимандрит Филарет (Гумилевский)1, инспектором, а потом и ректором, при котором Ключарев окончил Академию, — архимандрит Евсевий (Орлинский)2, видный богослов и проповедник, а цвет профессуры Московской Академии составляли выдающиеся богословы А. В. Горский, П. С. Делицын, Е. В. Амфитеатров, И. Н. Анчиков. Особо следует назвать имя Ф. А. Голубинского, оказавшего на Ключарева самое благотворное влияíèå.  ÷èñëå äðóçåé Êëþ÷àðåâà ïî Àêàäåìèè áûëè Ñåðãåé Ëÿïèдевский3, Сергей Смирнов4, Димитрий Кастальский5, Стефан Зернов6 и др.
На всю жизнь архиепископ Амвросий сохранил чувство глубочайшего уважения к своим наставникам. Московская Академия была дорога его сердцу. “Он любил академию. Он благоговел к памяти своих бывших профессоров. Существовавшие в его время академические порядки он признавал безупречными и вполне рациональными в целях воспитания юношества. В них царил дух Филарета; они были делом его великого ума. Из уст преосвященного Амвросия никогда не исходило слово осуждения в отношении к условиям академического воспитания в его время. Но больше всего ему нравилась простота и искренность в отношениях профессоров и студентов”7.
По окончании Московской Академии А. О. Ключарев, как один из первых магистров8, назначен был в Вифанскую духовную семинарию преподавателем логики, психологии и латинского языка, а в 1845 году, по утверждении в степени магистра богословия, получил звание профессора; с 1847 года на него было возложено также преподавание патристики. Пребывание Алексея Осиповича в Вифанской семинарии было непродолжительным (1844–1848 годы), но он оставил по себе память как отличный преподаватель и талантливый проповедник. Сложные научные вопросы он умел излагать с необыкновенной ясностью, лекции его были живыми и увлекательными.
23 октября 1848 года священнику Алексею Ключареву было предоставлено штатное место в московском Рождественском девичьем монастыре. В начале 1849 года митрополит Филарет назначил его настоятелем Казанской, что у Калужских ворот, церкви, в которой он прослужил почти тридцать лет.
“Боговдохновенный пастырь был нравственным центром, объединявшим пасомых в духовный союз”9. В различных кругах московского общества он пользовался известностью даровитого и глубокомысленного церковного проповедника, духовника, законоучителя и духовного наставника. Как пишет профессор МДА И. Н. Корсунский, “он стяжал себе имя Замоскворецкого Златоуста”10.
Светская печать отдавала должное учености и разносторонней образованности А. О. Ключарева. Ему были предоставлены страницы “Московских ведомостей”. Проповеди А. О. Ключарева печатались в журнале “Домашняя беседа” и в других светских периодических изданиях. О популярности отца Алексия Ключарева как проповедника-публициста можно судить по отзыву, помещенному в 1872 году в журнале “Домашняя беседа”: «Мы весьма редко и неохотно помещали в “Домашней беседе” слова и поучения, — писал издатель Виктор Иванович Аскоченский, — но все, что выходит из уст и из-под пера знаменитого московского проповедника отца протоиерея А. О. Ключарева, само собою просится на возможно широкое распространение. Это — один из достойных делателей нивы Христовой, о послании которых миру современному молит он сам Господа Бога»11.
Ко времени служения отца Алексия на приходе относится организация им издания церковно-общественного журнала “Дуøåïîëåçíîå ÷òåíèå”, èçäàòåëåì è ðåäàêòîðîì êîторого он состоял в первые шесть лет его существования (1860–1866). Статьи, помещавшиеся в то время в “Душеполезном чтении”, отличались живостью, современностью, прекрасным изложением: журнал пользовался заслуженной популярностью среди любителей религиозно-нравственного чтения. “С выходом журнала в свет имя отца Ключарева сделалось еще более популярным: благодаря журналу с мыслями и пером замечательного церковного деятеля могли ознакомиться уже и все любители духовного просвещения. По своим богословско-научным воззрениям отец Алексий представлял образ вдохновенного мудреца, соединявшего в себе строгость истинного Православия с искренним уважением к науке, религиозное воодушевление и строгость научной мысли, всестороннюю ученость и способность к глубокой критике”12.
Митрополит Филарет высоко ценил дарования и труды отца Алексия Ключарева, писавшего впоследствии: “Почти сорок лет я смотрел с благоговением на великого архипастыря. До самой кончины его я видел от него только милости, доверие, откровенность, какую позволяли ему его положение и характер”13. При преемнике его митрополите Иннокентии (Вениаминове) протоиерей Ключарев стал одним из самых близких сотрудников Московского Владыки по епархиальному управлению14. Митрополит Иннокентий утвердил его членом-делопроизводителем Православного Миссионерского общества (1870), а затем — председателем Комитета по устройству Московского епархиального училища иконописания (1871). Впоследствии (1873) он был избран председателем Совета и смотрителем училища. В 1874 году протоиерей Ключарев назначен был председателем Комитета по составлению особого фонда для духовных училищ Московской епархии15. 7 ноября 1877 года отец Алексий, следуя советам митрополита Филарета и Иннокентия, принял монаøåñòâî ñ èìåíåì Àìâðîñèé, â ïàìÿòü ñâÿòèòåëÿ Àìâðîñèÿ Ìедиоланского, а 8 ноября был возведен в сан архимандрита и назначен настоятелем Богоявленского монастыря16.
Через два месяца, 15 января 1878 года, в Петербурге сонмом русских архипастырей во главе с митрополитами Новгородским и Санкт-Петербургским Исидором, Киевским и Галицким Филофеем, Московским Иннокентием, архиепископами — Литовским Макарием, Варшавским Леонтием и другими епископами архимандрит Амвросий был хиротонисан во епископа Можайского, викария Московской епархии17.
Для преосвященного Амвросия открылось еще более широкое поле деятельности. После смерти митрополита Иннокентия (1879) и до прибытия в Москву новоназначенного митрополита Макария (Булгакова), преосвященный Амвросий управлял Московской епархией. Он был старшим викарием Московским до самой кончины митрополита Макария (Булгакова) (1882), а в дальнейшем занял самостоятельную Харьковскую кафедру18.
Столичное общество с сожалением прощалось с преосвященным Амвросием. Профессор И. Н. Корсунский писал, что проводы показали, “как тонко понимала и высоко ценила Москва своего энергичного церковно-общественного деятеля и талантливого проповедника”19.
26 октября 1882 года преосвященный Амвросий в последний раз служил литургию в Богоявленском монастыре и произнес прощальное слово на тему “Мир оставляю вам, мир даю вам”20.
Итогом московского периода проповедничества Владыки было издание второго сборника его избранных проповедей.
Прибытие преосвященного Амвросия в Харьков 30 октября 1882 года вылилось в большое церковное празднество, в котором приняли участие харьковское духовенство во главе с викарием Харьковской епархии Преосвященным епископом Вениамином, администрация духовных школ, члены консистории и множество народа.
Преосвященный Амвросий вступил на кафедру Харьковских архиереев в 62-летнем возрасте, но был полон духовных сил. “Проповеди его харьковского периода, — пишет один из биографов святителя, — имеют темы опять новые, сравнительно с прежними, но не менее прежних важные и глубоко поучительные для современного общества. В них также затрагиваются самые живые струны общественной жизни, самые тонкие и неуловимые для обыкновенного, заурядного взгляда черты духовного склада и характера современного общества”21. Преосвященный Амвросий развивает на новом месте разностороннюю церковно-общественную деятельность по управлению епархией: он благоговейно совершает богослужения, проповедует Слово Божие, вводит единообразие в церковном пении, ориентируясь на московскую традицию.
Преосвященный основал в Харькове (1884) богословско-философский журнал “Вера и разум” с “Листком для Харьковской епархии”, заменившим прежние “Епархиальные ведомости”.
В журнале сотрудничали видные профессора духовных академийи университетов — В. Д. Кудрявцев-Платонов, П. И. Линицкий, И. Н. Корсунский, В. П. Бузескул,В. К. Надлер, И. В. Платонов, А. Н. Хайницкий, М. А. Остроумов, А. С. Лебедев и др.22.
По инициативе преосвященного Амвросия в Харькове были открыты воскресные внебогослужебные собеседования. Для борьбы с расколом и сектантством с разрешения Святейшего Синода Преосвященным был учрежден Миссионерский Совет.
В 1886 году владыка Амвросий был возведен в сан архиепископа23.
17 ноября 1898 года харьковское епархиальное духовенство, представители правительственных, общественных и сословных учреждений, ректор и профессора университета, множество народа торжественно отметили пятидесятилетний юбилей служения выдающегося архипастыря в священном сане.
В адрес юбиляра со всех концов России были получены приветственные телеграммы; прежде всего от членов Святейшего Синода и многих архипастырей Русской Православной Церкви, а также от Московской Духовной Академии, от видных деятелей Церкви, профессоров и ученых России; в посланиях выражалось признание заслуг и подчеркивалось значение трудов архиепископа Амвросия для Русской Церкви и русского общества24.
18 марта 1900 года высокопреосвященному Амвросию исполнилось 80 лет. Этот юбилей Владыка отметил скромно, в кругу близких ему лиц, но замечательная дата вызвала горячий отклик общественности, посвятившей любимому пастырю ряд статей.
В последние дни своей жизни святитель особенно часто повторял предсмертные слова святого Иоанна Златоуста: “Слава Богу за все”25.
Первый год нового столетия был последним годом жизни знаменитого витии.
Утром 1 сентября 1901 года Владыка почувствовал себя нездоровым и послал за духовником, который приобщил его Святых Тайн. Прибывшие врачи констатировали у Владыки кровоизлияние в мозг. Вечером 1 сентября над болящим Владыкой было совершено таинство Елеосвящения епископом Иннокентием, викарием Харьковской епархии.
Кончина Преосвященного последовала 3 сентября26.
Отпевание почившего архипастыря было совершено 7 сентября митрополитом Московским и Коломенским Владимиром и епископом Сумским Иннокентием в сослужении многочисленного духовенства в кафедральном соборе г. Харькова.
Лишь только сомкнулись навеки уста вдохновенного проповедника, как в ответ на его блаженную кончину раздалась проповедь народа о нем как признание его высоких заслуг пред Русской Православной Церковью, Отечеством и народом.
Московская Духовная Академия называла его великим святителем Русской Церкви27. Киевская Духовная Академия почитала его как “славного архипастыря Церкви Российской, мудрого учителя, Православия охранителя”28, Казанская Духовная Академия “оплакивала горестную утрату великого столпа Российской Церкви, мудрого поборника веры и благочестия, верного и талантливого служителя Слова Божия”29.
Профессор МДА А. И. Введенский в статье, опубликованной “Московскими ведомостями”, посвященной памяти архиепископа Амвросия, называл покойного Владыку “стражем христианского просвещения”30, а основанный им журнал “Вера и разум” — “Компендиумом христианской философии, который должен служить неистощимым источником философского знания для каждого ума, проникнутого жаждой христианской философии”31.
Газета “Южный край” писала о высокопреосвященном Амвросии: “Заслуги святителя Амвросия громадны и никогда не будут забыты историей Харьковской епархии, как они не будут забыты и в истории Русской Церкви, и в истории русского просвещения <…> Святитель Амвросий поистине был светильником второй половины XIX è íà÷àëà XX âåêà, è ñâåòèëüíèêîì íå òîëüêî ðàçóìà, íî òàêæå Öåðêâè è Âåðû”32.
В слове при погребении почившего Владыки профессор Харьковского университета протоиерей Тимофей Буткевич, характеризуя проповедничество преосвященного Амвросия, говорил: “Его голосу внимала вся Россия, его проповеди и речи были читаемы в самых отдаленных уголках нашего обширного Отечества и — не только православными, но и иноверцами”33.
В своих взглядах на проповедническую деятельность архипастырь разделял убеждения великого своего учителя — митрополита Московского Филарета34.
Главным предметом проповеди преосвященного Амвросия был современный человек во всей полноте его богозданной природы. “Церковная проповедь, — говорит преосвященный Амвросий, — должна иметь дело с живыми людьми: отвечать на их вопросы, удовлетворять их потребностям, сочувствовать их радостям и печалям”35. Характерной чертой проповедей Преосвященного является объективность в изображении явлений, спокойная и беспристрастная оценка их. “Миросозерцание преосвященного Амвросия, как церковного оратора, — пишет исследователь его проповеднических трудов, — чрезвычайно оригинально, особенно если сопоставить его взгляды с воззрениями других проповедников.
В его проповедях глубина содержания сочетается с изящнейшей формой, в которых отражается личность проповедника, его живая и глубокая мысль, его национальное самосознание. В этом отношении Преосвященный является удивительно типичным, в духе Православия и народности, пастырем Церкви, верным сыном своей отчизны”36.
Преосвященный Амвросий — глубокий психолог. Психологический аспект проповедей преосвященного Амвросия составляет душу его проповеднического таланта, а нравственно-учительный характер определяет их содержание.
У преосвященного Амвросия нет проповедей чисто догматического характера. “Он отдает предпочтение вопросам христианской нравственности, и личной, и общественной, подвергая строгой критике, с точки зрения христианского мировоззрения, погрешности и заблуждения в этой области”37.
Сам преосвященный Амвросий говорил: “Я по опыту знаю, что догматическое учение можно излагать с пользою для простых, только взявши предмет частный, одну мысль и изъясняя ее всеми способами, выводами, приложениями, примерами, сравнениями и т. п., как делал святитель Тихон Воронежский — единственный народный учитель наш”38.
То же следует сказать и о сочинениях преосвященного Амвросия об аскетизме. “Судя по себе, — говорит он, — я заключаю, что они хорошо расшевеливают засыпающую совесть и пристыжают леность и мирянина”39. Свой взгляд на аскетизм он высказал в 1869 году в проповеди, произнесенной в Московском Успенском соборе. В ней излагается христианское учение об аскетизме, опровергаются все обычные возражения против него и указывается его незаменимое значение для развития нравственной жизни народов. “Аскетизм, как проявление нравственной силы, — говорит проповедник, — обличает примером подвижников человеческие слабости и малодушие, а в высоких достоинствах их открывает высшие стороны человеческой природы и тем возбуждает соревнование и подражание. Нет сомнения, что несколько истинных аскетов в состоянии освежить и обновить умственную и нравственную жизнь многих испорченных людей, и умножение их надобно почитать притоком нравственной силы, которая дает великих деятелей во всех отраслях жизни, способных восстановлять целые народы”40.
Настольной книгой проповедника стал замечательный труд преосвященного Амвросия “Живое слово”. Это совершенно оригинальное гомилетическое исследование, представляющее собою опыт соединения теории и психологии проповеднического творчества и гомилетического искусства в целом.
“Живое слово” исследует вопрос о том, чем должна быть современная проповедь, дает множество полезных советов и указаний, заслуживающих глубокого внимания.
Имя архиепископа Амвросия никогда не умрет в церковном сознании русского народа. На нас лежит долг изучать труды этого архипастыря и делать их достоянием возможно большего числа людей.
Список трудов Преосвященного Амвросия,
вышедших отдельными изданиями
1. Слово о современной проповеди, произнесенное 4 апреля в московском Успенском соборе протоиереем А. Ключаревым. М., 1872. 14 с.
2. Несколько проповедей протоиерея Алексия Ключарева. М., 1873. 231 с.
3. Слово о правах совести протоиерея Алексия Ключарева. М., 1876. 12 с.
4. Московская церковная кафедра. Проповедь епископа Амвросия. М., 1879. 15 с.
5. Проповеди Амвросия, епископа Дмитровского, викария Московского, за последние годы его служения в Москве 1873–1882. М., 1883. 336 с.
6. Слово преосвященного Амвросия, епископа Харьковского, об удовольствиях. Харьков, 1884. 12 с.
7. Речь преосвященного Амвросия, епископа Харьковского, к студентам Харьковского Технологического института. Харьков, 1885. 7 с.
8. Слово преосвященного Амвросия, архиепископа Харьковского, о христианском прогрессе. Харьков, 1890. 17 с.
9. Слово преосвященного Амвросия, архиепископа Харьковского, по освящении храма в Харьковской третьей мужской гимназии. Об участии мирян в деле церковного учительства. Харьков, 1893. 20 с.
10. Проповеди преосвященного Амвросия, архиепископа Харьковского, произнесенные во время служения его в Харьковской епархии 1882–1894. С приложениями. Харьков, 1895. 672 с.
11. Амвросий, архиепископ Харьковский. О делателях на жатве Божией. Речь, произнесенная в актовом зале Харьковской духовной семинарии 18 марта 1901 года. М., 1901. 32 с.
12. Архиепископ Амвросий. Евангельское повествование об исцелении Господом десяти прокаженных. Харьков, 1902. 27 с.
13. Архиепископ Амвросий. Об обязанности каждого православного христианина поучаться в слове Божием. Харьков. 1902. 51 с.
14. Полное собрание проповедей Высокопреосвященнейшего архиепископа Амвросия, бывшего Харьковского. Харьков, 1902. Т. 1. 205 с.; Приложение к 1-му тому. 416 с.; Т. 2. 274 с.; Т. 3. 558 с.; Т. 4. 371 с.; 1903. Т. 5 (дополнительный). 494 с.
15. Архиепископ Амвросий. Живое слово. Харьков, 1892. 133 с.
1Скончался в сане архиепископа Черниговского в 1866 г.
2Впоследствии архиепископ Могилевский.
© Подготовка текста. “Альфа и Омега”, 2001
3Митрополит Московский, скончался 11 февраля 1898 г.
4Будущий профессор и ректор Московской Духовной Академии (†1889).
5Профессор Казанской Духовной Академии, скончался в сане протоиерея в Москве, в 1892 г.
6Впоследствии профессор МДА, скончался в сане протоиерея в Москве, в 1886 г.
7Протоиерей Т. И. Буткевич. Высокопреосвященный Амвросий, архиепископ Харьковский. Биографический очерк. Харьков, 1902. С. 22.
8Магистерское сочинение было написано на тему “Преосвященный Тихон I, åïèñêîï Âîðîíåæñêèé è Åëåöкий”.
9Багрецов Л. Последние дни жизни Высокопреосвященнейшего Амвросия, архиепископа Харьковского и Ахтырского, его кончина, перенесение тела из Всехсвятского в харьковский кафедральный собор, отпевание его и погребение // Âåðà è ðàçóì. 1901. ¹ 18. Ñ. 401.
10Корсунский И. Н., проф. МДА. Высокопреосвященный Амвросий, архиепископ Харьковский. По случаю 50-летнего юбилея его священства. М., 1899. С. 41.
11Там же. С. 4.
12Багрецов Л. Указ. соч. С. 403.
13Архиепископ Харьковский Амвросий. Воспоминания о приснопамятном святителе Филарете, митрополите Московском // Ïðèáàâëåíèå ê Öåðêîâíûì âедомостям. 1897. Ìàðò. ¹ 11. Ñ. 396, 400.
14Митисов И. Высокопреосвященнейший Амвросий, архиепископ Харьковский и Ахтырский // Православный собеседник. 1901. Октябрь. С. 518–519.
15Багрецов Л. Указ. соч. С. 403.
16Голубинский Д., проф. Памяти архиепископа Харьковского Амвросия. М., 1902. С. 4.
17Корсунский И. Н. Указ. соч. С. 20.
18Митисов И. Указ. соч. С. 521.
19Корсунский И. Н. Указ. соч. С. 23.
20ПротоиерейТ. И. Буткевич. Указ. соч. С. 129.
21Корсунский И. Н. Указ. соч. С. 44–45.
22Протоиерей Т. И. Буткевич. Указ. соч. С. 195.
23Багрецов Л. Указ. соч. С. 405.
24Пятидесятилетний юбилей Высокопреосвященного Амвросия, архиепископа Харьковского и Ахтырского. Харьков, 1898. С. 13–86.
25Слово при погребении Высокопреосвященного Амвросия, архиепископа Харьковского и Ахтырского, произнесенное в харьковском кафедральном Успенском соборе 7 октября 1901 года профессором богословия протоиереем Т. Буткевичем // Вера и разум. 1901. № 17. С. 325.
26Протоиерей Т. И. Буткевич. Указ. соч. С. 348.
27Багрецов Л. Указ. соч. С. 432.
28Там же. С. 433.
29Там же.
30Там же. С. 439.
31Там же. С. 440.
32Там же. С. 441–442.
33Слово при погребении Высокопреосвященного Амвросия… С. 322.
34Корольков А. Светильник Церкви Христовой. Памяти Высокопреосвященного Амвросия, архиепископа Харьковского // Странник. 1901. Ноябрь. С. 5.
35Корсунский И. Н. Указ. соч. С. 46.
36Корольков А. Указ. соч. С. 4.
37Там же. С. 9.
38Протоиерей Т. И. Буткевич. Указ. соч. С. 53.
39Там же. С. 72.
40Несколько проповедей протоиерея Алексия Ключарева. М., 1873.