Жизнь и смерть протопресвитера Фомы Хопко
18 марта скончался протопресвитер Православной Церкви в Америке Фома Хопко, один из самых известных христианских проповедников и учителей в США, почетный декан Свято-Владимирской православной духовной семинарии (Крествуд, штат Нью-Йорк).

Я познакомилась с отцом Фомой в доме отца Александра Шмемана где-то в середине 1970-х. Он был молодой, очень веселый, легкий в общении и сразу всем нам очень понравился. Потом он окончательно покорил меня своей манерой читать лекции, слушать его было огромным наслаждением, недаром в семинарии его называли Златоустом. Последний раз мы встретились в Париже в декабре 2008 года на конференции, посвященной наследию прот. Александра Шмемана. Потом уже только переписывались.

Родители отца Фомы, Иван и Анна (урожденная Запотоцкая) Хопко происходили из села Невицкое близ Ужгорода. Фома Хопко родился 28 марта 1939 года и был крещён в карпато-русинской греко-католической церкви Святой Марии в городе  Эндикотт, штат Нью-Йорк. Отец его был неграмотным и очень хотел, чтобы его сын получил высшее образование. В 1960 году Фома Хопко окончил факультет русских исследований Фордемского университета со степенью бакалавра гуманитарных наук, в 1963 году – Свято-Владимирскую  духовную семинарию, в 1969 году получил степень магистра философии на философском факультете Университета Дьюкейн в Питтсбурге, в 1982 году защитил докторскую диссертацию на богословском факультете Фордемского университета.

Фото: pravoslavie.ru

Фото: pravoslavie.ru

Отец Фома Хопко так рассказывал о том, как он попал в Свято-Владимирскую семинарию:

«Я узнал о Свято-Владимирской семинарии в 1956 году от друга, Френка Кулика, учившегося в университете Дрю в Нью-Джерси. Я уже поступил в маленький колледж на севере штата Нью-Йорк. Френк позвонил мне и рассказал о семинаре, в котором он участвовал в Дрю, по русскому православию. Особенно сильное впечатление на него произвел один из выступавших, молодой священник Александр Шмеман, преподаватель Св.-Владимирской семинарии в Нью-Йорке. Френк предложил мне съездить вместе с ним в Нью-Йорк во время пасхальных каникул 1957 года и разузнать об этой семинарии.

Мы поехали на машине моего отца, по мере приближения к району Морнингсайд-Хайтс мы пытались разглядеть золотые купола, но вместо них нашли шестиэтажное многоквартирное здание на углу Бродвея и 121-й улицы. Семинария располагалась в нескольких квартирах, а занятия проходили в помещениях (чаще всего в котельной) Нью-Йоркской объединённой теологической семинарии (Union Theological Seminary). На втором этаже мы обнаружили офис и часовню, а на четвертом – квартиру отца Александра Шмемана. Мы позвонили, нам открыла седая женщина в очках и сказала, что отец Александр будет позже.  Я сказал Френку: “Ты вроде говорил, что отец Шмеман молодой. А жена его выглядит вполне старой!” Но это была не жена, а Вава, помощница семьи.

Прот. Александр Шмеман со своими зятьями - отцом Иоанном Ткачуком (мужем дочери Маши, справа) и отцом Фомой Хопко (мужем Ани, слева). 1969 год.

Прот. Александр Шмеман со своими зятьями — отцом Иоанном Ткачуком (мужем дочери Маши, справа) и отцом Фомой Хопко (мужем Ани, слева). 1969 год.

В тот же день мы встретились с отцом Александром Шмеманом, отцом Даниилом Губяком  и Николаем Озеровым. Они заверили нас, что будут рады принять нас в семинарию, но сказали, что мы должны поступить на программу бакалавра в один из местных колледжей. Это меня вполне устраивало, потому что мой отец настаивал на получении мною высшего светского образования. Он хотел, чтобы все знали, что если я стану священником, то это будет “по выбору”, а не потому, что я был “слишком туп, чтобы учиться, или слишком ленив, чтобы работать”. В те дни такое представление было довольно широко распространено; как говорил мой однокурсник, ныне покойный отец Джон Псинка, “было мало званных, и все были избранными”.

Я приехал в семинарию осенью того же года, и дверь мне открыл еще один новый студент – Френк Лазор, будущий митрополит ПЦА Феодосий. Утром следующего дня меня разбудил Костя Каллаур и сказал, что надо потрудиться: теологическая семинария избавлялась от старых кроватей, столов и ламп, которые будут очень кстати в наших квартирах. Никогда не забуду первый день в семинарии: я толкал нагруженные тачки через Бродвей, а машины скрипели тормозами и отчаянно сигналили. В семинарии не было общей кухни и столовой, мы ели что и как придется, чаще всего готовили сами на кухоньках в наших квартирах. Я (к счастью!) похудел на тридцать фунтов за первый семестр. Можете представить себе мою радость, когда я отправился домой на зимние каникулы в образе аскета-семинариста».

В 1963 году Фома Хопко женился на Анне Шмеман, старшей дочери отца Александра. У них родилось пятеро детей – сын Джон (сейчас протоиерей ПЦА) и дочери Ульяна, Екатерина, Мария и Александра. В августе того же года он был рукоположен в сан священника, служил в городе Уоррен (штат Огайо) и в Уаппингерс-Фоллс (штат Нью-Йорк).

Фото: pravoslavie.ru

В 1968 году отец Фома пришел работать в Свято-Владимирскую семинарию, где он сначала преподавал вероучение и пастырское богословие, а потом стал профессором догматического богословия. С 1970 года отец Фома – протоиерей, с 1995 – протопресвитер. В 1992 году (после смерти прот. Иоанна Мейендорфа) отец Фома Хопко стал ректором Свято-Владимирской семинарии и настоятелем семинарского храма Трех Святителей.

Деятельность отца Фомы не ограничивалась семинарией. Он занимал пост адьюнкт-профессора восточного христианства в университете Дюкесна в Питтсбурге (1965-1968), в Колумбийском университете в Нью-Йорке (1983), в  Фордемском университете (1984), в в университете Дрю в Мэдисоне (1987 ), в 1992-1995 гг. был президентом Православного богословского общества Америки,  работал во Всемирном Совете Церквей в комиссии «Вера и церковное устройство» (1975-1991), был делегатом от Православной Церкви в Америке на Ассамблеях ВСЦ в Упсале (Швеция) и Найроби (Кения), писал статьи и книги, ездил с лекциями. В России известны его книги «Основы Православия» и «Зимняя Пасха». Надеюсь, что будут переведены и другие его произведения.

После выхода на пенсию в 2002 году отец Фома вместе с женой переехал в Эллвуд-Сити  (штат Пенсильвания), где жил рядом с православным женским монастырем Преображения Господня. Он продолжал писать и, пока позволяло здоровье, ездить по стране с лекциями, но главным его трудом последних лет стали беседы на православном антиохийском радио «Ancient Faith Radio». Начиная с 2008 года он записал более 400 передач. Особо отмечу несколько неожиданный, но очень интересный цикл бесед – о Дарвине и теории эволюции. Все передачи можно найти на сайте Ancient Faith Radio, многие даже расшифрованы, и их можно читать.

Фото: pravoslavie.ru

Фото: pravoslavie.ru

Отец Фома был блестящим лектором, настоящим учителем, умевшим заинтересовать, зажечь, объяснить, он сам увлекался темой и блестяще импровизировал. Его остроумие, парадоксальность, смелость суждений привлекали слушателей не только из числа семинаристов. «Он учил с необыкновенной силой, всегда четко разграничивая, что есть учение Церкви, а что есть «Хопко». То, что он говорил, всегда было важно, потому что он никогда не говорил, не оглядываясь на Предание», — вспоминает священник Стивен Фримен. Отец Фома был очень образован, любил Клайва Льюиса (называл его «иже во святых отец наш Клайв Стейплз Льюис»), часто его цитировал. Отец Александр Шмеман относился к своему зятю с большой нежностью, что видно и из «Дневников».

Последняя передача отца Фомы вышла на радио 5 марта. Отец Фома умирал от застойной сердечной недостаточности. Его дочь Ульяна создала в интернете блог, в котором сообщала о состоянии отца Фомы. Вот одна из ее записей: «Отец Фома Хопко приближается к Вратам, да окружат, защитят и сопутствуют ему Святые Ангелы. Благодарим всех за ваши молитвы!»

Последние дни он провел в хосписе, при нем неотлучно находилась его семья и священник. 16 марта  его соборовал глава ПЦА митрополит Тихон, на соборовании, проходившем в часовне хосписа, присутствовали еще шесть священников и епископов, семья и монахини из близлежащего Преображенского монастыря пели. Митрополит сказал, что таким образом была представлена вся Церковь — клир, монахи, приход и семья. Катя, единственная из его детей, кто не был с ним эти дни, смогла приехать только 18-го утром. Она сказала отцу Фоме, что она приехала и что теперь он может уйти. Отец Фома провел с ней несколько часов и умер очень мирно.

Фото: pravoslavie.ru

Отпевание отца Фомы Хопко состоится в Преображенском монастыре в Эллвуд-Сити в понедельник, 23 марта, после чего будет совершено погребение на монастырском кладбище.

Я абсолютно точно знаю, где и с кем сейчас беседует отец Фома. И радуюсь за него и завидую ему, а здесь мне его уже не хватает. Как и очень многим.

Одна из последних видеозаписей протопресвитера Фомы Хопко (снимал Андрей Железняков). Приготовление к служению литургии в часовне в Лабель (Канада), лето 2014 года:

 

Поскольку вы здесь...
У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.
Сейчас ваша помощь нужна как никогда.
Материалы по теме
Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее!
Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира.