Жизнь как Евхаристия
Жизнь как Евхаристия
Великий Четверток – день, который научает нас двум противоположностям — как мы должны и как не должны жить в Церкви. Церковь – это мистическое Тело Христово, которое выявляется в таинстве святой Евхаристии, т.е. причащении Тела и Крови Христовой, поэтому в совместном причащении всех верных за «общим делом» сиречь литургией собирается Церковь. И это означает, что всякий раз, когда мы идем на литургию мы должны отчетливо понимать, что другого смысла, кроме как в причащении верных Телом и Кровью Христа, литургия не знает. И в этом плане служба Великого Четвертка для нас образцовая – каждый, кто в этот день спешит в храм, знает, что сегодня он будет причащаться. И это правильно.
Каким же образом Церковь учит нас тому, что живем мы все-таки неправильно? Наступит день Великой Субботы, а наипаче Светлого Христова Воскресения, не говоря уже о Светлой седмице, когда достаточное количество считающих себя верующими воцерковленными прихожанами, будут уверены, что в Великий Четверток они причастились «впрок» и теперь можно забыть об этой благочестивой обязанности на некоторое время и просто «радоваться». Люди порой и не виноваты в том, что они думают и поступают именно так просто они и не подозревают, что можно и даже нужно поступать по-другому.
А поступать в Церкви всегда нужно именно так, как будет поступать большинство пришедших в Великий Четверг в храм на литургию святителя Василия Великого, т.е. – причащаться.
Удивительно, но сегодня это простая и ясная мысль кажется невиданным новшеством, чуть ли не «ересью» ниспровергающей основы нашей веры. Случилось это не сразу. Постепенно в историческом развитии Церкви отношение к Таинству Таинств стало меняться и эти изменения дошли до такой критической точки, когда синодальная эпоха Русской Церкви утвердила правило обязательного ежегодного причащения для подтверждения своей принадлежности к православию. Практика сверхредкого причащения стала чуть ли не новой догмой, отличительной чертой ревнителя православного благочестия.
Постепенно вырабатывалась новая традиция, которая «боялась» оскорбить святость таинства, по причине чего к нему нужно было приступать как можно реже. Конечно, эта «традиция» не имела никакого обоснования ни в Писании, ни в святоотеческом наследии. Тем нее менее большинство предпочло верить именно ей, а не Писанию и отцам. Все пришло в такой упадок, что даже монашествующим Святой Горы Афон пришлось напоминать, что истинное православие невозможно без постоянного участия в Евхаристии – во второй половине XVIII века прп. Никодим Святогорец и свт. Макарий Коринфский написали одновременное простую и гениальную «Книгу душеполезнейшую о непрестанном причащении Святых Христовых Таин». На дворе уже давно век XXI , но книга не потеряла своей актуальности и живости изложения: «Повелевается всем православным христианам причащаться часто, во-первых, Владычними заповедями Господа нашего Иисуса Христа, во-вторых, Деяниями и Правилами святых Апостолов и священных Соборов, а также свидетельствами божественных отцов, в-третьих, самими словами, чином и священнодействием святой Литургии, а в-четвертых, наконец, собственно самим Святым Причащением».
Литургическая молитва постоянно призывает нас к одному и тому же – «Нас же всех, от единого Хлеба и Чаши причающихся, соедини друг ко другу, во единого Духа Святаго причастие», но слышим ли мы эти слова? Определяют ли они нашу духовную жизнь? Слава Богу, что есть хотя бы один день в году, когда на эту молитву откликается весь храм, и печально, что большинство тут же забывает об этом.
Христос создал Церковь – мистическим главой которой является Он Сам. Каждый из нас, кто в таинстве Крещения облекся во Христа, оказался призванным к постоянному общению с Ним. «Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день» (Ин. 6:54), в этих словах Христа заключается тайна богообщения, открытая для каждого члена Церкви. Быть в Церкви, значит быть со Христом, Который открывается нам в таинстве Евхаристии. И наша встреча с ним – не эпизодическое свидание, а постоянная напряженная жизнь наполненная всегдашним устремлением ко Христу, всегдашним желанием утверждать себя в Боге.
« Вечери Твоея тайныя днесь Сыне Божий , причастника мя приими…»