Бывают люди, которые своими делами, мыслями или же начинаниями как-то отстают от своей эпохи. Есть и такие, которые успевают жить в ногу со своей эпохой, и им там уютно. Но иногда Господь дарует жизнь людям, которые во всех сферах своей деятельности опережают свою эпоху во всём. Таким был известный исследователь, учёный, аскет и подвижник благочестия Православной Церкви в XX столетии в Закарпатье архимандрит Василий (Пронин) (*08.09.1911–†05.01.1997).
Каждый исследователь Православия за Карпатами в XX столетии в лице архимандрита Василия непременно увидит глубокий кладезь разносторонней мысли, аскетического опыта в Боге и непременно будет изучать его научное, богословское и историческое наследие. В жизни этого человека не было коллизий его интересов; они всегда рассматривались и подчинялись одному закону — Божьему.
Множество ярких и известных церковных деятелей сопричастны к истории Православия в этом регионе в XX в. Каждый из них оставил свой отпечаток на формировании религиозной мысли и жизни. Достаточно вспомнить таких архипастырей, подвижников благочестия, философов и учёных, как митрополит Евлогий (Георгиевский), митрополит Вениамин (Федченков), митрополит Дорофей (Филип), архиепископ Аверкий (Таушев), ныне уже святые святитель Иоанн (Максимович), преподобный Иустин (Попович)1, преподобный Алексий (Кабалюк)2, преподобный Иов (Кундря)3, профессор Георгий Геровский, академик АН СССР М. Ф. Мурьянов и другие. Каждый из них оставил неизгладимый след в истории этого края.
Дух, которым дышали эти деятели, поддерживал, развивал и воплотил в своей жизни архимандрит Василий (Пронин). Его публикации и опыт заставляют задуматься над исторически прошлым и настоящим.
Жизненный путь будущего духовника Мукачевского Свято-Николаевского монастыря архимандрита Василия (в миру Владимира Васильевича Пронина) начался в городе Киеве, где он родился 8 сентября 1911 года4. Он принадлежал к древнему дворянскому русскому роду Прониных5. Детство Владимира проходило в общей для его сверстников колее. Исключением в характере Владимира в те годы было какое-то уже взрослое послушание родителям, глубокое благочестие, любовь к храму Божию.
В 1917 году, после большевистского переворота много верных Богу и родине сынов и дочерей были вынуждены покинуть свои дома; семья Прониных эмигрировала сначала в Молдавию (тогда территория Румынии — А. М.), а потом в Сербию.
В семь лет Владимир поступил в начальную школу в городе Кишинёве6, которую окончил в 1921 году. После окончания начальной школы Владимир продолжал своё обучение в том же городе в русской гимназии до 1929 года.
Жажда Бога и стремление к познанию истины привели выпускника гимназии сначала в духовную семинарию, а потом и в Белградский университет на богословский факультет.
С благословения родителей в 1929 году Владимир поступает в православную семинарию в честь святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова в городе Битоль (Охридская епархия, сегодня территория Македонии — А. М.). Поступить в Битольскую семинарию в то время было тяжело, так как из тысячи кандидатов принимались лишь около ста, а потому вступительные экзамены были очень сложными. Владимир эти экзамены сдал положительно и хорошо учился на всех курсах.
Из дневника Владимира узнаём, что во время обучения как в гимназии, так и в семинарии студент Владимир Пронин просто жил в библиотеке. Его интересовало множество вещей, на которые он всегда искал ответы. Очень любил литературу, философию, археологию, историю, лингвистику. Его любимыми писателями были Тургенев, Достоевский, Лермонтов, Чехов, Есенин.
Помимо своего главного послушания — учёбы, молодой студент постигает и азы духовной жизни, активно общается со многими святителями Русской и Сербской Православных Церквей. В тяжёлые для Церкви времена в духовной семинарии Битоля обучались и многие карпаторосы, которые после учёбы возвращались домой и служили Церкви Христовой на своей родине.
Именно здесь Промыслом Божьим семинарист Владимир впервые в своей жизни встречается с многими будущими святыми: с преподобным Иустином (Поповичем) (*07.04.1894–†07.04.1979), который с декабря 1930 по январь 1932 находился в миссионерской поездке в Подкарпатской Руси, а с 1932 по 1934 гг. был профессором Битольской семинарии; со святителем Николаем (Велемировичем), а также со святителем (тогда ещё иеромонахом) Иоанном (Максимовичем) (*04.06.1896–†19.06.1966).
Множество известных профессоров, доцентов обучали и наставляли тогда молодых богословов в семинарии, но самым значительным из них был отец Иоанн, который был преподавателем и руководителем семинарии. Твёрдая вера, добрый нрав, добродетельная и подвижническая жизнь отца Иоанна стали юноше примером для подражания, и впоследствии благодаря личности владыки Иоанна Владимир решил принять монашеский чин. Именно его Владимир просил быть его духовным наставником. Будущий Святитель, видя доброе сердце юноши, тоже расположился к нему. И хотя в 1934 году отца Иоанна возводят в сан епископа и он уезжает в далекий Шанхай, сердечное общение между ними продолжалось до самой смерти Святителя, теперь уже в письменной форме7. В архиве Мукачевской епархии сохранилась уникальная и глубокая по своему духовному содержанию переписка между святителем Иоанном и тогда ещё иеромонахом Василием (Прониным)8.
Впоследствии отец Василий много раз вспоминал владыку Иоанна в своих духовных беседах с чадами, которым ставил в пример его подвижничество и аскетический опыт.
Однажды в своём дневнике отец Василий записал: “Когда я начинал думать о христианстве, о вере, то вспоминал епископа Иоанна <…> Владыка Иоанн мне дорог, как дорога мне жизнь, ибо я живу и дышу и существую по его молитвам. От него я видел любовь и веру, и эта вера дала мне силу жизни”9.
С 1933 по 1937 год выпускник семинарии с успехом продолжает обучение на богословском факультете Белградского университета; свою учёбу в Белграде студент Пронин окончил как стипендиат Священного Синода Сербской Православной Церкви10.
После завершения учёбы молодой богослов как клирик Сербской Православной Церкви и стипендиат Синода направляется проповедником в Мукачевско-Пряшевскую Православную епархию, которая в то время была в юрисдикции Сербской Церкви.
О своих первых впечатлениях от встречи с Закарпатьем он писал: “Будучи ещё студентом на богословском факультете Белградского университета, я заинтересовался Карпатской Русью. Тогда она мне казалась западной страной, о которой так мало было известно. Там же училось несколько студентов из Закарпатья. Кроме того, некоторые из карпаторусских деятелей проживали тогда в Белграде и интересовались учащимися из Бессарабии, которых было несколько и которые были туда направлены от русского меньшинства. Но после окончания школы никто из нас не мог вернуться в Бессарабию для церковной работы; меньшинство придерживалось старого стиля, а официально там был новый календарь.
В конце 1938 года мне представилась возможность поехать на Карпаты. В неспокойное время, в середине ноября прибыл я в Мукачево и в течение 17 лет безвыездно (кроме 2 месяцев пребывания в Почаевской Лавре в 1949 г.) прожил на Закарпатье. Неизгладимо впечатление, когда, после обычной городской обстановки, видишь перед собой закарпатские деревянные церкви, хижины, людей в народной одежде, слышишь закарпатский говор. Возникает непосредственное ощущение древности славянских поселений на Карпатах. Это другой мир, мир наших летописей; точно въезжаешь в допетровскую, допушкинскую Русь”11.
Спустя два года своего пребывания в пределах Мукачевской епархии будущий подвижник, следуя примеру святой жизни своего наставника и духовника, принимает решение о принятии монашества. Несомненно, именно личность владыки Иоанна, его жизнь, проповеди и письма пробуждают в душе Владимира желание служить Богу в монашестве.
11 марта 1939 года Преосвященнейший Владимир (Раич) (1938–1945), епископ Мукачевско-Пряшевский, в Крестовом храме Архиерейского дома в городе Мукачево постригает Владимира в малую схиму с именем Василий в честь блаженного Василия Христа ради юродивого, Московского чудотворца12.
Через день после монашеского пострига в том же храме и тот же епископ совершает над монахом Василем диаконскую хиротонию. 25 июня того же года в Свято-Покровском храме села Ракошино иеродиакон Василий был рукоположен епископом Владимиром в сан иеромонаха.
В августе 1939 года батюшка был направлен для пастырского служения вторым священником в село Бедевля Тячевского округа. В то же время он был зачислен в братию мужского монастыря святого Иоанна Предтечи. Кроме непосредственного служения у престола Божьего, молодой иеромонах преподавал в 8-классной народной школе Закон Божий13.
После кратких пребываний на приходах Мукачевской епархии, в апреле 1940 года иеромонах Василий был переведён для пастырского служения в Свято-Покровский храм-памятник русским воинам города Ужгорода. 27 мая того же года по благословению правящего епископа он был назначен настоятелем указанного храма14.
Во время своего служения в Мукачеве и Ужгороде отец Василий служил и общался с великим деятелем вселенского Православия — отцом Аверкием (Таушевым).
В Свято-Покровском храме батюшка подвизался десять лет. Здесь открылось великое поле для миссионерской деятельности, в которой отец Василий берёт живое и непосредственное участие. Известно, что во время войны 1941–1945 гг. иеромонах Василий был учителем Закона Божьего в школах города Ужгорода, в 1946–1947 гг. преподавал на Пастырских курсах, которые были открыты по благословению владыки Нестора. Одновременно с тем по 1956 год отец Василий состоял экзаменатором для желающих принять священный сан. Несмотря на тяжёлое своё положение, когда, по воспоминаниям его духовных чад, “его кроватью был пол, подушкой была для него рука, столом, на котором он кушал, была кровать и простынёй — газета, когда он пух от голода”, он с благодарностью Богу переносил все трудности и лишения.
Немаловажным обстоятельством в биографии отца Василия, которое подчёркивает его самоотверженное служение Церкви и людям, есть факт его прямого отношения к организации на Закарпатье всемирно известного своей благотворительностью Красного креста. Во время Великой Отечественной войны батюшка возглавлял Венгерский Красный крест в городе Ужгороде. Благодаря и его стараниям во время войны (в конце лета 1944-го) были спасены эвакуированные “дети войны”, часть которых проживала при Свято-Успенском женском монастыре в с. Домбоки15.
После окончания войны в Свято-Покровском храме был отслужен благодарственный молебен “о победе и мире”16.
За труды и самоотверженное служение Церкви и людям, к празднику Пасхи 1946 года настоятель Свято-Покровского храма г. Ужгорода иеромонах Василий был награждён “правом ношения игуменского четырёхконечного золотого наперсного креста”17.
Спустя год, 25 апреля 1947 года на основании указа Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия I, за Божественной Литургией в Крестовом храме архиерейского дома в Мукачеве “ко дню Пасхи” 1947 года епископ Нестор возводит иеромонаха Василия (Пронина) в сан игумена18.
Известно, что согласно списку духовенства, который был подготовлен и отправлен епископом Нестором 29 марта 1947 года уполномоченному Совета по делам Православной Церкви при Совете Министров СССР по Закарпатской области Линтуру П. В., отец Василий был награждён “Медалью за доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.”19.
24 июня 1950 года указом епископа Илариона игумен Василий был освобождён от настоятельства в Свято-Покровском храме города Ужгорода и назначен духовником Свято-Успенского женского монастыря в селе Домбоки Мукачевского района. Здесь он пишет акафист преподобному Моисею Угрину20.
Спустя несколько месяцев, 18 декабря 1950 года, игумен Василий был переведён в Мукачевский Свято-Николаевский женский монастырь. В указе епископа Илариона от 30 июня 1951 года сообщалось, что игумен Василий (Пронин) был назначен на должность библиотекаря и заведующего художественной студией Свято-Николаевского женского монастыря в городе Мукачево21.
Именно здесь, в одном из немногих монастырей Закарпатья, не закрытом в годы хрущёвских гонений, отец Василий прожил вторую половину своей жизни. Именно здесь суждено ему было стать “старцем” — человеком, к которому стекались за советом и помощью. В эпоху духовного голода его проповедь становилась хлебом насущным для тысяч людей.
За время своего пребывания на должности библиотекаря Свято-Николаевского женского монастыря игумен Василий систематизирует огромную монастырскую библиотеку22 и в то же время активно работает над историей Мукачевской епархии. Всего за три года он пишет работу и успешно защищает её в Московской Духовной академии.
В июне 1956 года отец Василий едет в Троице-Сергиеву Лавру в стены МДА. В 1958 году за диссертацию “История Мукачевской епархии (с древнейших времён до Первой мировой войны 1914 г.)” учёным советом Московской Духовной академии ему была присвоена степень кандидата богословия23.
Свои научные опыты отец Василий начинает публиковать в 1950-х гг., именно в период гонения на Церковь, когда за выступления или статьи грозила тюрьма. В 50–60-е гг. он смело публикует свои статьи за рубежом, в Чехии и Словакии, а также во Львове в журнале “Православный Вестник”. Одна за другой в сборниках “Православная Мысль” и “Ежегодник Православной Церкви в Чехословакии” печатаются его статьи: “Протоигумен Иоанникий Базилович (1742–1821)”24, “Закарпатское Евангелие 1401 года”25, “Где был напечатан Урбариум?”26, “К истории Мукачевского монастыря”27, “К истории Угольського монастыря”28.
В “Православном Вестнике” с 1956 года также выходят статьи, некрологи и заметки отца Василия: “Ієромонах Василій (Діус)”29, “Зустріч і перше Богослужіння Преосвященного Варлама, єпископа Мукачівського і Ужгородського в кафедральному соборі м. Мукачева”30, “Празник Успення Пресвятой Богородиці у Свято-Миколаївському монастирі в Мукачеві”31, “Преподобний Серафим Саровський (до 200-ліття з дня народження)”32, “Престольне свято в Мукачівському монастирі”33, “До шістьсотріччя Мукачівського монастиря”34. Этот список можно продолжить.
В декабре 1950 года в ЖМП был опубликован первый им написанный некролог “Кончина игумении Февронии”35. С тех пор он становится постоянным автором этого журнала36.
Архимандрит Василий был человеком высокообразованным, он знал 14 языков: владел латинским, греческим, читал и разговаривал на английском, французском, немецком, словацком, венгерском, румынском, сербском и других языках. В его библиотеке находилось Евангелие даже на узбекском языке.
Среди множества его научно-богословских работ есть и труды естественно-научные37. Все они ярко иллюстрируют его глубокие интересы и эрудицию.
Свои последние статьи старец писал буквально лёжа на постели. В 1994 и 1995 годах в журнале “Карпатский край” выходят две его последние научные статьи — “Гравитация и её формы: универсальный закон и синтез” (1994 г.)38 и “Языком двух царств” (1995 г.)39.
Насколько глубокими и научными были интересы батюшки, говорят и многие его знакомства. Известно, например, что он был близко знаком с академиком Академии наук СССР М. Ф. Мурьяновым. Последний по просьбе батюшки несколько раз присылал ему свои научные публикации с собственной подписью: “Его высокопреподобию, дорогому отцу архимандриту Василию Пронину”40. Его общение с профессором Г. Геровским, известным карпатоведом Пряшевского университета Е. М. Рудловчак и другими учёными всегда удивляло и никогда не было секретом и тайной. Множество писателей, художников, исследователей из разных стран приезжало к батюшке, и со всеми он находил общий язык и точки соприкосновения. У него в келии находился маленький музей, где хранились уникальные вещи, связанные с его научными интересами.
Отец Василий очень любил церковное искусство и живопись. Он сам писал иконы. В Мукачевском монастыре раньше существовала мастерская, где он учил монахинь писать иконы. Его руке принадлежат иконы святителя Николая и святого Иоанна Предтечи, которые сегодня находятся в иконостасе Свято-Николаевского храма монастыря. В том же храме слева на стене висит икона Божьей Матери, им именуемая Закарпатская. В корпусе монастыря сохраняется написанная им картина “Явление ангела на реке Латорице князю Феодору Корятовичу”. В Свидницком музее (Словакия) находится портрет Александра Духновича работы отца Василия. Сохранился также портрет Ивана Раковского его работы.
Кроме всего прочего, отец Василий имел талант от Бога сочинять и писать литургические и другие агиографические труды. Много тропарей, кондаков святым угодникам принадлежат его перу.
Невзирая на такую степень учёности, дар писателя и проповедника батюшка больше всего любил молчать, говорил только то, что необходимо. Его одно слово заменяло целый ответ. Батюшка всегда был спокойным, вежливым, ласковым. Никого никогда не упрекал, не обижал. Всем говорил “Вы”, даже самой малой послушнице.
Много людей посещало Мукачевский монастырь, чтобы пообщаться с отцом Василием.
За свои труды к празднику Пасхи 1955 года по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия I епископом Мукачевским и Ужгородским Иларионом игумен Василий был награждён палицей.
Спустя три года, 15 апреля 1958 года архиепископом Мукачевским и Ужгородским Варлаамом (Борисевичем) в Свято-Николаевском храме Мукачевского женского монастыря игумен Василий был возведён в сан архимандрита41.
Архимандрит Василий был подвижником, который благодаря своей вере, делам и любви приблизился к идеалу святости, и этот идеал, подобно светильнику, поставленному не под спудом, а на подсвечнике, был в его лице явлен нескольким поколениям православных христиан.
За свою чистоту и смирение архимандрит Василий 21 февраля 1962 года указом епископа Мукачевского и Ужгородского Николая (Кутепова) был назначен на почётную должность епархиального духовника.
Архимандрит Василий (Пронин). 1990-е гг.
Если несколькими словами охарактеризовать суть духовного облика отца Василия, то этими словами могут быть “чистота сердца”, “любовь”, “радость”, “мир души”, “незлобие”. Его сердце было переполнено любовью к людям, и он с такой щедростью дарил любовь каждому приходящему к нему, что самые окаменелые сердца умягчались под воздействием этой любви.
4 января 1964 года архимандрит Василий по благословению епископа Мукачевского и Ужгородского Боголепа (Анцуха) был назначен духовником Свято-Николаевского Мукачевского женского монастыря.
За усердные труды 22 мая 1966 года от Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия I архимандрит Василий был удостоен патриаршей грамоты. Награждение патриаршей грамотой было осуществлено во время Божественной Литургии в Свято-Николаевском храме Мукачевского женского монастыря архиепископом Григорием.
О пастырских трудах и плодах отца Василия говорят не только возрождённые верой человеческие сердца, но и характеристики, которые были написаны на его имя правящими архиереями Мукачевской Православной епархии.
18 августа 1967 и 25 июля 1973 года архиепископ Григорий в характеристиках, данных архимандриту Василию, писал: “Архимандрит Василий (Пронин Владимир Васильевич) духовник Свято-Николаевского женского монастыря в городе Мукачево-Росвигово, человек высокой нравственности, безукоризненно чистой жизни. Исключительно любит научную работу — в плоскости истории и археологи. Его труды обильны, некоторые из них напечатаны в церковных печатных органах. Пользуется глубоким уважением как духовенства, так и верующих”42.
В 1974 году по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Пимена архимандрит Василий был удостоен высшей награды для архимандрита — служения Божественной Литургии с открытыми царскими вратами до Херувимской песни43.
За время своего пребывания в Мукачевском женском монастыре отец Василий, будучи духовником не только монастыря, но и Мукачевского благочиния, а также епархии, принимал ставленнические исповеди перед рукоположением в сан диакона и священника. Об этом свидетельствуют многочисленные соответствующие направления, которыми по благословению правящих архиереев Мукачевской епархии ставленники направлялись на исповедь перед хиротонией к архимандриту Василию. Кроме того, по благословению правящего архиерея ставленники направлялись в Свято-Николаевский женский Мукачевский монастырь к отцу Василию и для прохождения богослужебной практики. Из 78 страниц личного дела архимандрита Василия более половины — это справки епархиальной канцелярии о направлении к отцу Василию ставленников на исповедь перед хиротонией.
Неоднократно архимандрит Василий направлялся в приходы или в кафедральный собор для служения Божественной Литургии, и всегда говорил запоминающиеся проповеди и поучения, в которых отображались святоотеческое наследие и личные переживания Бога.
Невзирая на старость, болезни, батюшка тщательно посещал службы. Он очень любил поминать; бывало, пойдёт на два часа раньше, закроется в храме и поминает всех сам.
Батюшка был большим постником. Ел скромную монашескую пищу, да и то в малом количестве. Где бы он ни находился, всегда молился. Молитва для него была вторым дыханием. Что бы ему ни говорили, он со смирением всё принимал и делал. Будучи духовником, он всегда говорил: “Как мать игумения благословит, так и делайте”.
За его труды, за смирение, терпение, незлобие Господь сподобил батюшку дара прозорливости, которую он скрывал. Батюшка всегда наперёд предвидел, когда к нему приведут на молитву одержимого бесом или душевнобольного. За день-два он принимался святить келию и кадить ладаном. Но не всех он хотел принимать: знал, что больной не излечится, или что кто-то пришёл ради интереса, — и начинал отговариваться, что слаб, что болен и не принимает.
Батюшка знал время своей кончины. За неделю до смерти, когда врач посетил отца Василия, тот неожиданно сказал:
— Вы видели, что было написано для меня при входе в обитель большими буквами?
— Нет, — изумлённо сказал доктор.
— Там было написано: Идеже несть болезнь, ни печаль, ни воздыхание, но жизнь бесконечная.
Таким образом подвижник дал понять о приближающейся смерти.
Перед Рождеством Христовым 1997 года он резко ослабел, а накануне смерти сказал: “Я завтра умру”. В ночь с 4 на 5 января 1997 года (около 1200) архимандрита Василия не стало.
На похороны известного духовника сошлось множество верующих и знающих отца Василия людей, мирян и духовенства. Чин монашеского погребения, которое состоялось 6 января 1997 года, возглавил архиепископ Мукачевский и Ужгородский Евфимий (Шутак).
По завещанию батюшки в его келии находится монастырская библиотека. На его могиле горит неугасимая лампада — человеку, вера которого неугасимо освещала и освещает правый путь к Богу.
По благословению Предстоятеля Украинской Православной Церкви, Блаженнейшего Владимира, Митрополита Киевского и всея Украины в 2008 году было осуществлено перезахоронение из монастырского кладбища в Свято-Николаевский храм Мукачевского монастыря нетленных останков архимандрита Василия. Сегодня они почивают в мраморной крипте, с левой стороны при входе в храм.
Иногда отца Василия справедливо называют летописцем Мукачевской епархии, и это правильно, ибо через его труды можно заново открывать для себя страницы Православия в этом регионе.
Сегодня в Мукачевской епархии по благословению архиепископа Мукачевского и Ужгородского Феодора действует “Богословско-исторический исследовательский центр имени архимандрита Василия (Пронина)”. Хоть существует он и недолго (с 2008 года), но уже издаётся серия под названием “Собрание трудов архимандрита Василия (Пронина)”. Первый том (“Жизнеописание. Научные и богословские исследования”) практически готов. Во втором томе планируется издание проповедей отца Василия на весь год. Третий том будет включать его археологический труд “Палеолит Чернечей Горы”.
Верим и надеемся, что в скором времени в месяцеслов Православной Церкви на Закарпатье будет включён ещё один светильник благочестия, имя которого известно далеко за пределами географических границ этого региона.
1Канонизирован Сербской Православной Церковью 29.04.2010 г.
2Канонизирован Украинской Православной Церковью Московского Патриархата 21.10.2001 г.
3Канонизирован Украинской Православной Церковью Московского Патриархата 21.09.2008 г.
4Личное дело архимандрита Василия (Пронина) // Архив Мукачевской Православной епархии.
5По некоторым данным дом рода Прониных находился недалеко от Андреевского спуска возле храма апостола Андрея.
6В том же городе потом были погребены его родители. Со временем в честь рода Прониных в городе Кишинёве была названа улица.
7См. Протодиакон Александр Монич. Переписка святителя Иоанна (Максимовича) с иеромонахом Василием (Прониным). Материалы к канонизации архимандрита Василия (Пронина) // Православний Літопис. Журнал Мукачево-Ужгородської Православної єпархії. № 9 (15). Листопад-Грудень. 2009. С. 26–29.
8Сохранились письма епископа Шанхайского Иоанна (Максимовича) к иеромонаху Василию (Пронину), которые датируются 31.07.1939; 15.02.1941; 15.04.1941 // Архив Мукачевской Православной епархии.
9Личный дневник архимандрита Василия (Пронина) // Архив Мукачевской Православной епархии.
10Автобиография иеромонаха Василия (Пронина). См.: Личное дело архимандрита Василия (Пронина).
11Личный дневник архимандрита Василия (Пронина).
12Личное дело архимандрита Василия (Пронина).
13См.: Там же; Данилець Ю. Мацола Пімен, ієромонах. Православний Свято-Іоанно-Предтеченський чоловічий монастир у с. Бедевля. Ужгород, 2009. С. 115–116.
1427 июня 1947 года указом № 344 епископа Мукачевского и Ужгородского Нестора (Сидорука) (22.10.1945–03.06.1948), игумену Василию был дан повторный, подтверждающий предыдущий, указ о назначении настоятелем храма-памятника русским воинам в городе Ужгород. См.: Личное дело архимандрита Василия (Пронина).
15Пагиря В. Монастирі Закарпаття (1360–1939). Видання Мукачівсько-Ужгородської Православної єпархії. Мукачево, 1994. С. 64; Данилець Ю. Православний монастир Успіння Божої Матері в селі Домбоки. Ужгород, 2006. С. 21–22.
16Государственный архив Закарпатской области (далее-ГАЗО). Ф. Р–14. Президія Народної Ради Закарпатської України. Оп. 1. Д. 241. Л. 2.
17Соответствующий указ (№ 474) епископа Нестора был выдан канцелярией Мукачевской епархии 20 апреля. См.: Личное дело архимандрита Василия (Пронина).
18См.: Указ № 206; Личное дело архимандрита Василия (Пронина).
19См.: Папка № 7. “Монастырские дела” // Архив Мукачевской Православной епархии.
20Акафист несколько раз переиздавался. Последнее издание: Преподобный Моисей Угрин Киево-Печерский. Житие и акафист. Мукачево, 2007.
21Личное дело архимандрита Василия (Пронина).
22Основной фонд библиотеки Мукачевского монастыря до её конфискации насчитывал 6 400 книг на 17 языках мира.
23Личное дело архимандрита Василия (Пронина).
24Протоигумен Иоанникий Базилович (1742-1821) // Православная мысль. № 1. Прага, 1957.
25Закарпатское Евангелие 1401 года // Православная мысль. № 2. Прага, 1957.
26Где был напечатан Урбариум? // Альманах “Дукля”. № 4. Пряшев, 1958.
27К истории Мукачевского монастыря // Православная мысль. №№ 2, 3, 4. Прага, 1958.
28К истории Угольського монастыря // Ежегодник Православной Церкви в Чехословакии. Ročenka annual. Прага, 1968.
29Ієромонах Василій (Діус). Некролог // Православний Вісник. № 1. Січень. Львів, 1956.
30Зустріч і перше Богослужіння Преосвященного Варлама, єпископа Мукачівського і Ужгородського в кафедральному соборі м. Мукачева // Православний Вісник. № 10. Жовтень. Львів, 1956.
31Празник Успення Пресвятой Богородиці у Свято-Миколаївському монастирі в Мукачеві // Православний Вісник. № 11–12. Листопад-Грудень. Львів, 1956.
32Преподобний Серафим Саровський (до 200-ліття з дня народження) // Православний Вісник. № 11–12. Листопад-Грудень. Львів, 1959.
33Престольне свято в Мукачівському монастирі // Православний Вісник. № 4. Квітень. Львів, 1958.
34До шістьсотріччя Мукачівського монастиря // Православний Вісник. № 2–3. Лютий-Березень. Львів, 1960.
35Журнал Московской Патриархии (далее ЖМП). 1950. №. 12. С. 57–58.
36См., например: Игумения Параскева. Некролог // ЖМП. 1967. №. 7; Обращение заблудшего (Поучение в Неделю о блудном сыне) // ЖМП. 1968. № 2; Протоиерей Велемир Дунда. Некролог // ЖМП. № 10. 1974; Игумен Порфирий (Дамян). Некролог // ЖМП. 1975. № 7; Игумен Макарий (Сливка). Некролог // ЖМП. 1975. № 7; Схиархимандрит Боголеп (Церковник). Некролог // ЖМП. 1975. № 8; Сербский подвижник иеросхимонах Феоктист // ЖМП. 1975. №11; Иеромонах Пантелеимон (Поковба). Некролог // ЖМП. 1975. № 12; Протоиерей Георгий Полончак. Некролог // ЖМП. 1976. № 8; Архимандрит Мукачевского женского монастыря Доримедонт (Андришко). Некролог // ЖМП. 1980. № 6; Празднование 30-летия воссоединения закарпатских греко-католиков с Русской Православной Церковью в Мукачевском Свято-Николаевском монастыре // ЖМП. 1980. № 1; Протоиерей Иоанн Данко. Некролог // ЖМП. 1982. № 9; Игумения Афанасия. Некролог // ЖМП. 1985. №. 4 и др.
37Archeologické nálezy na Černeckei Hore v Mukačeve. Štud. zvesti AÚSAV. (Археологический отдел Словенской академии наук). Č. III — Nitra, 1959; Князь Корятович, внук Гедіміна // Єпархіальний вісник. Видання Мукачівсько-Ужгородської Православної єпархії. № 3. Березень. 1990; Де монастирська бібліотека // Новини Мукачева. № 1. Листопад. 1990; Про екуменізм // Єпархіальний вісник. Видання Мукачівсько-Ужгородської Православної єпархії. № 7 (19). Липень. 1991; Про церковне мистецтво Закарпаття // Новини Мукачева. 04 січня. 1993; Библия и математика; Возрождение и Воскресение и т. д.
38Гравитация и её формы. Универсальный закон и синтез // Карпатський край. Січень-лютий. 1994. № 1–2 (101–102). Річник IV.
39Языком двух царств // Карпатський край. Травень-серпень. 1995. №№ 5–8 (111). Річник V.
40См. Мурьянов М. Ф. К семантике старославянской лексики // Вопросы языкознания. № 2. М., 1977; Он же. Время (понятие и слово) // Вопросы языкознания. № 2. М., 1978 // Архив Мукачевской Православной епархии.
41Личное дело архимандрита Василия (Пронина).
42Там же.
43Там же.