9 ноября — день памяти преподобного Нестора Летописца — небесного покровителя православных журналистов.
…Несмотря на то, что, казалось бы, вокруг столько безверия и желтого цвета на страницах газет (это – только одна из многих проблем современной прессы), по данным социологического центра имени Разумкова, больше всего доверия у людей – к Церкви и… журналистике.
Далеко неспроста вера и журналистика – рядом (на первом и втором местах соответственно). Не потому ли, что между ними есть кое-что родственное?..
Обратимся к истокам
Связь между верой и журналистикой очевидна. Вот только последняя нынче упрямо отрекается от крепких родственных уз. И это ей, как видим, совсем не на пользу.
Сначала обратимся к истокам. Одними из первых образцов произведений журналистики были проповеди Христа. Послания апостолов называют даже полноценной публицистикой. Это – официальная история журналистики.
А если вспомнить изобретателя печатной машины Гутенберга и то, что первой была издана Библия? Всё становится еще яснее. Это был переворотный момент. Он дал сильный толчок для развития средств массовой информации в целом. Кроме того, именно благодаря вере издавна учились грамоте. Грамота же, как известно, один из определяющих моментов в журналистике.
Правда, именно она и во многом мешает тому, чтобы во главе всего была всё-таки Истина.
«Подбадриваемый» неверными целями, человек запросто попадает в ловушки
Образование вместе с познанием нового в большинстве случаев неразрывно с риском стать заложником амбиций и честолюбия. «Подбадриваемый» неверными целями, человек запросто попадает в ловушки. Если говорить о журналисте, то это может быть, например, нечестность или желание сделать особое имя.
Первое влечет за собой жажду быть «в строю», не отказываясь от благ и удобств – рано или поздно выбор между благами и совестью возникает у каждого. У журналиста тем более. Возможно, и много раз в день.
Выбор, сделанный из-за расчета, в конечном итоге оборачивается трагедией
Многие оправдывают выбор в худшую сторону, как правило, тем, что нужно «кормить семью». Очень грустно от таких утверждений. И дело, как может показаться кому-то, вовсе не в видении мира сквозь розовый цвет. Более, чем убеждена: для того, чтобы заработать «на хлеб», нужно было идти в другую профессию. Эту мысль я встречала у кого-то из настоящих мастеров журналистики. О ней всегда вспоминаю, когда кто-то заявляет о «хлебе». Да еще и с уверенностью, что очень мудр.
Этот довод вполне можно применять не только к нашей, но и к другим профессиям. Тем, где есть ответственность перед людьми. То есть практически всем.
Выбор же, сделанный из-за расчета, всегда в конечном итоге оборачивается трагедией: тот, кто бережет как зеницу ока всё то, что имеет, остается ни с чем.
Теперь – о другой ловушке
В неё попадают более… благородные и амбициозные. Те, кто хотят воспитать в себе «особую личность». Сформировать взгляды, не похожие ни на какие другие. Одним словом, выработать крайний цинизм. Тот, который толкает человека в темную бездну – на путь безверия. Отчаянная погоня за истиной, «очень критичное» отношение к действительности заводят в еще большую беспросветность, чем приспособленчество. Правда, он, цинизм, нередко и сам по себе появляется. Как защитная маска. Как результат небрежного отношения к своей душе. Как результат неведения главных заповедей и послания апостола Павла – неведения настоящей любви.
Человеку часто сложно найти что-то спасительное, особенно на экранах и страницах газет
Есть и много других ловушек. На каждом шагу. Здесь упомянуто, может быть, о самых главных. Именно они, на мой взгляд, во многом поддерживают того, кто хочет сделать человека еще несчастнее, а реальность – невыносимей.
Здравомыслящему человеку часто сложно найти что-то спасительное. Особенно на экранах и страницах газет. Везде показывает себя глубокая поврежденность того мира. Как пыль в свете солнечных лучей даже в чисто убранной (на первый взгляд) комнате. Только это даже не пыль. Это что-то намного безобразней. Намного.
В этом хаосе православная журналистика чем-то похожа на… последнее из пристанищ
Журналистика разрывается на части из-за сомнений. С одной стороны – потребность в объективности. Не заниматься агитацией и пропагандой. Показывать все точки зрения, без предубеждений. С другой – необходимость не только развлекать, информировать, но и участвовать в решении проблем нашего проблемного общества. И здесь не обойтись без воспоминаний о забытых моральных ценностях. Если не о еще более заброшенных душевности или духовности. Это, в свою очередь, невозможно без недоброжелательного отношения к тому, что норовит заполучить наши души.
***
Возможно, кому-то покажется, что журналистике на этой странице отведена слишком преувеличенная роль. Возможно, приведены слишком нелепые доводы. Возможно, доводов нет…
Тем более что если урагану нужно произойти, он произойдет. Блокнот и ручка, конечно, – не самые надежные средства защиты. И все-таки рискну выразить такую мысль: в этом хаосе православная журналистика чем-то похожа на… последнее из пристанищ. Не только для читателя, но и для журналиста. Она, журналистика, как мудрая мама или отец, должна поддерживать, согревать и подсказывать правильный путь. Так, как никто другой. Но вовсе не вводить в заблуждение.
Марьяна Терещенко
Материал предоставлен газетой «Грона» №13-2011