Мы видим торжество зла и греха – и то, что выглядит как полный, полный провал веры и надежды. Проповедь Господа Иисуса, при всех чудесах, которыми она сопровождалась, отскочила, как от стенки горох – человеческие сердца как были каменными, так и остались. Люди как не хотели Царства любви – так и не захотели. Они продолжили хотеть всё того же царства насилия, только чтобы теперь они были наверху, чтобы не над ними расправлялись, а они расправились – и чтобы Мессия их в этом возглавил. Не хочет? Тогда они предпочтут кого-то поэнергичнее, вроде Вараввы.
Ревнители веры и традиции (отметим – истинной веры и традиции) возненавидели Господа Иисуса и добивались Его смерти; империя, созданная римским гением закона и порядка, равнодушно отправила на Крест Невиновного. Один ученик предал Его на смерть; другой трижды отрекся; толпа требовала Его смерти.
Он был подвергнут издевательствам и побоям со стороны солдат, потом избит бичами, потом распят. Совершилась предельная, абсолютная несправедливость – Единый Безгрешный был отвергнут, оклеветан, осужден, оскорблен, истерзан и убит грешниками.
Но сам Господь Иисус – и, потом, с Его слов, Его ученики – видят в этом замысел Божий.
«Сыну Человеческому, как написано о Нем, [надлежит] много пострадать и быть уничижену» (Мк. 9:12).
«Или думаешь, что Я не могу теперь умолить Отца Моего, и Он представит Мне более, нежели двенадцать легионов Ангелов? как же сбудутся Писания, что так должно быть?» (Мф. 26:53,54).
Да и через всё Евангелие проходит эта уверенность в том, что все трагические события Страстей давно предсказаны пророками, и разворачиваются так, как им должно разворачиваться. Тут естественно возникает вопрос – и многие его ставят – как эти ужасающие проявления зла и греха могут быть частью Божиего замысла? Но Библия говорит именно это – в центре Божиего замысла об искуплении мира оказывается величайшее зло и несправедливость, когда-либо совершенное людьми, распятие Сына Божия. Именно через него Бог совершает наше спасение.
Впрочем, вера в то, что Бог – подлинный Владыка истории и всё происходит по Его воле, не возникает в Новом Завете. Ее решительно провозглашают уже ветхозаветные пророки. «С клятвою говорит Господь Саваоф: как Я помыслил, так и будет; как Я определил, так и состоится» (Ис. 14:24).
Ее исповедуют апостолы; обратим внимание на молитву, которую они возносят, столкнувшись с угрозами:
«Они же, выслушав, единодушно возвысили голос к Богу и сказали: Владыко Боже, сотворивший небо и землю и море и всё, что в них! Ты устами отца нашего Давида, раба Твоего, сказал Духом Святым: что мятутся язычники, и народы замышляют тщетное? Восстали цари земные, и князи собрались вместе на Господа и на Христа Его. Ибо поистине собрались в городе сем на Святаго Сына Твоего Иисуса, помазанного Тобою, Ирод и Понтий Пилат с язычниками и народом Израильским, чтобы сделать то, чему быть предопределила рука Твоя и совет Твой» (Деян. 4:24-28).
Богопротивники, в итоге, сделают ровно то, «чему быть предопределила рука Твоя и совет Твой». Другой вопрос, который тут возникает – если эти люди делают ровно то, что предопределено в замысле Божием, за что же они несут ответственность? Если Иуде было предопределено продать Спасителя, причем даже сумма, за которую он Его продаст, предсказана пророком (Зах. 11:12), то за что же тогда он осужден? Где место свободной воли человека, раз всё происходящее находится в замысле Божием?
Начнем с первого вопроса – как Божий замысел может включать в себя человеческий грех и страдание? Как я видел на каком-то атеистическом демотиваторе в интернете – «Каждый год тысячи детей умирают, не дожив до пяти лет. Если это часть «Божьего плана» – то это паршивый план». Не делает ли, иными словами, вера в Божий замысел Бога автором зла и страдания?
Нет. Даже на чисто человеческом уровне мы можем говорить о том, что какие-то вещи являются частью плана в двух смыслах. Во-первых, мы можем иметь в виду, что мы активно планировали и хотели, чтобы эти вещи произошли. Например, мы можем говорить о плане открытия хирургического центра. Этот план включает в себя возведение специальных корпусов, закупку необходимого оборудования, привлечение разного рода специалистов, обеспечение их работы.
Во-вторых, мы можем говорить о том, что наш план включает в себя какие-то события, которых мы не хотим и которым совсем не рады, но о которых мы предвидим, что они произойдут.
Например, план хирургического центра будет включать в себя ежедневное поступление до ста жертв автомобильных аварий, или других людей, которые нуждаются в срочной хирургической помощи. Мы, планируя центр, вовсе не хотим этих аварий – они произойдут из-за пьянства за рулем, неисправности машин, гололеда, усталости водителей и еще каких-то причин – но мы к ним готовы. Мы знаем, что надо делать. Они не застанут нас врасплох.
План наших спасательных операций на случай крушений включает в себя переломы, ожоги, кровотечения и другие ужасные вещи – и это не значит, что это «паршивый» план. Хороший план спасательной операции как раз должен включать всё это.
Божий спасительный план включает в себя ужасные вещи, которые происходят в этом мире – все смерти, увечья, все страдания и преступления. Бог не хочет их для Своего мироздания – они происходят из-за того, что Его творения – люди и часть ангелов, взбунтовались и отвергли Его волю. Из-за этого мир погрузился в состояние катастрофы, которую мы называем грехом.
В мире постоянно происходит масса ужасных вещей, которых Бог не хочет – как спасатели не хотят аварий. Но они не застают Бога врасплох – Бог, обладая всеведением, с самого начала учитывает их в Своем плане.
Иуда предал Спасителя, толпа требовала Его казни, Пилат вынес неправый приговор – но Бог знал, что всё произойдет именно так, и через это осуществил Его план искупления мира. Бог не является источником зла и страдания – но только мира и спасения. Зло и страдание в мире – результат действия Его падших и мятежных творений – нас с вами.
Но Бог знает, как обратить всё это ко благу. Его невозможно захватить врасплох и сбить с толку. Абсолютно все события – в том числе самые ужасные и противные Его воле – будут учтены в Его плане. Мы можем оказаться в беде – и очень важно, чтобы у спасателей был ясный план, что делать. И одна из хороших новостей Библии – у Бога есть план. Он знает, что делать. Он обратит всё происходящее, в конечном итоге, ко благу Своего творения.
Он не просто восстановит всё, что было повреждено грехом – но выведет творение на совершенно новый уровень радости и славы.
Не устраняет ли это свободную волю творений? Нет. Свобода воли не означает, что я могу сделать что-то неожиданное для Бога, сломать Его планы, застигнуть Его врасплох. Это совершенно невозможно – Бог обладает всеведением, в том числе Ему известны все решения, которые примут люди, ангелы или бесы. Как говорит псалмопевец, «еще нет слова на языке моем, – Ты, Господи, уже знаешь его совершенно… Зародыш мой видели очи Твои; в Твоей книге записаны все дни, для меня назначенные, когда ни одного из них еще не было» (Пс. 138:4,16).
Свобода воли означает, что я сам являюсь автором моих действий; хотя я могу переживать различные влияния, добрые или худые, решения принимаю я сам – это не другие люди, не ангелы и даже не Бог являются авторами моих поступков, но именно я.
«Предузнать» и «предопределять» – разные вещи; Бог знает о всех наших поступках, но определяем их именно мы сами.
Иуда, Пилат, книжники и фарисеи, все участники евангельской драмы поступали по своему свободному выбору; Бог не предопределял его, Он просто знал, каким он будет, и построил Свой замысел исходя из этого знания.
Авторами зла и греха в мире являются падшие и мятежные создания, которые поступают по своей свободной воле – и зло, которое они творят, является именно злом, за которое они полностью ответственны, ибо они выбрали его по своей свободной воле. Но Бог знает, что они поступят именно так, и Он знает, что с этим делать.
К примеру, злодеи убивают добродетельного и благочестивого человека; они совершают зло и грех, но Бог обратит это к спасению Своего верного, призвав его, таким образом, в рай. Бог никоим образом не является автором их злого дела; но Он знает, что события будут развиваться именно таким образом, и достигнет Своих целей – вечного спасения верующего.
Это можно сравнить с сеансом одновременной игры в шахматы с всеведущим гроссмейстером – Он в принципе не может проиграть, более того, он точно знает, как будет развиваться партия на каждом этапе, хотя каждый из его оппонентов делает ходы по своему собственному выбору.
Мы видим наиболее яркий пример этого в Евангельской истории – Бог берет самое ужасное и злое дело, совершенное людьми, и все их греховные поступки, и обращает всё это к спасению верующих.
Ужас Страстной Пятницы оборачивается радостью Воскресения. Злу дано некое кратковременное торжество, чтобы оно было побеждено навеки.
Зло и грех мира остаются злом и грехом, которые глубоко удручают каждого благочестивого человека, как Апостол пишет о Лоте: «Ибо сей праведник, живя между ними, ежедневно мучился в праведной душе, видя и слыша дела беззаконные» (2 Пет. 2:8). Но мы знаем, что Бог ответит на любой ход сил зла так, что победа останется за Ним.