О Страшном Суде говорится в разных книгах Нового Завета, прежде всего – в книге Откровения Иоанна Богослова. Важно иметь в виду, что речь при этом идет о конце времен и окончательной победе над смертью. Чаще всего выражение «страшный суд» по ошибке применяют к посмертной участи отдельных людей. Это две разные истории, их не нужно путать друг с другом.
Что происходит, когда человек умирает? Душа разлучается с телом, тело предается земле, душа предстает на суд. На некоторых иконах и средневековых изображениях можно видеть, как ангелы уносят душу на небо и суд представлен как взвешивание души. Иногда изображают ангела-хранителя, который говорит о добрых поступках человека, а с противоположной стороны стоит обвинитель.
Согласно учению Церкви, каждый человек будет судим по тому, что он совершил в земной жизни. Исходя из этого, праведники наследуют блаженное пребывание в раю, пред лицом Бога, нераскаявшихся грешников ожидают муки ада, вдали от Бога. Но взвешивание душ не называется Страшным Судом.
Затем, согласно учению Церкви, в конце времен все души обретут тела, совершится воскресение мертвых, о котором говорится в Символе веры. Воскресшее человечество предстанет пред Христом, пришедшим во славе, чтобы свершить окончательный суд. Одних ожидает вечное блаженство, других – вечное осуждение.
Что конкретно говорится об этом? Как всё будет происходить?
В Откровении Иоанна Богослова говорится о том, как в битве архангел Михаил низвергает дракона-сатану, то есть одерживает окончательную победу над злом и небытием. Страшным судом чаще всего называют тот окончательный суд, который совершится после того, как погибнет зло.
Зло наказано, добро торжествует?
Не всё так просто. В 20-й главе Откровения сказано, что дракон закован в цепи на тысячу лет, а затем будет освобожден и будет царствовать еще тысячу лет. Образ тысячелетнего царства сатаны всегда будоражит воображение. Разумеется, Апокалипсис не следует читать как научное исследование, здесь используется язык поэтических образов и символов, который посредством деталей нам сообщает определенное богословское убеждение, а не информацию.
В глазах Бога тысяча лет как один день, и было бы нелепостью это пересчитывать на наши часы и секунды.
Тысячелетнее царство зверя говорит, что человек не является единственным виновником зла, грех превосходит меру человеческих способностей.
Человек очень часто оказывается рабом и жертвой своей наклонности ко злу. Сатана – глубинный источник зла, он до последнего будет пытаться соблазнить народы, чтоб их руками погубить святых. По истечении тысячи лет древний дракон будет навсегда низвержен в озеро с горящей серой. Как это изображается в фильмах, главный злодей должен умирать долго и мучительно.
Значит ли это, что нужно бояться Страшного Суда?
Если прочитать последние две главы Откровения, вы увидите, что ничего ужасного там нет. Кстати, не задумывались ли вы, для кого уготован вечный огонь? Озеро с пылающей серой приготовлено не для людей, а для дьявола и ангелов его. Адские муки приготовлены не для нас, Бог не желает вечного осуждения человека, если человек оказывается отлученным от Бога, это происходит никак не по вине Бога.
Новые небо и земля представлены как Небесный Иерусалим, спускающийся с неба как скиния, в которой Бог будет жить вместе с людьми. Праведники будут царствовать вместе со Христом, и все народы будут ходить в сиянии Божественного света. Заблудшие люди и соблазненные идолопоклонством народы будут спасены. Бог желает спасти мир, а не осудить его. Вот почему ожидание конца времен определяет характер христианской жизни, является основанием нашей надежды и источником радости.
Страшный Суд – радостная весть для всех? Разве это справедливо?
Это означает, что последнее слово в истории мира не принадлежит злу и несправедливости. Я не склонен думать, что всё должно быть покрыто любовью в том смысле, что добрые и злые, палачи и мученики должны получить общий удел. Нет, каждый получит свою награду. Это радостная новость для тех, кто стремится поступать по совести, это очень тревожная весть для тех, кто переступает через заповедь любви.
Мысль о Страшном Суде в нас должна вызывать трепет, а не боязнь.
Есть принципиальное различие между страхом праведным и страхом нечестивым. Одно дело страх, который испытывает жена, изменявшая своему мужу, ей страшно от того, что по возвращении мужа ее постыдные похождения откроются. Другое дело – чувство женщины, которая с нетерпением и трепетом ждет возвращения супруга, потому что она сделала всё, чтобы эта встреча была радостной для него и для нее. Притчи о Страшном Суде ставят перед совестью человека вопрос: а ты всё ли в своей жизни сделал для того, чтобы встретить Христа во славе? Ты испытываешь перед Богом священный трепет или суеверную боязнь?
В Неделю о Страшном Суде читается притча из 25-й главы Евангелия от Матфея. В ней тоже речь идет о последних временах?
Притча о Страшном Суде является завершающей в ряду нескольких притч, в которых Христос призывает бодрствовать. До этого рассказывается притча о мудрых и безумных девах, затем притча о талантах, но в них никак не объясняется, что значит бодрствовать. В притче о талантах говорится, что нужно быть готовым пойти на риск, но что за этим стоит? Между тем, именно бодрствование и аскеза – главное содержание Великого поста. Ответ дается в притче о Страшном Суде: бодрствовать означает оказать милость страждущему, накормить голодного, навестить заключенного.
Дело в том, что Христос рассказывает эти притчи накануне Страстей, через несколько дней Он сам будет предан унижениям и распятию. Не случайно в притче Он отождествляет Себя со Своими «меньшими братьями», то есть самыми униженными. Когда Он придет во славе, Он будет судить людей исходя из того, как они обходились с самыми обездоленными. Наше отношение к ним в действительности показывает наше подлинное отношение ко Христу. И скажет им Царь в ответ: «Говорю вам, все, что вы сделали для одного из самых малых братьев Моих, вы сделали для Меня» (Мф. 25:40). Сюрприз не в том, что, как оказалось, они совершили или не совершили нечто очень важное. Сюрприз в том, что они эту милость оказали или не оказали Христу.
Оказывается, наши поступки имеют вес, имеют значение, наша жизнь имеет значение. Те, кто совершали добрые дела, скорее всего не знали, что они их совершали в отношении Христа. Однажды откроется, что совершенное ими добро имело измерение, о котором они даже не подозревали. Это радостная весть.
Вероятно, вы обращали внимание, что в евангельских притчах адские муки ожидают как возмездие за бездействие. В притче о талантах виновный ведь ничего не совершил дурного, он не потерял и не украл талант, он просто ничего с ним не сделал. В притче о богатом и Лазаре богатый ничего преступного не совершил, он лишь не позаботился об обездоленном. Цель этой притчи – не просто дать нам информацию, но пробудить нас от спячки. Здесь нет никакой угрозы, это призыв бодрствовать: не думайте, что достаточно называть себя христианином, повторять «Господи, Господи» и при этом ничего не делать. Это увещевание относиться к своей жизни всерьез.