«Знания и навыки — это то, что мы можем оставить детям». Анна Данилова
Сразу скажу — мы хотим обсуждать именно те вопросы, которые волнуют вас, делиться своим опытом или искать лучших экспертов для интервью. Поэтому присылайте нам вопросы и пожелания вот сюда, мы будем думать и искать ответы вместе.
Все сложные последние годы — начиная с ковида — показали, что…
Мало на что можно опереться. Мало на что из того, что казалось непоколебимым фундаментом жизни детей.
Недвижимость и устоявшееся место работы. Карьера и деньги — все это в один момент может обнулиться.
А еще мы поняли, что у нас есть только то, что мы умеем. Наши навыки. Наш интерес. Наше образование и наш главный смысл жизни.
И именно знание — это то, что мы можем оставить детям.
У меня пятеро детей. И я всегда говорю, что мы собираем им волшебный чемодан на будущую жизнь — приданое. Закладываем туда навыки и знания. Я учу их с раннего возраста английскому, например, и знаю, что это тот навык, который с ними будет всегда. Как в сказке — достал кузовок, а оттуда волшебную палочку. Достал чемоданчик, посмотрел, что я умею делать, какие у меня есть знания и умения.
Я знаю, как много может дать каждый родитель, просто разговаривая с ребенком. Давая интересные темы для разговора, слушая, слыша и изучая мир вместе с ним. И еще я знаю, как много хочется дать каждому ребенку и как ограничены наши силы, средства и возможности.
Поэтому мы будем вместе искать лайфхаки.
Почему я буду об этом писать?
Я всю жизнь в образовании — в самом разном.
Я окончила филологический факультет МГУ и защитила там кандидатскую диссертацию, 20 лет в Московском университете означали для меня, что я могу делать мир немного лучше. Что читая курсы по социолингвистике и теории медиа, по академической риторике или проводя занятия английского, я могу еще немного зажигать огонь в глазах студентов.
Я преподаю английский язык 20 лет, работала в больших компаниях, с топ-менеджментом, с детьми, с подростками. Я не проиграла ни одного тендера. Я много лет консультирую семьи — как выстроить правильно траекторию образования и изучения языка, чтобы мотивация не испарилась. Чтобы язык не «мучили» и «выучивали». Я создала свою языковую школу и каждый день пишу что-то полезное в своем телеграме про английский.
У тысяч моих учеников уже получилось дать детям английский язык правильно до того, как в школе они столкнутся с окриком «грубая ошибка» и до того, как огонек в глазах потухнет и они сами будут о себе говорить «я неспособный».
А еще я сама училась с нуля. Когда не стало моего первого мужа — основателя Правмира Анатолия Данилова, и я поняла, что университетская зарплата нас не прокормит, я выучилась на фотографа. Ночами, с малышом на руках, я нашла и освоила такую работу, которая приносила мне счастье, не занимала много времени и несколько лет нас успешно кормила. Поэтому я знаю, как важно делать, пока все вокруг отговаривают от этого.
В этом году 20 лет Правмиру.
Один из главных наших проектов — программа об образовании «К доске!», в которой несколько лет я встречаюсь с самыми лучшими людьми в современном образовании для того, чтобы помочь вам сложить этот пазл — как дать ребенку максимум в условиях ограниченного времени, сил, средств и во время абсолютной нестабильности, когда каждый прогнозирует что-то свое и огромное количество липовых экспертов делают большие деньги на доверчивости родителей.
Мы говорили с Людмилой Петрановской о сильных школах и психологической стабильности школьников, с Марьяной Михайловной Безруких о том, что должен уметь ребенок в начальной школе и почему так сложно старшеклассникам, с подростковым педиатром Натальей Беловой о здоровье подростков, офтальмологом Вадимом Бондарем о том, как не посадить детям зрение. С Аленой Владимирской, одним из топовых хедхантеров России и теперь Узбекистана обсуждали навыки, которые будут востребованы у наших детей, с Женей Кац, лучшим детским математиком, о том, как привить ребенку интерес к математике, с одним из сильнейших учителей математики Лидией Бычковой о том, как правильно выстроить обучение математике в школе, а с деканом математического факультета Высшей Школы экономики Александрой Скрипченко — об олимпиадах и сложностях у студентов математиков.
Мы обсуждали с прекрасным преподавателем литературы Ириной Лукьяновой, как помочь школьнику понять русскую литературу, а с одним из самых известных специалистов по работе мозга Вячеславом Дубыниным про то, что надо знать родителям о работе мозга, с Анной Высоцкой — нейропсихологом и консультантом по подбору школ — мы подробно обсуждали, когда менять школу, поступать ли в селективные топовые школы, а с Александром Архангельским — к чему готовиться студентам в ситуации постоянно меняющегося медийного пространства.
Будем продолжать этот разговор.
И ждем ваши вопросы и темы!