Золотой Вавилон, или безумие толпы
В Москве открылся торгово-развлекательный комплекс с говорящим названием «Золотой Вавилон». Анонсы сулили конкурсы, развлечения и выступления звезд. В назначенный час двери распахнулись и в центр хлынула толпа, она все прибывала и прибывала, через несколько минут заполнив каждый свободный сантиметр, а другие ждали на улице. Чего ждали? Зачем шли, в чем радость праздника давки и столпотворения? Разбиты витрины, сломаны эскалаторы. Посмотрим на это событие сначала глазами очевидцев, а затем глазами богословов и философов.
Источник видео: Вести
Читайте также: Давка на распродаже: животные стороны общества потребления
Без Бога нация — толпа…
Иеромонах Роман (Матюшин)
Без Бога нация — толпа,
Объединенная пороком,
Или слепа, или глупа,
Иль что еще страшней — жестока.
И пусть на трон взойдет любой,
Глаголющий высоким слогом.
Толпа останется толпой,
Пока не обратится к Богу!
8 августа 1990 г., п. Кярово.
Когда народ становится толпой
Гюстав Ле Бон — французский философ, социолог, первый исследователь психологии масс и толп, фрагмент из книги «Психология народов и масс»
Тысячи индивидов, отделенных друг от друга, могут в известные моменты подпадать одновременно под влияние некоторых сильных эмоций или какого-нибудь великого национального события и приобретать, таким образом, все черты одухотворенной толпы. Стоит какой-нибудь случайности свести этих индивидов вместе, чтобы все их действия и поступки немедленно приобрели характер действий и поступков толпы. В известные моменты даже шести человек достаточно, чтобы образовать одухотворенную толпу, между тем как в другое время сотня человек, случайно собравшихся вместе, при отсутствии необходимых условий, не образует подобной толпы. С другой стороны, целый народ под действием известных влияний иногда
становится толпой, не представляя при этом собрания в собственном смысле этого слова. Одухотворенная толпа после своего образования приобретает общие черты — временные, но совершенно определенные.
Как бы ни была нейтральна толпа, она все-таки находится чаще всего в состоянии выжидательного внимания, которое облегчает всякое внушение. Первое формулированное внушение тотчас же передастся вследствие заразительности всем умам, и немедленно возникает соответствующее настроение. Как у всех существ, находящихся под влиянием внушения, идея, овладевшая умом, стремится выразиться в действии. Толпа так же легко совершит поджог дворца, как и какой-нибудь высший акт самоотвержения; все будет зависеть от природы возбудителя, а нс от тех отношений, которые у изолированного индивида существуют между внушенным актом и суммой рассудочности, противодействующей его выполнению.
…Люди, находившиеся в Париже во время осады, видели множество примеров такого легковерия толпы. Зажженная свеча в верхнем этаже принималась тотчас же за сигнал неприятелю, хотя довольно было бы минуты размышления, чтобы убедиться в нелепости этого предположения, так как, конечно, неприятель не мог различить пламя свечи на расстоянии нескольких миль.
Образование легенд, легко распространяющихся в толпе, обусловливается не одним только ее легковерием, а также и теми искажениями, которые
претерпевают события в воображении людей, собравшихся толпой. В глазах толпы самое простое событие быстро принимает совсем другие размеры. Толпа мыслит образами, и вызванный в ее воображении образ в свою очередь вызывает другие, не имеющие никакой логической связи с первым. Мы легко поймем это состояние, если вспомним, какое странное сцепление мыслей порождает у нас иногда воспоминание о какомнибудь факте. Рассудок указывает нам на те несообразности, которые заключаются в этих образах, но толпа их не видит и примешивает к действительному событию то, что создано ее искажающим воображением. Толпа совсем не отделяет субъективное от объективного; она считает реальными образы, вызванные в ее уме и зачастую имеющие лишь очень отдаленную связь с наблюдаемым ею фактом.
Падение Вавилона – великой блудницы
Архиепископ Аверкий (Таушев). Толкование на Апокалипсис
…Живо и образно рисуется гибель Вавилона – великой блудницы, которая сопровождалась, с одной стороны, плачем царей земных, блудодействовавших с нею, и купцов земных, продававших ей разного рода драгоценные товары, а с другой, радостью на небе по поводу справедливого суда Божия.
Некоторые современные толкователи полагают, что этот Вавилон действительно будет каким-то громадным городом, мировым центром, столицею царства антихриста, который будет отличаться богатством и вместе с тем крайней развращенностью нравов, чем вообще всегда отличались большие и богатые города.
В последних стихах этой главы (21-23) указывается на внезапность кары Божией, которая постигнет этот город. Гибель его произойдет так же быстро, как жернов погружается в море, и гибель эта будет столь поразительна, что от города не останется ни малейших следов, на что образно указывается в словах: «и голоса играющих на гуслях и поющих и играющих на свирелях и трубящих трубами в тебе уже не слышно будет» и т. д. В последнем, 24-м стихе указывается еще, как на причину гибели Вавилона, то, что в «нем найдена кровь пророков и святых и всех убитых на земле».
Мировой кризис
Священник Дионисий Свечников
Мировым кризисом для человечества стало Вавилонское столпотворение. Господь смешал языки возгордившихся людей. Это сейчас мы не удивляемся, увидев человека говорящего на ином языке. Но тогда это был настоящий кризис! Люди, говорившие на одном языке, вдруг перестали понимать друг друга, и им пришлось разойтись, так и не закончив задуманного строительства башни, которая достигла бы небес. И в этом случае кризис явился следствием греха – гордыни людей.
Крах мировой финансовой системы объяснить легко. Как некогда Господь опрокинул столы менял в Иерусалимском храме, так и сегодня Он порушил Вавилонские башни тех, кто опьяненный собственным богатством, забыл о Нем и Его заповедях: «возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душою твоею и всем разумением твоим» (Мф. 22, 37) и «возлюби ближнего твоего, как самого себя» (Мф. 22, 39). Тот, кто смыслом своей жизни ставит угождение себе самому, и возвеличивает свое имя ради собственной славы, рано или поздно окажется у разбитого корыта. О таких людях Господь рассказал притчу: «у одного богатого человека был хороший урожай в поле; и он рассуждал сам с собою: «что мне делать? некуда мне собрать плодов моих». И сказал: «вот что сделаю: сломаю житницы мои и построю большие, и соберу туда весь хлеб мой и все добро мое, и скажу душе моей: душа! много добра лежит у тебя на многие годы: покойся, ешь, пей, веселись». Но Бог сказал ему: «безумный! в сию ночь душу твою возьмут у тебя; кому же достанется то, что ты заготовил?»» (Лк. 12, 16-20). Вот, что говорит им Господь: «Чем больше они умножаются, тем больше грешат против Меня; славу их обращу в бесславие… Будут есть и не насытятся; будут блудить и не размножатся; ибо оставили служение Господу» (Ос. 4, 7, 10). Поэтому не окончится этот суд Божий, пока виновники суда не признают свою неправоту, не признают победу Божию и не обратятся к Нему с мольбой о помиловании.
Вавилон (Библейская энциклопедия)
Вавилон (смешение) (Быт. X, 10, IV Цар. XVII, 24, II Пар. XXXII, 31 и др.) был столицей Халдеи и одним из древнейших и богатейших городов в мире. Построен Нимвродом, сыном Хуша, или Куша, потомком Хамовым, сделавшим означенный город столицей своего царства. По Геродоту, Вавилон, расположенный по обоим берегам р. Евфрата, своей формой представлял совершенное подобие четырехугольника, или квадрата, построенного на огромной равнине; окружность города была в 60 англ. миль, по 15 миль в каждой стороне. Толщина стен была 86 футов, так что по поверхности их можно было проехать шести колесницам в ряд, а высота оных простиралась до 334 фут. На стенах высились 250 башен, с сотней ворот, изваянных из меди. Стены были сложены из больших кирпичей на смоляном цементе. Вне городских стен город был окружен со всех сторон глубоким рвом. В нем находилось 676 квадратных площадей, окруженных домами и садами. Если не весь Евфрат, то часть оного протекала чрез город с с. на ю., разделяя оный на две части. По обеим сторонам реки находилась набережная и высокая стена. Среди города, пересекая реку, тянулся громадный мост, по восточную сторону которого возвышался царский дворец и языческий храм Бела, богатства которого, по свидетельству Геродота, доходили до 28 миллионов фунтов стерлингов (до 280 млн. на наши деньги).
Висячие сады Вавилона считались некогда в числе семи чудес света. Впрочем, слава Вавилона гремела недолго, и под наплывом нападений различных завоевателей он подвергся крайнему запустению. Кир овладел им; после того Дарий расхитил оный; Ксеркс ограбил его храмы, и Александр Македонский умер в то самое время, когда мечтал и делал попытки восстановить его величие. Да, этот город чудес, многолюднейший из всех, — золотой город, слава царств, красота Халдеи, согласно с пророческими предсказаниями, сделался грудой развалин, жилищем шакалов, ужасом и посмеянием — городом без жителей. Как львы зарыкают все они, говорит пр. Иеремия, и заревут как щенки львиные (Иер. LI, 38). Что сильнее всего поражает ужасом современных путешественников при обозрении развалин Вавилона (ныне бедная арабская деревня Гиллах), то это громадные массы мусора на месте славного некогда во всем мире города. Как сделался Вавилон ужасом между народами! — восклицал некогда пр. Иеремия (LI, 41, L, 23).
В Свящ. Писании слово Вавилон иногда употребляется в иносказательном смысле и означает царство антихриста, противника Христу и церкви Христовой (Откр. XIV, 18, 19). Св. ап. Петр в I послании (V, 13) говорит об избранной церкви в Вавилоне. По мнению некоторых, это был другой Вавилон в Египте, находившийся вблизи настоящего Каира, при одном из притоков р. Нила; другие под означенным названием разумеют Рим, и на сем основании предполагают, будто бы ап. Петр был епископом Рима. Но относительно сего последнего трудно допустить, чтобы апостол употребил иносказательное выражение в простом приветствии, заканчивающем его послание: Приветствует вас избранная, подобно вам (церковь) в Вавилоне (I Пет. V, 13).