Его жизненный путь признают исповедническим. Скончался святитель в причерноморской ссылке, несправедливо низложенный с Константинопольской кафедры. Надо сказать, будучи на всеимперской кафедре, святитель жил в суровом подвижничестве и оставил по себе память как удивительный проповедник.
В проповедях Златоуст прежде всего раскрывается как толкователь Священного Писания. Ничего неожиданного. До Константинополя святой Иоанн Златоуст прошел знаменитую Антиохийскую школу богословия, которой был накоплен большой опыт толкования Библии.
Для этой богословской школы характерно историческое прочтение богодухновенных книг. Даже когда Писание толкуется антиохийцами не в буквальном смысле, они понимают ее типологически, а не аллегорически.
Что такое типологическое толкование? Ответить легко: типологически толкуется Ветхий Завет, когда его сюжет понимается как образ (типос – греч.) новозаветного сюжета. К примеру, ветхозаветный Адам есть образ Иисуса Христа.
Возьмем эту тему, обозначенную уже у апостола Павла, и посмотрим, как святитель Иоанн ее развивает.
Образ Иисуса Христа
Вообще, святитель Иоанн очень любит обращаться к посланиям апостола Павла. Откроем его Беседу X на послание к Римлянам. Вот святитель вчитывается в трудное место из Писания:
«Как одним человеком грех вошел в мир, и грехом смерть, так и смерть перешла во всех человеков, (потому что) в нем все согрешили… Но дар благодати не как преступление. Ибо если преступлением одного подверглись смерти многие, то тем более… дар по благодати одного Человека, Иисуса Христа, преизбыточествует для многих» (Рим. 5: 12, 15).
Толкование святителя пролагает себе дорогу в полемическом русле. Он мысленно отвечает на вопросы некоего человека, который никак не хочет принять Новый Завет. И в качестве аргумента против Евангелия спорщик выставляет следующее соображение: «Каким образом род человеческий спасен одними заслугами Христа?»
Иначе говоря: «Допустим, что Христос что-то сделал, но какое это имеет значение для прочих людей? Почему подвиг Христа Бог «засчитает» нам и, тем самым, спасет нас от погибели в грехах?»
На все эти серьезные вопросы святитель Иоанн отвечает тоже вопросами:
«Каким образом весь род человеческий осужден за преслушание одного Адама, – тем более что нет и сравнения между грехом и благодатью, между смертью и жизнью, между диаволом и Богом, но между ними существует бесконечное расстояние».
Заметив, что Богу более свойственно спасать, нежели наказывать, архиепископ Иоанн заключает: «Все показывает, что превосходство и победа на стороне Христа… какое ты имеешь основание для неверия?»
Разберем все по порядку. Самое главное здесь – то, что вопрос неверующего был о Иисусе Христе, а святитель рассуждает о праотце Адаме. Это не уход от темы, а особый поворот темы. Мы можем перейти от Христа к Адаму, потому что Адам является образом Христа (типологическое толкование). И Христос называется вторым Адамом.
Что нам даст такой поворот темы?
Даст объяснение, по существу вопроса. Апостол Павел вспоминает сюжет из книги Бытия: согрешил Адам, и одним человеком грех вошел в мир, и грехом смерть (наказание за грех).
«Подобным» же образом в Евангелии: Христос преодолел все соблазны, сохранил Себя безупречно чистым от греха, даже перед лицом крестной смерти, – и одним Иисусом Христом праведность вошла в мир, и праведностью вошла жизнь.
Я взял слово «подобным» в кавычки, потому что подобие в двух сюжетах Библии есть, однако же полного равенства нет. Спасительное деяние Христа гораздо влиятельнее грехопадения Адама. Апостол Павел замечает, что дар благодати – не как преступление.
И святитель Иоанн поясняет эти слова: Богу более свойственно спасать, нежели наказывать. Если Он многих людей наказал смертью после преступления Адама, то Бог охотнее одарит жизнью множество людей после спасительного подвига Христова.
И святитель еще прибавляет, что нельзя уравнивать смерть и жизнь, грех и благодать, диавола и Бога. Зло нельзя уравнивать по силе и значению с добром, каким бы сильным и значительным оно ни представлялось. Поэтому подвиг Христа несравненно больше значит, чем непослушание Адама. Христос нам вернул больше, чем Адам потерял.
В этом сравнении Адама с Христом есть еще один момент, который вызывает вопросы. Положение Адама среди прочих людей особое. Согласно Библии он не просто самый старший человек, а родоначальник, отец всех людей. Вот почему его судьба естественным образом отражается на судьбе всех людей.
Мы связаны с Адамом семейными кровными узами, мы плоть от плоти и кровь от крови Адама и Евы. Мы – дети – разделяем судьбу родителей. А можно ли назвать Христа родоначальником, отцом множества людей?
Христос – глава Церкви
Мы живем через два тысячелетия после Христа. И чисто с исторической точки зрения воспринимаем Его как старшего по времени. Но ведь Христос спасает и нас, и Своих современников, и их предшественников, и самого праотца Адама спасает. У человечества была многовековая жизнь до пришествия Спасителя.
Как же Христос связан со всеми нами, с живущими в XXI веке новой эры, со святителем Иоанном, с апостолом Павлом, с теми, кто умер в XXI веке до Рождества Христова?
Он связан с нами через плоть и кровь. Богочеловек Иисус Христос стал во главе нового человечества, новозаветной Церкви. Он дает нам Свое Тело и Кровь, и мы становимся сотелесными и единокровными Ему. Мы принимаем таинство Евхаристии, приобщаемся другим таинствам церковным и преображаемся в мистическое Тело Христово – Его Церковь.
В повседневной приходской жизни мы видим, что Адам являет собой образ будущего Христа. Поистине Христос нам не менее родной, чем Адам. Чудесным образом в таинстве Евхаристии Иисус Христос делает нас причастниками Своей человеческой природы и подает нам общение со Своим Божеством.
Это величайшее таинство Христово святитель Иоанн считал важнее любой проповеди, даже самой замечательной, глубокомысленной и искусной с точки зрения риторики.