Не пришёл на работу, потому что ботинки грязные. Мифы о зумерах

Молодость — до 44 лет
Молодежь — это люди до 44 лет, как считает сейчас ВОЗ (Всемирная организация здравоохранения). Но любая граница — условность. Речь не о годах, а об идеологическом тренде: общество может позволить себе, чтобы человек дольше сохранял черты молодости, когда оно благополучно.
В тяжелые времена про молодое поколение говорили: «Им пришлось рано повзрослеть». Социальные стандарты взросления — обеспечение себя деньгами, вынужденная остановка образовательного трека, необходимость создания семьи как экономической ячейки общества и ее защита. Людям приходилось взрослеть, когда общество вставало перед вызовом или существовало в тяжелых условиях. Например, у крестьянских детей почти не было периода детства — они быстро начинали работать.
А сейчас мой коллега смеется, когда 35-летняя дочь говорит ему, что пока не знает, кем хочет быть.
Мы должны гордиться собой как общество, что можем себе позволить отсрочить детство.
Мы в фокус-группах часто видим некоторый межпоколенческий конфликт. Старшее поколение говорит детям студенческого возраста: «Я в твои годы работал, причем по специальности, чтобы выстраивать карьеру». В ответ они слышат, что сейчас в этом нет необходимости. Надо пробовать здесь и там, искать себя, заниматься самореализацией, а не участвовать в карьерной гонке. И это повод для старшего поколения обвинить молодое в инфантилизме. А для молодых это осознанность. <…> И красота, и молодость, и инфантильность — в глазах смотрящего. И нельзя сказать, кто из них прав.
Еще один тренд — стирание границ взросления. Мы имеем дело со смешанными границами не только молодости, но и зрелого возраста. Люди «серебряного возраста» точно так же переживают стирание границ. Они могут себе позволить многое из того, что не могли раньше. И это тоже социальный прогресс. И общество не смотрит на тебя с позиции: «Тебе 35 лет, почему ты так себя ведешь?» И то же самое о себе может сказать человек в 68. И это прекрасно!
О теории поколений
Самую популярную теорию поколений в мире предложили американские исследователи Нил Хоув и Уильям Штраус. Они считали, что каждые 20 лет рождаются люди, мировоззрение и опыт которых отличаются от убеждений предшественников:
- поколению «альфа» 12–13 лет;
- зумерам (хоумлендерам, поколению Z) — от 12-13 до 24-25 лет;
- миллениалам — от 25 до 45 лет;
- поколение «X» — от 46 до 60 лет.
Все эти границы условны. Есть группы людей, которые родились между этими периодами — их мы называем «эхо-поколениями», которые испытали на себе воздействие и тех, и других. В наших научных исследованиях мы показали, что объединять в одно поколение людей, родившихся в течение 20 лет, нелепо.
Зумеры, которым 13–14 лет, и зумеры, которым 24–25 лет — это разные люди. Не только в силу возраста, но и потому, что у них разная мода, разная музыка в наушниках, разные телефоны. Они через разные события прошли. Поэтому мы, социологи, говорим о младших зумерах и старших, так же и с миллениалами. <…>

Психолог Александр Рикель
Почему люди из разных поколений отличаются друг от друга
Поколение — это продукт исторических событий, которые на него повлияли — от экономических кризисов до развития социальных сетей. Принято считать, что есть некие формирующие годы, разные исследователи определяют их по-разному. Но, грубо говоря, можно назвать их юностью, когда мы испытываем наибольшее воздействие окружающего мира.
Есть люди более чувствительные к историческим событиям — городской средний класс. Они формируют ядро поколения, впитывают тренды первыми и посылают их дальше. Становятся тем поколением, которое выделяется. Когда ты говоришь «типичный зумер», то представляешь себе парня в оверсайз рубашке, с крашеными волосами, в наушниках и на самокате. Это типичный представитель своего поколения. Так это и происходит.
Что сильнее — черты поколения или воспитание?
Индивидуальные различия между людьми в любом случае сильнее группового сходства. И малые группы, которые для нас значимы, сильнее, чем большие. То есть семья оказывает большее влияние, чем макропсихологические процессы.
Если воспитание внутри семьи перестанет играть важную, системообразующую роль, то мы столкнемся с диким вызовом нашему обществу. Поэтому, говоря о поколенческих трендах, мы ставим на первое место любовь, прививание гуманистических ценностей и так далее.
Когда все кричат вокруг, что «зумеры — они другие», «альфы — они другие», «мир сломался» — это базарный площадной скандал.
Если бы сломалась межпоколенческая трансмиссия ценностей, мы бы испытали социальный шок. Ничего пока не сломалось. <…> Базовые ценности любви, здоровья, семьи, созидания абсолютно не ломаются внутри межпоколенческой трансмиссии. <…>
Это абсолютно нормально, что молодежь отстраивается от нас, как бы это грустно ни звучало. Им это нужно, чтобы обрести свое «я» через разные поведенческие формы. Мы тоже так поступали, и наши родители, и их дети сделают так же. И это абсолютно нормально. Но сходства между нами все равно будет больше.
У каждого поколения свои ценности
Когда говорят: «Зумеры не хотят копить себе на квартиру», в ответ можно услышать: «Подождите 20 лет, это изменится. Чего вы торопитесь?» Это аргумент для тех, кто критикует теорию поколений. Ценности могут меняться.
Но характеристика поколения — то, во что человек верил в свои 20. Даже если в 40 лет он перестал в это верить, все уже высечено в граните истории. <…> Наши бабушки и дедушки в 20 лет не могли даже себе помыслить, что у них будут стабильные материальные опоры. Некоторые даже мечтать не могли об этом. Клочок земли, квартира или автомобиль были высокой ценностью, потому что в 20 лет это все было недоступно. Но для современных ребят жилье или машина — не ценность.
Для людей поколения X ценностью была карьера. Увидев возможность зарабатывать, они хватались за нее. На фокус-группах мы называем этих людей «поколением карьерной лестницы». Для них карьера стала достижением. Современная молодежь презрительно называет ее «достигаторством», «успешным успехом», с иронией относится к необходимости бежать к цели, успеху, деньгам. Они предпочитают другое. Маятник ценностей словно качается из одной стороны в другую.
Стереотипы о зумерах
Зумеров называют залюбленным поколением, поколением Питера Пэна, поколением птенцов, которые вернулись в гнездо к родителям. Хлесткие метафоры звучат обидно, они показывают удлинение детства и ту самую инфантильность.
Во всех семьях ситуация была разной. Но многие родители пытались дать зумерам то, чего у них не было в детстве. Побольше внимания, тепла, развития, опеки и возможностей для того, чтобы они чувствовали себя детьми.
И это воспитало зумеров людьми с наиболее индивидуалистическими ценностями, наибольшей любовью к себе и вниманием к себе, если сравнивать с предыдущими поколениями. При этом они в том возрасте, когда свойственно переводить внимание на себя.
Поэтому когда говорят о зумерах как о тех, кто отстаивает личные границы, ходит к психологам, обращает внимание на себя, то не стоит забывать, что любое поколение — продукт не только эпохи, но и своих родителей.
Поколение X — поколение с ключом на шее, которые сами делали все в своей жизни, начиная с раннего возраста: отпереть дверь, приготовить обед, позаботиться о младшем брате. Зумеры — поколение, которое действительно воспитали в тепле.
Все хотят удержать людей на работе
Любая современная компания строит идеологию найма на том, как удержать сотрудника на работе. Зумеры — это поколение демографической ямы. Как только демографическая ситуация изменится, все может перевернуться, как песочные часы. Но пока все хотят удержать зумеров. И те понимают, что мячик на их стороне.
Это макропоколенческий тренд. Ты можешь победить его в конкретной семье, если сможешь показать сыну/дочке/близкому человеку важность и ценность другого поведения. И он «купит» это как аргумент, потому что ты ему важен как человек.
Работа с яркой профессиональной идентичностью — врачи, ученые, спасатели — переламывает поколенческие тренды. Они умудряются привлекать к себе людей, которые не вполне соответствуют трендам. При столкновении особенностей зумера с организационной культурой работы в больнице второе будет побеждать. Аргумент «я хочу лечить людей» переламывает зумерские (или миллениальские) фишки.
А что может предложить работодатель в мире компаний, где плюс-минус все одинаковое? Счастье. Поэтому они создают игровые зоны на работе, проводят великолепные внерабочие мероприятия, награждают сотрудников возможностью побольше работать из дома.
Зумеры не боятся потерять работу
Мы фиксируем у молодого поколения отсутствие страха перед работодателем. Они не боятся потерять работу, на них сложно надавить. Если нам что-то скажет руководитель, мы вытерпим это: «Что еще делать? Меня премии лишат, уволят, куда пойду потом?» Зумеры не боятся. Это еще и из-за возраста. Но надеюсь, что это продолжится.
Мы же не хотим, чтобы зумеры стали запуганным поколением, которое будет держаться за рабочее место, потому что альтернативы не будет, и вернется в логику страха перед начальником.
…и ждут высоких зарплат
Во многих компаниях говорят, что доходит до смешного: в вакансии написано, сколько сотрудник должен получать. Приходит молодой специалист на собеседование, а все равно считает, что достоин большего. Это тоже черта зумеров.
Зумеры и альфа — поколения, которые наблюдают явные образцы успеха, который складывался на их глазах.
Для них успешные люди — это во многом те, до кого они могут дотянуться. Им кажется, что стримеры, блогеры и прочие люди из интернета — это те, кто купил себе кольцевую лампу, микрофон и уже собирает донаты. И возникает некая иллюзия, что успешность близка.
Это создает эффект завышенных ожиданий. <…>
Но в культе успеха есть много положительного, я обсуждаю это со студентами. Успех представляется закономерным результатом деятельности. Историки и культурологи говорят, что это чрезвычайно здорово — мы живем в мире с устройством, где успех определяется только нами. Без каст и сословий. Посмотрите интервью любых миллиардеров из списка Forbes. Из них никто вам не скажет, что «я получил случайным образом свое богатство» или «мне папа его передал». Чаще всего это success stories — простой мальчик копался в гараже, а потом прошел этот путь. И это здорово в 90% случаев.
Фото: freepik.com