Межсоборным присутствием разработан проект «О деятельности Русской Православной Церкви по реабилитации наркозависимых» . Комментирует Елена Рыдалевская – исполнительный директор Благотворительного фонда «Диакония», Санкт-Петербург.
Заместительная терапия
Само по себе создание церковного документа, посвященного реабилитации наркозависимых, — безусловно, позитивный шаг. Еще лет пять назад подобное событие казалось чем-то недостижимым. Эта сфера является чрезмерно проблемной, в отношении методов реабилитации наркозависимых высказывается множество противоположных мнений, в том числе и в церковной среде. Очевидно, что назрела необходимость некоего консенсуса в этой сфере.
Считаю, что совершенно верно в документ внесен пункт о недопустимости в лечении наркозависимых так называемой заместительной терапии. На современном этапе в нашей стране легализация заместительной терапии может только ухудшить ситуацию с лечением наркомании.
Насколько мне известно, заместительная терапия дает ограниченный эффект лишь в тех странах, где существует годами отлаженная система реабилитации наркозависимых, где развита система длительного сопровождения человека не только в реабилитационном центре, но и по выходе из него. В современной же России подобного не существует, и введение заместительной терапии может только снизить количество людей, вставших на путь выздоровления.
Реабилитация — как?
К сожалению, ряд дискуссионных вопросов документ все-таки обошел стороной. В частности, это вопрос об отношении Церкви к так называемой «Программе 12 шагов». Мне кажется, было бы полезно осветить этот момент в документе – так как на современном этапе одни центры реабилитации признают достоинства этой программы, другие же верующие считают эту программу противоречащей православию. Если бы документ сформулировал взвешенное отношение Церкви к этой программе, определенное напряжение удалось бы снять.
Также жаль, что далеко не все формы церковной реабилитации наркозависимых, — как уже существующие, так и возможные – описаны в документе. Конечно, в тексте присутствует указание на то, что «Церковь допускает использование методик, заимствованных из опыта государственной наркологии, форм и методов, разработанных в различных странах», — однако это слишком общая формулировка, и ее явно недостаточно. Уже сейчас в ряде церковных центров, занимающихся реабилитацией наркозависимых, работа строится не в полном соответствии с той схемой, что описана в тексте.
В частности, реабилитация не всегда происходит на территории конкретного прихода. Наоборот, центр может быть самостоятельным юридическим лицом и располагаться недалеко от монастыря или прихода, в относительной изоляции от внешнего мира. И хотя духовное руководство священника в процессе реабилитации является непременным условием, непосредственное руководство центром и непосредственное финансовое попечение о нем священник редко осуществляет сам – это может быть и мирянин-специалист. Иными словами, структура реабилитационного процесса может быть более сложной, иметь определенные вариации.
Что такое церковная реабилитация наркозависимых?
Мне кажется, было бы целесообразно учесть эти обстоятельства и поддержать самых разных людей, которые заняты сегодня церковной реабилитацией наркозависимых, не ставя под вопрос их церковный статус. Поэтому важно сформулировать более широкие рамки для понятия «церковная реабилитация», не ограничивая их только указанными в тексте тремя принципами.
Кроме того, документ обходит стороной такое важное направление работы в сфере борьбы с наркозависимостью, как работа с так называемыми созависимыми людьми (то есть, с родственниками и близкими наркозависимых). Именно от родственников наркозависимого человека во многом зависит, сформируется ли у него мотивация к выздоровлению. Мне кажется, стоило бы об этом сказать отдельно.
Также за рамками документа осталась работа с людьми, имеющими двойной, или сложный диагноз (то есть, теми, у кого наркозависимость сочетается с психиатрическими заболеваниями или с тяжелыми формами ВИЧ и гепатита, а также с беременными наркозависимыми женщинами). Это люди, работа с которыми возможна только в специализированных лечебных учреждениях. На современном этапе у Церкви подобных учреждений нет, для этого нет достаточных средств и возможностей, но нужны хотя бы соответствующие представления о формах церковного попечения о таких людях.
Шаг навстречу
Кроме того, на мой взгляд, было бы хорошо, если бы в документе было отдельно сказано о работе Церкви с теми наркозависимыми, которые находятся в заключении. Им тоже нужна церковная поддержка, и стоит подчеркнуть, что Церковь не оставляет их в своих молитвах, что церковнослужители не отказывают им в исповеди, причастии и духовном общении, с тем, чтобы по выходе из мест заключения они знали, как включиться в церковные реабилитационные программы.
Вообще, любой шаг со стороны Церкви на встречу страдающим от наркозависимости людям сегодня очень ценен. Наше общество крайне ожесточено, и пренебрежительное отношение большинства людей к наркопотребителям как к выродкам, не заслуживающим человеческого уважения, только ухудшает ситуацию с распространением наркомании. Нужно напомнить обществу, что наркоманы – не выродки, а заблудшие души. Это больные, пострадавшие дети, которые встали на ошибочный путь, и они нуждаются в помощи.
Читайте также:
Реабилитация наркоманов — предотвращение катастрофы
Игумен Мефодий: Спрос на помощь Церкви в излечении наркоманов намного выше предложения
Три принципа церковной реабилитации наркозависимых