«Епископы были готовы сражаться против оплаты услуг по контролю за рождаемостью», — под таким заголовком вышла статья в газете «Нью-Йорк Таймс» 9 февраля. Бурную реакцию католической общественности вызвало решение администрация президента Обамы, согласно которому курируемые церковью больницы и университеты будут обязаны включать в программу медицинского страхования своих сотрудников услуги по контролю за рождаемостью.
«Такого не должно происходить в стране, где свобода вероисповедания поставлена на первое место в Билле о правах»
Когда после закрытых внутренних обсуждений администрация президента Обамы наконец озвучила решение, согласно которому курируемые церковью больницы и университеты будут обязаны включать в программу медицинского страхования своих сотрудников услуги по контролю за рождаемостью, католические епископы Америки были полностью готовы к сражению.
Епископы начали готовить почву для новой крупномасштабной кампании по борьбе с всем, что им кажется растущей угрозой свободе вероисповедания, включая легализацию однополых браков за семь месяцев до этого события.
Но принятое 20 января решение о включении контрацептивных услуг в программу обязательного медицинского страхования стало для них настоящей Пёрл Харбор. Спустя несколько часов после того, как президент Обама по телефону сообщил о своем решении архиепископу штата Нью-Йорк Тимоти М. Долану, который является президентом Конференции католических епископов Соединенных штатов, штаб-квартира Конференции в Вашингтоне опубликовала на своем веб-сайте записанное накануне видео-обращение архиепископа Долана.
— Никогда ранее, — сказал архиепископ Долан, — федеральное правительство не заставляло людей и организации идти и покупать продукты, которые противоречат их убеждениям. Такого не должно происходить в стране, где свобода вероисповедания поставлена на первое место в Билле о правах.
Скорость появления ответа епископов и его пыл отражает их усиливающееся чувство тревоги, что то место в американском обществе, которое когда-то принадлежало церкви, постепенно занимает все более секулярная культура, а то почтение, с которым к ней относились, медленно сходит на нет.
Испытание для общества
Этот конфликт станет испытанием не только для Белого дома, но и для самих епископов. Последует ли паства их призыву? Настолько ли они сильны, даже объединившись с евангелистами и другими религиозными консерваторами, чтобы их слово перевесило голос различных женских сообществ, защитников общественного здоровья и либеральных религиозных деятелей, утверждающих, что каждая женщина должна быть обеспечена средствами контрацепции и администрация Обамы поступила абсолютно правильно?
В день, когда было озвучено принятое решение, епископы по всей стране опубликовали на своих страницах в интернете схожие жесткие заявления, а на воскресной мессе священники с кафедры зачитали обращение епископов и посвятили проповеди теме религиозной свободы.
По подсчетам самих епископов, 147 епископов из 195 епархий по всей стране выпустили собственные письма на тему религиозной свободы, которые распространяются среди католиков через приходские бюллетени и епархиальные газеты.
Некоторые епископы призывают паству требовать от своих законодателей отменить новое правило, в то время как отдельные иерархи даже призвали к открытому сопротивлению.
Гражданское неповиновение?
Архиеписком Тимоти Броглио, который курирует католических военных священников, распорядился, чтобы они зачитали его пастырское послание на мессе, где говорится: «Мы не можем – и не будем – подчиняться этому несправедливому закону». Армейское руководство приказало вычеркнуть эту строчку, так как ее можно было бы интерпретировать как призыв к гражданскому неповиновению.
— Я никогда не видел, чтобы епископы так быстро реагировали, — сказал Стивен Шнек, директор Института политических и католических исследований Католического университета Америки в Вашингтоне. – Я помню процесс Роу против Уэйда. Тогда на ответ им потребовались годы, я говорю об организованном ответе.
«Епископы, действительно, уверены, что это прямое ограничение их религиозной свободы, закрепленной в Первой поправке, — продолжает мистер Шнек. – С их точки зрения, речь идет вовсе не о контрацепции».
В документе, принятом Министерством здравоохранения и социального обеспечения, говорится, что требование включить контрацептивные услуги в обязательную медицинскую страховку для сотрудников не распространяется на религиозные организации, в которых работают и которые обслуживают, прежде всего, представителей своей религии.
Таким образом, церкви не подпадают под действие нового правила, а католические больницы, различные религиозные организации и колледжи – подпадают. Белый дом заявил, что такое требование уже действует в 28 штатах, поэтому федеральный закон, являющийся частью реформы здравоохранения, лишь унифицирует его.
Неожиданный отпор заставил Белый дом заявить, что они ищут решения, но ни одна из сторон не приблизилась к компромиссу. Представитель Белого дома подчеркнул, что у католических организаций есть время до августа 2013 года, чтобы решить, каким образом они будут исполнять новые требования.
Также администрация президента ждет оценки того, насколько сильный политический урон нанесет данное решение. Кандидаты в президенты от республиканцев уже используют религиозную свободу как предвыборный аргумент. Хотя католики не голосуют единым блоком, они составляют решающее большинство голосов в таких штатах, как Мичиган, Огайо и Пенсильвания.
Что о принудительной контрацепции думают другие конфессии
Епископы нашли союзников среди консервативных евангелистов, которые не разделяют богословский запрет на использование контрацепции, действующий в Католической церкви, но рады, что епископы наконец-то поддержали давние жалобы правых на то, что правительство объявило войну религии. К ним присоединились иерархи восточных Православных церквей (Греческой, Русской, Украинской и других), а также две группы ортодоксальных иудеев: небольшие сами по себе, они привнесли в вопрос этническое разнообразие.
С другой стороны находятся священники и верующие американцы, которых не сильно задела тема религиозной свободы. Они считают решение действующей администрации разумной политикой в области здравоохранения.
Объединенная Методистская Церковь, у которой, как и Католической церкви, во всей стране есть свои больницы и университеты, рукоплескала решению включить контрацептивные услуги в программу обязательного медицинского страхования. Союз основных протестантских церквей, мусульман и реформистских и консервативных иудеев в среду выпустил заявление, в котором поддержала решение правительства.
Преподобная Дебра Хеффнер, исполнительный директор Религиозного института, либеральной межконфессиональной группы, занимающейся вопросами секса и опубликовавшей свою декларацию, сказала: «Религиозный мейнстрим в Америки высказывался в поддержку доступной контрацепции на протяжении, как минимум, последних сорока лет».
Но многие другие религиозные организации, включая белые и черные протестантские церкви, не участвуют в споре.
Как поступают американские католички
Основной вопрос сейчас, насколько эта тема важна для простых католиков. Если они решат, что контроль над рождаемостью важнее, епископы могут проиграть.
Папская энциклика Humanae Vitae, написанная в 1968 г., которая запрещала искусственную контрацепцию и утверждала, что каждый половой акт должен быть открыт для зачатия, не прижилась в Соединенных Штатах. Некоторые католические богословы до сих пор считают изложенную в ней доктрину неправильной.
Как показывают исследования 98% женщин-католичек в тот или иной период своей жизни пользовались искусственной контрацепцией. Опубликованные вашингтонским Институтом религиозных и общественных исследований во вторник результаты опроса показали, что 52% респондентов-католиков считают, что религиозные организации, такие как больницы и колледжи, все равно обязаны предоставлять своим сотрудникам медицинскую страховку, покрывающую контрацептивные услуги (однако среди голосующих католиков с таким решением согласны всего 45%, а 52% не согласны).
Возможно, католиков получится убедить в том, что новое требование нарушает свободу вероисповедания. На это указывает тот факт, что несколько влиятельных демократов-католиков, которые поддержали Обаму в 2008 г., поддержали его реформу здравоохранения и были на стороне президента в самых разных кризисных ситуациях, порвали с ним из-за решения по контролю за рождаемостью.
Майкл Шон Уинтерс, обозреватель еженедельного независимого либерального издания National Catholic Reporter, заявил: «Думаю, они ошиблись в одном: вне зависимости от того, что люди думают про контрацепцию, это остается внутренним спором среди католиков. А католики не любят, когда вмешиваются в их дела».
Дуглас Кмиек, посол США на Мальте при президенте Обаме, а ныне профессор государственного права в Университете Пеппердайн, сказал, что он крайне разочарован тем, что президент, обещавший уважать религиозные убеждения других, избрал столь жесткий курс, чреватый расколом в обществе.
«Сейчас все те, кому именно это в нем нравилось, кто аплодировал каждому абзацу в новом законе о здравоохранении, расстроены и сбиты с толку — сказал мистер Кмиек. – Ведь мы предвидели крушение поезда и повторяли: «только не сюда, только не сюда». Но поезд промчался и раздавил нас всех».
Источник: NYTimes. Автор — Лаури Годштейн. Перевод с английского специально для портала «Правмир».
В России о ситуации в США пишут regions.ru:
Обама решил пересмотреть оскорбительный для верующих законопроект
Президент США Барак Обама решил сделать шаг назад и пересмотреть внесение поправки в законопроект об обязательном медицинском страховании после того, как свою негативную оценку законопроекту высказали католические епископы и представители других религиозных групп США.
10 февраля во время беседы с журналистами в Белом доме президент Обама заявил, что его администрация не будет требовать от религиозных учреждений, типа больниц, университетов и т.д., включать контрацепцию в пакет страховых выплат работникам.
Администрация президента предложила компромисс, который позволит женщинам получать бесплатные контрацептивы от страховой компании в случае, если их работодатель отказывает им в этой услуге по своим религиозным убеждениям.
«Католический обозреватель» напоминает, что католические епископы во главе с будущим кардиналом Тимоти Доланом выступили с активной критикой новой политики администрации президента, поскольку считают, что она нарушает права на свободу религии и свободу совести. Католических иерархов поддержали протестантские и еврейские лидеры США.
Представляя запланированные изменения, президент Обама подтвердил свою поддержку свободы религии: «Как гражданин и христианин, я уважаю это право». Он напомнил о том, как в Чикаго «местные церкви принесли обществу больше добра, чем программа правительства».
Как сообщают СМИ, перед представлением изменений, президент Обама позвонил архиепископу Тимоти Долану, главе Конференции католических епископов США, и сообщил ему о своем решении.