Святитель Иннокентий, архиепископ Херсонский и Таврический (в миру Иоанн Алексеевич Борисов) родился 15 декабря 1800 года в городе Ельце в семье священника. С детства проявился в нем Божий дар слова, воспитывались и умножались такие редкие добродетели, как молитва и непрестанная духовная бодрость. В 1810 году Иоанн Борисов поступил в Воронежское епархиальное училище, которое окончил экстерном, а затем в Орловскую Духовную семинарию. В числе лучших выпускников семинарии в 1819 году он был принят в Киевскую Духовную академию. В Академии талант юноши окреп и развился во всей своей силе. Иоанн упражнялся не только во внешних, но и в духовных науках благочестия, стремясь подражать жизни самого Спасителя.
В 1823 году он окончил академический курс со степенью магистра богословия и был направлен в Санкт-Петербург профессором церковной истории и греческого языка Александро-Невского Духовного училища. Став в том же году ректором училища, он был пострижен в монашество с именем Иннокентий. Следующим местом его служения стала Санкт-Петербургская Духовная академия, где иеромонах Иннокентий был сначала преподавателем, а затем инспектором и экстраординарным профессором. Вскоре будущий святитель был возведен в сан архимандрита. В то время его проповеди появились на страницах многих церковных журналов, а в дальнейшем стали выходить первые научно-литературные труды, за которые в 1828 году он был удостоен степени доктора богословия, получил докторский наперсный крест и орден святой Анны 2-й степени.
В 1830 году архимандрит Иннокентий, умудренный духовным и жизненным опытом, был переведен в Киев на должность ректора Духовной академии и назначен настоятелем Киево-Братского монастыря. В течение десяти лет своего ректорства в Киевской Духовной академии архимандрит, а затем епископ Иннокентий предпринял ряд важных и полезных преобразований, прежде всего отменил преподавание на латинском языке, создававшем рабскую зависимость православного духовного образования от католического богословия и схоластического мышления. 21 декабря 1836 года состоялась хиротония его в сан епископа Чигиринского, викария Киевской митрополии с оставлением в должности ректора. Нравственное влияние святителя Иннокентия на своих сослуживцев было настолько велико и продолжительно, что любовь к нему они сохранили до конца своей жизни. Господь, Который «гордым противится, а смиренным дает благодать» (Иак. 4, 6), вознаградил раба Своего благодатными дарами, среди которых современники упоминают прозорливость, свидетельствуя, что «слова его действительно сбывались», что «прозорливость преосвященный имел особенную».
В 1840 году владыка Иннокентий назначается на самостоятельную Вологодскую кафедру, где за год пребывания становится известным как глубокий исследователь древних вологодских рукописей. 1 марта 1841 года епископ Иннокентий переводится на Харьковскую кафедру. Здесь он многое сделал и многое полюбил. Его трудами были восстановлены Святогорский, Успенский и Ахтырский Свято-Троицкий монастыри. Он, ревнитель монашества, основал Верхне-Харьковский Николаевский женский монастырь. Святитель заботился о нравственности духовенства, благолепии церковном, всюду требуя совершения уставного богослужения. Он был очень милостив и скор на поддержку всех, искавших его помощи. Управляя епархией, преосвященный заботился также о процветании проповедничества среди духовенства, а лучшим образцом здесь являлись его собственные проповеди. В Харькове святитель Иннокентий продолжал свои литературные и богословско-исторические труды, занимался гимнографией. Определением Святейшего Синода от 15 апреля 1845 года владыка Иннокентий был возведен в сан архиепископа. С 1 апреля 1847 года он являлся членом Святейшего Синода.
24 февраля 1848 года последовал указ о назначении его на кафедру Херсонскую и Таврическую, что было промыслительно. Церковная нива этой епархии, столь обширная, была не возделана. Святитель Иннокентий первое время служения своего в Одессе посвятил внешнему устройству епархии, воспитанию духовенства, укреплению Духовной семинарии. При архиепископе Иннокентии был построен Спасо-Преображенский кафедральный собор, установлены особые молитвословия и крестные ходы в день основания Одессы и в день ежегодного перенесения из Херсона в Одессу чудотворного Касперовского образа Божией Матери. Современники изумлялись обширности и глубине познаний святителя в различных областях человеческой деятельности. Но для него богослужение было средоточием всей его жизни, а сила его слова была подобна силе и глубине слова святителя Иоанна Златоуста. При нем началось восстановление крымских церковно-исторических памятников и создание иноческих обителей по образу Афонских на Крымском полуострове и в Херсоне.
Исключительное значение имела деятельность архиепископа Иннокентия для Одессы в Крымскую войну. В это тяжелое время у людей не оставалось надежды на земную помощь, все упование свое они возлагали на Господа. И Божия помощь милостиво посещала причерноморскую землю по молитвам святителя Христова. Благодать и сила его молитв особенно проявились при осаде Одессы неприятелем в 1854 году. Враг дважды осаждал Одессу и дважды вынужден был удалиться. Особую силу имела молитва святителя перед чудотворным Касперовским образом Божией Матери. Как некогда азиатский завоеватель Тамерлан бежал от града Москвы, устрашенный грозным запрещением Матери Божией, так и в событиях 1854 года враги удалились от берегов Одессы благодаря Ее предстательству. С тех пор Касперовская икона Божией Матери является покровительницей Одессы и всего южного края.
Когда же врагу был открыт путь в Симферополь, и даже Перекоп не мог считаться безопасным убежищем, святитель Иннокентий без сопровождающих с иконой Божией Матери прибыл сначала в Симферополь, а затем в осажденный Севастополь. В этот тяжелый для защитников города час он явился, чтобы возвестить упование на Высшую помощь. Во время военных действий на Крымском полуострове архиепископ Иннокентий не переставал совершать Литургии и молебны. Предметом особой заботливости его были госпитали, госпитальное духовенство и сестры милосердия, ухаживавшие за ранеными и больными воинами. Раненые снабжались продовольствием, собранным святителем, духовными книгами и иконами. Проповеди святителя Иннокентия поддерживали дух защитников Отечества и всей паствы. Народ в простоте сердца выражал общее тогда убеждение: «Если бы командование армией доверили Иннокентию, Россия выиграла бы Крымскую войну».
Святитель всегда, до самозабвения, отдавал себя на служение Богу и ближним. Свеча земного бытия его догорала. Чувствуя приближение своей кончины, он в конце апреля – начале мая 1857 года совершил поездку по епархии, прощаясь с ней навсегда. Скончался святитель 25 мая 1857 года. 29 мая после Божественной литургии и торжественного чина отпевания, при рыдании всего народа, архиепископ Иннокентий был погребен у входа в правый придел Одесского кафедрального Спасо-Преображенского собора. Сейчас нетленные мощи святителя почивают в Свято-Успенском кафедральном соборе г. Одессы. Нижний храм вновь возрождаемого Спасо-Преображенского собора в 2005 году был освящен в честь святителя Иннокентия.